Доклад к презентации " Шахматы"
материал (подготовительная группа)

Из опыта реализации дополнительной общеразвивающей программы социальной направленности "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii_shahmaty.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 218

Из опыта реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы социально- гуманитарной направленности
«Шахматы»
в 2021-2022 уч.г.г

        

Выполнила

 воспитатель 1 категории

Шушканова Н.Д.

г.Ульяновск

Игра в шахматы является одним из инновационных подходов к решению проблемы интеллектуального развития ребёнка, так как в них заложен богатейший образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный потенциал.

2 слайд. Актуальность

Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение.

Обучение детей игре в шахматы направлено на интеллектуальное развитие детей, позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления

3 слайд. Цель

Целью внедрения программы «Шахматы» является обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

4 слайд. Задачи

-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы, развивать у детей стремление к познанию.

-Познакомить детей с основными шахматными понятиями, терминами;

-Формировать стремление ребёнка к самостоятельному решению логических задач;

-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии;

-Расширять у детей кругозор, развивать память, сообразительность, находчивость, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление, внимание;

-Развивать интеллектуальные и личностные качества детей;

5 слайд. К концу года дети должны знать:

- шахматные термины: партнеры, белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, ход, взятие.

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

- шахматную нотацию.

- взаимодействие между фигурами на шахматной доске.

6 слайд. К концу года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- правильно размещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- решать элементарные шахматные задачи.

- играть каждой фигурой.

7 слайд. Наше шахматное королевство.

Дети очень любят играть в шахматы.В детском саду созданы все условия для занятий. У нас есть демонстрационная доска, напольные шахматы, настольные шахматы по количеству детей. Мы разработали программу по обучению детей игре в шахматы, приобрели необходимую литературу.

8 слайд. Знакомство с шахматами начинается со сказки.

Герои сказки рассказывают детям историю возникновения игры в шахматы.

9 слайд. Вот оно какое шахматное поле.

Обучение начинается со знакомства с шахматной доской. Дети узнают, что это не просто доска, а что там есть улицы и проспекты, знакомятся с такими понятиями, как горизонталь, вертикаль, диагональ. У каждой клеточки есть свой адрес, а для того, чтобы уметь его прочитать нужно знать буквы и цифры.

10 слайд. Парад шахматных фигур.

Следующий этап обучения –знакомство с фигурами. В шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это белые. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это чёрные. Детям показываю первые шахматные фигуры: белая и черная пешка.На демонстрационной доске показываю, как располагаются пешки, как ходят, как берут фигуры противника. Так же происходит знакомство с белой и черной ладьей белым и черным конем, белым и черным слоном, белым и черным ферзем, белым и черным королем. Все фигуры обозначаются буквами и занимают своё место на шахматной доске. Заучиваем с детьми стихи, разгадываем загадки о шахматных фигурах.

11 слайд. Шахматы- это весело.

Очень нравятся детям шахматные уроки с использованием компьютера. Серия занятий «Шахматы –это весело» очень доступна и интересна детям. Так же дети любят смотреть познавательные мультфильмы по теме «Шахматы»

12 слайд. Интересное задание- дети любят рисование.

На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. При знакомстве с фигурами, показываю детям шахматные фигуры демонстрационных шахмат и предлагаю детям зарисовать силуэты шахматных фигур.

13 слайд. Учимся играя.

Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры от других не всегда легко, в этом нам помогают такие игры как: « Найди фигуру», « Говорящие кубики», «Собери фигуру», « Какой фигуры не стало», « Шахматное лото» « Нарисуй фигуру» «Что общего и чем отличаются фигуры» (Дети сравнивают фигуры по цвету, «весу», форме) «Назови, не ошибись» (Расставляются фигуры, первый ребенок называет пешка, второй ребенок называет пешка и конь, третий называет пешка, конь и ладья. последний ребенок должен назвать все стоящие в ряд фигуры) и т.д. Дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс, являются эффективным средством в достижении поставленных целей, повышают интерес к учению, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную деятельность, развивают память, внимание, мышление, любознательность и сообразительность, помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей удовлетворение, создают радостное настроение.В своей работе я использую шахматные сказки, ребусы, занимательные задачи и дидактические игры.

14 слайд. Именно из этого положения фигур начинается шахматнаяпартия.

С этого момента начинается игра. Все фигуры дети уже знают, каждая фигура заняла своё место на доске.  На этом этапе использую задание «Поставь фигуры правильно», игру- соревнование «Каждой фигуре свое место» (Дети по команде стараются быстро расставить фигуры, кто быстрее)

15 слайд. Проделки злого волшебника.

«Путаница- перепутаница» (Злой волшебник перепутал все фигуры. Дети находят ошибку, какие фигуры стоят не на своём месте)

16 слайд. Шахматная школа. Рокировка.

Дети знакомятся с понятием рокировка.Рокировка - это специальный ход, который один раз за игру может выполнить король совместно со своей ладьёй. Отрабатываем на практике правила и условия рокировки.

17 слайд. Шахматная школа. Шах. Мат.

Дети знакомятся с понятиями «Шах» и «Мат»Шах – это нападение на короля соперника, а мат – это шах, от которого нет защиты.

18 слайд. В напольные шахматы играть интересно.

Первыешахматные шаги разбираем вместе на напольной шахматной доске. Дети закрепляют на практике, как ходят фигуры и как правильно взять фигуру противника.  

19 слайд. Очень нравится передвигать фигуры на демонстрационной доске.

На демонстрационной доске решаем задачи с заранее созданной шахматной композицией.Например, задача – поставить мат противнику и т.д.

20 слайд. Пишем шахматный диктант.

Учимся ориентироваться на шахматной доске, изучаем шахматную нотацию и дети узнают, что у каждого поля (клеточки) есть свой адрес.В тетрадях мы рисуем диаграммы, решаем шахматные задачи и пишем шахматные диктанты.

21 слайд. Игры в парах – занятие серьёзное.

Детям нравится играть в шахматы, у них горят глаза и каждый раз с нетерпением ждут следующей встречи.

22 слайд. А впереди нас ждёт шахматный турнир.

23 слайд. Литература.

  • 1. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы»-М.:Просвещение, 1991г.
  • 2. Сухин И.Г. Приключения в шахматной стране». «Удивительные приключения в шахматной стране» -М.: Поматур 2000г.
  • 3. Сухин И.Г.«Шахматы для самых маленьких»-М.Астрель, АСТ 2000г.
  • 4.Г.Каспаров «Первые шахматные шаги»
  • 5.М.Фоминых «Шахматы для детей»
  • 6.В.Барский « Шахматная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Доклад к презентации и технологическая ситуация

Уважаемые коллеги, этот материал вы сможете использовать для проведения педсовета, методического объединения....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Доклад к презентации и технологическая ситуация

Уважаемые коллеги, этот материал вы сможете использовать для проведения педсовета....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ШАХМАТЫ"

Шахматы: основные понятия...

Доклад "Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста"

             Тема доклада: «Раннее обучение шахматам как средство  развития одаренности детей дошкольного возраста»     ...

Публикация на нс портале доклада "Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста"

Ссылка на публикацию: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/02/01/doklad-rannee-obuchenie-shahmatom-kak-sredstvo...

Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"

Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"...

Презентация "Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников"

Влияние шахмат на интеллектуальное развитие дошкольников....