Детская инициатива как средство развития одаренности детей дошкольного возраста
статья
Предварительный просмотр:
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые дети – это потенциал любой страны. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения детей.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких черт, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями в раннем периоде. Главное, заметить особенности ребёнка своевременно и развивать его дар.
Главным показателем одарённости малыша в детском саду, по мнению педагогов, является его любознательность и инициативность. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Учитель убежден, что при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство и инициатива вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.
Исследовательская деятельность и любопытство зарождается в раннем детстве (как будто бы бесцельное манипулирование с игрушками и предметами). Ребенок при этом овладевает сенсорными эталонами - цвет, форма, размер и другими, осуществляет своего рода природоведческие и социальные эксперименты. Далее манипулирование усложняется: ребенок все совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов, растений, животных, людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-либо систему.
К началу периода дошкольного детства, примерно к трем годам, начинается их интегрирование. Развитие получает период любопытства, который при активном участии нас, взрослых, плавно переходит в период любознательности (обычно к началу старшей группы). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.
Ребенок начинает самостоятельно рассуждать, делать определенные умозаключения. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен научиться осуществлять экспериментирование самостоятельно или при некотором руководстве взрослых. У него уже проявляются определенные навыки данной деятельности: начинает выделять проблему, принимать и ставить цель, решать поставленную проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять факты, выдвигать предположения, отбирать материалы для самостоятельной деятельности, делать выводы, а также учится фиксировать этапы действий и результаты графически.
И именно в этот период перед нами, взрослыми, главной становится необходимость поддерживать и ненавязчиво развивать у него интерес к окружающему миру, желание открывать новое и испытывать радость от таких открытий.
Общеизвестно, что ребенок наиболее прочно усваивает то, что видит и делает сам. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Для того чтобы дети полноценно развивались принципиально важно обращать внимание на организацию предметно-пространственной среды. Среда, в которой ребенок проводит от 4 до 12 часов в день, это не просто условие для нормального развития, но и образовательное средство. Обстановка группы, окружающие предметы либо способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям, либо блокируют все это.
В качестве одной из технологий, которая отвечает запросу учета детских интересов и развития инициативы, я использую проектную деятельность. Этот метод очень подробно описан в учебно-методическом пособии С.М. Оберемок «Метод проектов в дошкольном образовании». Метод очень хорошо работает на приобретение детьми и опыта удивления, и опыта осознания потребностей, и опыта выбора. Основа метода проектов – интерес дошкольников и предполагает самостоятельную активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Тут не ребенок реагирует на информацию, поступающую от педагога, а воспитатель подхватывает детскую инициативу, поддерживает и способствует ее развитию через активную, включенную позицию.
С помощью метода проектов ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты через исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность. Но это всегда самостоятельная деятельность ребенка.
Детское любопытство и инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.
С точки зрения формирования инициативы, игра – уникальная деятельность. Только в ней ребенок-дошкольник и может быть действительно самостоятелен. И именно здесь детская инициатива уместна.
Поэтому именно в игре ребенок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики. А именно:
• опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществлению,
• опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом,
• опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия,
• уверенность в себе,
• ориентация в социальных рамках,
• опыт решения сложных задач посредством воображения.
Особое место занимает режиссёрская игра, с которой как раз и начинается самостоятельное придумывание сюжетов, осуществление в игре первых замыслов ребёнка в воображаемой ситуации. В 2–3 года ребенок уже занят режиссерской игрой – он разыгрывает простые сюжеты с разными предметами, превращая их во что или в кого угодно. В три года в жизни ребенка появляется новый вид игры – образно-ролевая. Он сам превращается в кого-то или во что-то. Изображает из себя, без предметов, кошку, или робота, или самолет. С 4 до 6–7 лет господствующим видом игры становится сюжетно-ролевая. В мнимой ситуации дети берут на себя роли и разыгрывают какой-то сюжет.
На всех этапах развития игры, очевидно, что предметы без определенных функций лучше подходят, чем готовые игрушки. Кубики и цилиндры, пустые бутылки или палочки не менее ценны, чем машинки или пластмассовые овощи. Ведь кубик можно превратить во что угодно, а машинка предполагает лишь конкретное действие с ней. Здесь взрослому важно и предоставлять материал способствующий формированию действия замещения - так называемый «неоформленный материал». В связи с этим, у нас в группе находится много разнообразного и полифункционального материала, который используется детьми для игры и изменения предметно-пространственной среды. Здесь и камни, и пуговицы, различный природный материал, многообразие мозаик и конструкторов, куски ткани, палочки, полипропиленовые трубки, коробки, различные ёмкости и многое другое.
И наконец, игра с правилом. Жмурки, прятки, казаки-разбойники. Именно здесь происходит перенос опыта владения собой в роли в произвольное поведение. Важно также предлагать детям придумывать свои игры, свои правила. Использовать игры, где есть разные способы игры, возможность менять правила. Также предлагать детям самим придумывать игры.
В различных играх можно использовать следующие приёмы, способствующие развитию любопытства и инициативности у детей:
• Упражнения на замещение. Любые модификации упражнения подойдут: сидеть с детьми в кругу и по очереди говорить, как можно использовать какой-либо предмет, с несколькими детьми из нескольких несюжетных (лучше неоформленных) предметов разыграть настольную сказку.
• Игры-упражнения в перевоплощение. Здесь тоже могут быть различные варианты: угадывать в кого превратился ребёнок только по его движениям, выдать всевозможный материал и предложить изготовить костюм своего образа и другие.
• Упражнения по созданию новых сюжетов, историй. В педагогической литературе есть также разные варианты обучения сюжетосложению. От расшатывания известных сюжетов до придумывания историй по кругу.
• Проигрывание или создание сказки. Это целенаправленная режиссёрская игра, где ребёнок или несколько детей вместе со взрослым проигрываю известную сказку либо создаю свою, в зависимости от возраста. Здесь важны в равной мере и сюжет, и взаимодействие героев, и создание пространства.
• Создание своего мира. Здесь место для полёта фантазии детей, где каждый может из всевозможных мелких игрушек, неоформленного материала создать мир, в котором ему хочется жить или мир на заданную тему (подземный мир, животный мир и т.д.) Также можно делать не только мелкий мир, но и в большом пространстве. Здесь важно учить ребёнка, как можно использовать весь имеющийся материал под свой замысел.
Пространственная игра. Детям выделяется кусок большого пустого пространства, где есть ширмы, большой конструктор, ткани и прочий крупный строительный материал. Мелкого материала минимум, только тот, что позволяет закрепить крупные детали. Предлагается небольшой группе детей (5–7 человек) поиграть в этом пространстве либо обустроить его как им хочется.
Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
• поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
• обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
• положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
• проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
• косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
• личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
• отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
• предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
• создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
• обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
• предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
• поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;
• обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:
• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять любопытство и инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.
В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Все выше казанное, является неотъемлемой частью развития одарённого ребенка. Стремление к новым познавательным ситуациям его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи дошкольников....
Самообразование «Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности, как средство развития одаренности детей дошкольного возраста»
Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:Я считаю, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творче...
Доклад "Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста"
Тема доклада: «Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста» ...
Публикация на нс портале доклада "Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста"
Ссылка на публикацию: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/02/01/doklad-rannee-obuchenie-shahmatom-kak-sredstvo...
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: изучение детского музыкального фольклора и его использование в повседневной жизни дошкольника. Задачи: 1. изучить литературу по теме;2. дать понятие детского музыкального фольклора;3. ...
Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста....