Дополнительная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник "Юный художник" средняя группа
учебно-методический материал (средняя группа)

Артамонова Галина Владимировна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_sr.gr_.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

                           

«Юный художник»

Дополнительная дошкольная образовательная программа

по изобразительному искусству

с использованием нетрадиционных техник

для детей 4-5 лет

Составила:

Артамонова Галина Владимировна

                                         Пояснительная записка.

          Детский сад № 1527 г. Москвы работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП). Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

          В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного развития, фундамент творческих начал. Занятия изобразительной деятельностью способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному, трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

          Применяя нетрадиционные приѐмы в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и активности прежде всего, они очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.

                                                        Актуальность.

         Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

                                          Основная цель программы.

            Развивать художественные, языковые, интеллектуальные способности в процессе комментированного рисования, развитие творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира.

обучающая: 

  • учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;

развивающая: 

  • развивать творческую активность, мышцы кистей рук, стремиться к самоутверждению;

воспитательная: 

  • формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира,
  • воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
  • заинтересовать детей различными изобразительными материалами и возможностью действовать с ними;
  • побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них эмоционально значимо;
  • создавать условия для освоения цветовой палитры.

                                                                Задачи.

  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;
  • учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
  • формировать умение оценивать созданные изображения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций;
  • обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

                                                   Возраст детей.

          Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 4-х до 5-ти лет (средняя группа).

                          Организация структурной деятельности.

           Занятия проводятся один раз в неделю, в соответствии с возрастом 20 минут.

                                      Срок реализации программы

          Срок реализации программы один год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа.

                                          Ожидаемый результат.

             В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

Учебно-тематический план

ТЕМА

ВСЕГО

ВРЕМЯ

(мин.)

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

1

Мухомор

1

20

просмотр

2

Ветка рябины

1

20

просмотр

3

Красивый букет

1

20

просмотр

4.

Разноцветные бабочки

1

20

просмотр

5.

Осенние листочки

1

20

просмотр

6

Два петушка

1

20

просмотр

7

По небу тучи бежали….

1

20

просмотр

8

Первый снег

1

20

просмотр

9

Укрась платочек

1

20

просмотр

10

Снежная семья

1

20

просмотр

11

               Ёлочка

1

20

просмотр

12

          (продолжение)

1

20

просмотр

13

Ёлочка пушистая, нарядная

1

20

просмотр

14

Дед Мороз

1

20

просмотр

15

Мои рукавички

1

20

просмотр

16

Снеговичок

1

20

просмотр

17

Узоры на окошках

1

20

просмотр

18

Моё любимое дерево

1

20

просмотр

19

Зимний пейзаж

1

20

просмотр

20

Подарок папе

1

20

просмотр

21

На что похоже?

1

20

просмотр

22

Букет для мамы

1

20

просмотр

23

Какого цвета весна

1

20

просмотр

24

Берег реки

1

20

просмотр

25

Волшебная страна….

1

20

просмотр

26

Звездное небо

1

20

просмотр

27

Расцвели одуванчики

1

20

просмотр

28

Хмурый день

1

20

просмотр

29

Совушка-сова

1

20

просмотр

30

Отражение дерева в озере

1

20

просмотр

31

Попугаи

1

20

просмотр

32

Цветочная поляна

1

20

просмотр

33

Цветущая веточка

1

20

просмотр

34

Салют

1

20

просмотр

Перспективный план работы средней группы (возраст 4-5 лет)

Октябрь – 1-5

Ноябрь – 6-9

Декабрь – 10-13

Январь – 14-17

Февраль – 18-21

Март – 22-25

Апрель – 26-30

Май – 31-34

  1. «Мухомор» 

      Рисование пальчиками, фон – монотипия. Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность. 

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.

  1. «Ветка рябины» 

      Рисование пальчиками. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев, салфетки).

  1. «Красивый букет» 

      Печатание растений. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: Засушенные листья, краска, кисти, бумага.

  1. «Разноцветные бабочки».

       Монотипия, обведение ладони и кулака. Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Силуэты симметричных, ассиметричных предметов.

