Доклад "Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста"
статья

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

               Тема доклада: «Раннее обучение шахматам как средство  развития одаренности детей дошкольного возраста»

 

        Из опыта работы Базаровой Г.Б -М   воспитателя МБДОУ «Барагханский   детский сад  «Хараасгай» Курумканского района.

     Сущность опытаРазвитие  одаренности детей старшего дошкольного возраста посредством  раннего обучения шахматам.

      Актуальность  Проблема развития одаренности подрастающего поколения имеет социальную значимость, так как одаренные дети в будущем  осуществляют прогресс общества, а  прогресс будет зависеть от того, сколько в обществе будет ученых, конструкторов, изобретателей, деятелей науки и культуры.

       Вопрос  одаренности детей является одним из актуальных в деятельности современных психологов и педагогов. Интерес  этот вызван потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует от человека способности к  нестандартному  мышлению. В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети  и «детская одаренность». Термином  «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей опережающих сверстников в развитии. Второй термин - «детская одаренность» напротив не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы  дошкольного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-практическая  конференция педагогов ДОО «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса  в условиях ФГОС ДО»

Тема доклада:

  «Раннее обучение шахматам как средство

  развития одаренности детей дошкольного возраста»  

 

                                                                       

                                                     

                                                                           

                                  Из опыта работы   Базаровой Г.Б-М

                                               воспитателя  МБДОУ «Барагханский      

                                              детский сад «Хараасгай»  Курумканского

                                              района.

 

                                                                                                 

                                                 с.Барагхан

2017 г

      Сущность опыта – Развитие  одаренности детей старшего дошкольного возраста посредством  раннего обучения шахматам.

      Актуальность Проблема развития одаренности подрастающего поколения имеет социальную значимость, так как одаренные дети в будущем  осуществляют прогресс общества, а  прогресс будет зависеть от того, сколько в обществе будет ученых, конструкторов, изобретателей, деятелей науки и культуры.

       Вопрос  одаренности детей является одним из актуальных в деятельности современных психологов и педагогов. Интерес  этот вызван потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует от человека способности к  нестандартному  мышлению. В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети  и «детская одаренность». Термином  «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей опережающих сверстников в развитии. Второй термин - «детская одаренность» напротив не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. По словам А.Эйнштейна мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы  дошкольного образования. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение  коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации льющими поток разнообразных знаний в детские умы.  Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, способностей. Если упустить эти годы, будет упущено время - потеряны возможности  легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Поэтому на нас, педагогов дошкольного образования, ложится огромная ответственность за создание условий для  полного раскрытия потенциала одаренности , который заложен от природы в каждом малыше. Именно поэтому в детских садах  происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

                           Актуальность этой проблемы подвигла наш коллектив на  поиск эффективных методов  развития одаренности. Собрав и изучив обширнейший    материал по данной теме, мы прониклись идеей раннего обучения детей шахматам.  Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития. И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих  дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске. Древняя игра оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить. Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий шахматами он постепенно избавляется от этих недостатков. Начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

                    Убедившись в несомненной пользе использования шахмат  для разностороннего развития детей, нашим коллективом в 2013 году  было принято решение о  создании проекта «Дошкольник  в мире шахмат». Для реализации проекта была создана инициативная  группа в лице заведующей и воспитателей нашего детского сада. Для сотрудничества, нами  была приглашена  Аюшиева С.И. тренер – преподаватель  «Курумканской ДЮСШ при МБОУ «Барагханская СОШ», руководитель школьного шахматного клуба «Эллада». Целью проекта стало создание  условий для развития личностного и интеллектуального развития, формирования  общей культуры посредством обучения игре в шахматы. Проект решает  познавательные, воспитательные, эстетические, физические, коррекционные задачи. Проект предусматривает 3 этапа:

              1.Организационный этап: изучение методической литературы, интернет - ресурсов по теме проекта. Определение целей и задач. Составление плана реализации проекта.  Составление схемы управления и механизма реализации. Составление перспективного и тематического планов. Разработка рабочей программы по обучению детей шахматам. Разработка планов по взаимодействию с родителями в обучении детей игре в шахматы. Разработка и изготовление дидактических игр и пособий.

2.Практический этап: непосредственно образовательная и совместная  деятельность с детьми воспитателей и тренера; игры с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические и т.д), продуктивная деятельность детей; презентации детей своих работ по теме проекта; участие детей в соревнованиях различного уровня;

3.Итоговый этап: Создание  в детском саду условий для обучения детей игре в шахматы. Методические и практические материалы для педагогических работников  ДОУ; памятки и рекомендации для родителей воспитанников; результаты продуктивных видов деятельности воспитанников.