Оборудование: Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

  1. «Осенние листочки».

       Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.

Оборудование: Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования.

  1. «Два петушка»

       Рисование ладошкой. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Оборудование: Цветные карандаши, листы бумаги.

  1. «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

       Рисование смятой бумагой. Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

Оборудование: Газета, листы бумаги, разноцветные краски.

  1. «Первый снег».

       Оттиск печатками из салфетки. Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Оборудование: Листы бумаги, цветные краски, салфетки.

  1. «Укрась платочек».

       Оттиск пробкой. Рисование пальчиками. Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Оборудование: Листы бумаги, краски, салфетки.

  1. «Снежная семья»

       Рисование способом тычка. Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.

Оборудование: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

  1. «Елочка».

       Пластилинография. Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Оборудование: Рисунок с изображением елочки, пластилин.

  1. «Елочка» (продолжение).

       Пластилинография. Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изображением елочки; пластилин.

Оборудование: Рисунок с изображением елочки, пластилин.

  1. «Ёлочка пушистая, нарядная».

     Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Оборудование: Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти.

  1. «Дед Мороз».

 Аппликация из ваты. Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.

Оборудование: Цветной картон синего цвета (по количеству детей, комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.

  1. «Мои рукавички».

      Оттиск пробкой, картофелем рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Оборудование: Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.

  1. «Снеговичок» 

       Комкание бумаги (скатывание). Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком  (метла, елочка, заборчик). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Оборудование: Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.

  1. «Узоры на окнах».

       Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Оборудование: Тонированная бумага, белая бумага, гуашь.

  1. «Мое любимое дерево».

         Рисование мазком, монотипия, набрызг. Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

Оборудование: Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.

  1. «Зимний пейзаж».

       Кляксография. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Оборудование: Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

           20.«Подарок папе».

  Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации

          21.«На что похоже?» 

Техника монотипии. Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию.

Оборудование: Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки.

         22. «Букет для мамы»

Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику.

Оборудование: Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

         23. «Какого цвета весна».

 Монотипия. Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.

Оборудование: Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

          24. «Берег реки»

Рисование по сырому фону. Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.

Оборудование: Листы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.

         25. «Волшебная страна – подводное царство»

Рисование ладошками. Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.

Оборудование: Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.

           26. «Звездное небо».

Печать поролоном по трафарету; набрызг. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Оборудование: Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.

           27. «Расцвели одуванчики».

Метод тычка. Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Оборудование: Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

           28. «Хмурый день».

Пластилиновая живопись. Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе.

Оборудование: Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.

          29. «Совушка - сова».

  Пластилиновая живопись. Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз).

Оборудование: Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.

         30. «Отражение дерева в озере» 

Монотипия. Упражнять в умении складывать лист пополам, на одной стороне рисовать весеннее дерево, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

Оборудование: Лист бумаги, краски, губка, салфетки.

          31. «Попугаи».

 Рисование ладошками. Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов.

Оборудование: Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.

           32. «Цветочная поляна»

Рисование ватными палочками. Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Оборудование: Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны

(полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.

       33. «Цветущая веточка».

    Смешенная техника. Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками.

Оборудование: Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.

         34. «Салют».

Акварель или гуашь, восковые мелки. Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Все принадлежности для рисования.

                                               Список литературы

  1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.
  3. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.
  4. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004  
  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:
  6. Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.  
  7. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006
  8. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008
  9.  Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008
  10.  Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008
  11. Рисование с детьми 3-4 лет, Д.Н.Колдина, М, 2008
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
  13. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
  14. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.
  15. Лыкова И.А. - Изобразительное творчество в детском саду Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии (Занятия в ИЗОстудии) - 2008
  16. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007.
  17. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 5-7 лет

Знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании....

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 4-5 лет

Обучение приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов....

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования. Формирование художественного мышления через различные способы рисования....

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет

В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последо...

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...

«Веселая палитра» Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 2-3 лет на 2021-2022 год

laquo;Веселая палитра»Дополнительная дошкольная образовательная программапо изобразительному искусствус использованием нетрадиционных техникдля детей 2-3 лет  на 2021-2022 год...