    Длительность проекта составляет один год. С каждым учебным годом проект возобновляется.

     Весь процесс обучения шахматам мы  строим  на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса. Процесс обучения проходит в несколько этапов.  Обучение  воспитанников начинается  с дидактических игр, чтения  художественной и  познавательной литературы,  небольших инсценировок, драматизаций  с использованием шахматных героев и шахматной тематики. Мы  вводим  детей в удивительный мир деревянных  королей,  широко используя  шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи, викторины, игры типа лото. Благодаря этому, дети начинают   постепенно  интересоваться  шахматами. Воспитателями постоянно поддерживается интерес к шахматному образованию в различных видах деятельности: дети рисуют шахматных героев, лепят их  из соленого теста и бумажной массы, создают из различных материалов целые шахматные королевства, устраивают сказочные представления в театральном уголке. Большое внимание    уделяется   подготовке   игрового материала и  пособий, атрибутов, способствующих привлечению ребенка к игре в шахматы. Далее  ребята знакомятся  с шахматной доской и фигурами; детально изучают   игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны. Важным моментом занятий является деятельность самих детей: они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают  выводы, выясняют  закономерности. Для дальнейшего закрепления  начального материала проводятся конкурсы рисунков, поделок и театрализованные представления с использованием шахматной тематики.                

      Работа над проектом  ведется  в тесном сотрудничестве с родителями. Без активного участия родителей осуществление задач проекта было бы невозможно. Узнав о проекте, его цели и содержании родители активно и заинтересованно включаются  в работу, оказывают  помощь в организации предметной среды. В помощь  родителям по шахматному образованию дошкольников  в детском саду выпускаются  памятки и рекомендации. Инициативной творческой группой планируется  выпуск видеороликов  по новым формам  работы с родителями по шахматному образованию детей дошкольного  возраста. Специалисты Курумканской ДЮСШ, с которыми мы активно сотрудничаем в рамках проекта, подобрали  для родителей наших воспитанников  примерную  программу домашнего обучения. Также ими была рекомендована компьютерная игра для детей «Динозавры учат играть в шахматы», позволяющая в игровой форме закрепить азы шахматной науки. На основе программы  «Шахматы, первый год»  И.Г.Сухина инициативной группой  разработана рабочая программа. Согласно данной программе тренером – преподавателем  проводятся занятия  один раз в неделю. Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей в группе оборудован  шахматный уголок, который периодически пополняется новым материалом. За время реализации проекта   дети учатся  играть в шахматные партии, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще  проводят   время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы,  обучают остальных детей группы, выступая в роли учителя, наставника. Повышается уровень самооценки детей. Каждый год, инициативной группой  проекта, на базе Барагханской СОШ проводится районный шахматный  турнир для дошкольников «Вундеркинд». В течение нескольких лет наши воспитанники став победителями районного турнира выезжали  на республиканские соревнования, где также удостаивались призовых мест. В последующем, став школьниками, многие из ребят продолжают занятие в школьном шахматном клубе и добиваются успехов  уже на республиканском и всероссийском  уровнях.

    Таким образом, наш проект  обеспечивает реализацию следующих принципов: непрерывность образования, системность организации педагогического процесса; принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего детского коллектива в целом. Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель - не воспитывать чемпионов, а через интерес к мудрой игре поддерживать  и развивать инициативу и одаренность каждого ребенка.

Список литературы

1.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

2.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

3.«Психология одаренности детей и подростков»  под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международная научно- практическая конференция педагогов ДОО «Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО» «Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста» Из опыта работы Базаровой Г.Б-М воспитателя МБДОУ « Барагханский детский сад « Хараасгай »

Слайд 2

Сущность проекта - развитие одаренности детей старшего дошкольного возраста посредством раннего обучения шахматам. Актуальность проекта -проблема развития одаренности детей имеет социальную значимость, потому что именно они будут определять будущее нашего общества.

Слайд 3

Основные подходы к понятию одаренность В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин – «детская одаренность» напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально – творческий потенциал. «Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться.» (Эйнштейн А.)

Слайд 4

Цель проекта: Создание условий для развития личностного интеллектуального развития, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Слайд 5

Игра в шахматы решает задачи: 1.Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление. 2.Воспитательную : вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. 4.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. 5.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Слайд 6

этапы проекта Организационный этап: изучение методической литературы, интернет- ресурсов по теме проекта. Определение целей и задач. Составление плана реализации проекта. Составление схемы управления и механизма реализации. Составление перспективного и тематического планов. Разработка рабочей программы по обучению детей шахматам. Разработка планов по взаимодействию с родителями в обучении детей игре в шахматы. Разработка и изготовление дидактических игр и пособий.

Слайд 7

Практический этап: непосредственно образовательная и совместная деятельность с детьми воспитателей и тренера; игры с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические ), продуктивная деятельность детей; презентации детей своих работ по теме проекта; участие детей в соревнованиях различного уровня;

Слайд 8

Итоговый этап: создание в детском саду условий для обучения детей игре в шахматы. Методические и практические материалы для педагогических работников ДОУ; памятки и рекомендации для родителей воспитанников; результаты продуктивных видов деятельности воспитанников

Слайд 9

Методы и приемы обучения детей игре в шахматы игровой наглядный практический словесный - сюрпризные моменты -игровая мотивация -проблемные ситуации -инсценировка объяснение -пояснение -указ -беседа -чтение -рассказ -поэтическое слово - зрительная тактильная слуховой решение задач игра упражнения

Слайд 10

Формы реализации проекта самостоятельная деятельность подгрупповые занятия индивидуальные занятия игровая (игры с правилами) - речевая (объяснения, рассуждения, аргументация) -театрализованная ( постановка сказок, шахматных историй) изобразительная (рисование, лепка) интеллектуальная (решение задач ) - -занятия - экскурсии - шахматные турниры - эстафеты игровая (игры с правилами) - речевая (объяснения, рассуждения, заучивание стихотворений, придумывание загадок) - трудовая (изготовление пособий, атрибутов) - интеллектуальная (решение задач) -

Слайд 11

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Слайд 12

Индивидуальная работа с детьми, способствует более эффективному процессу обучения детей дошкольного возраста первоначальным навыкам шахматной игры.

Слайд 13

«Шахматы- превосходная школа последовательного логического мышления». Г.Клаус.

Слайд 14

Творческие задания – это особый вид заданий для воспитания устойчивого интереса малышей к шахматам

Слайд 15

ресурсное обеспечение «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева

Слайд 16

Театр и шахматы

Слайд 17

Экскурсия в Курумканскую ДЮСШ.

Слайд 18

Дети знакомятся с компьютерными играми, с детьми проводятся конкурсы, игры, соревнования по шахматам

Слайд 19

2 детей принимали участие в республиканских соревнованиях «Вундеркинд- 2013»

Слайд 20

Участие детей в районном турнире «Вундеркинд-2014»

Слайд 21

Достижения за 2013-14 учебный год рамках проекта «Дошкольник в мире шахмат»

Слайд 22

3 ДЕТЕЙ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ ТУРНИРЕ «Вундеркинд» 2014

Слайд 23

Участие детей в районном шахматном турнире «Вундеркинд-2015»

Слайд 24

Достижения за 2014-15 учебный год рамках проекта «Дошкольник в мире шахмат»

Слайд 25

Районный шахматный турнир «Вундеркинд-16»

Слайд 26

Достижения за 2015-16 учебный год рамках проекта «Дошкольник в мире шахмат»

Слайд 27

Грамоты наших выпускников за участие в республиканских, всероссийских соревнованиях. 2015-16 г.

Слайд 28

Совместные усилия педагогов и родителей помогают открыть новые таланты

Слайд 29

Формы и методы работы с родителями коллективные наглядно-информационные родительские собрания спортивные развлечения досуги совместные экскурсии совместное создание предметно-развивающей среды Информационные стенды выставки детских работ тематические выставки открытые занятия сайт ДОУ библиотека- передвижка групповые альбомы анкетирование опросы беседы консультации индивидуальные

Слайд 30

Шахматы – это проверенная временем и разными нациями технология развития интеллектуального потенциала детей

Слайд 31

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности.

Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности....

Развитие одаренности детей дошкольного возраста с учетом полоролевых особенностей

Ведущими отечественными специалистами в «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение: «Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет воз...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....

Самообразование «Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности, как средство развития одаренности детей дошкольного возраста»

Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:Я считаю, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творче...

Публикация на нс портале доклада "Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста"

Ссылка на публикацию: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/02/01/doklad-rannee-obuchenie-shahmatom-kak-sredstvo...

Информационный мини-проект Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...