Детская инициатива как средство развития одаренности детей дошкольного возраста
статья

Статья для воспиталелей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые дети – это потенциал любой страны. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения  детей.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких черт, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями в раннем периоде. Главное, заметить особенности ребёнка своевременно и развивать его дар.

Главным показателем одарённости малыша в детском саду, по мнению педагогов, является его любознательность и инициативность. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Учитель убежден, что при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство и инициатива вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.

     Исследовательская деятельность и любопытство зарождается в раннем детстве (как будто бы бесцельное манипулирование с игрушками и предметами). Ребенок при этом овладевает сенсорными эталонами - цвет, форма, размер и другими, осуществляет своего рода природоведческие и социальные эксперименты. Далее манипулирование усложняется: ребенок все совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов, растений, животных, людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-либо систему.

К началу периода дошкольного детства, примерно к трем годам, начинается их интегрирование. Развитие получает период любопытства, который при активном участии нас, взрослых, плавно переходит в период любознательности (обычно к началу старшей группы). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.

Ребенок начинает самостоятельно рассуждать, делать определенные умозаключения. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен научиться осуществлять экспериментирование самостоятельно или при некотором руководстве взрослых. У него уже проявляются определенные навыки данной деятельности: начинает выделять проблему, принимать и ставить цель, решать поставленную проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять факты, выдвигать предположения, отбирать материалы для самостоятельной деятельности, делать выводы, а также учится фиксировать этапы действий и результаты графически.

И именно в этот период перед нами, взрослыми, главной становится необходимость поддерживать и ненавязчиво развивать у него интерес к окружающему миру, желание открывать новое и испытывать радость от таких открытий.

Общеизвестно, что ребенок наиболее прочно усваивает то, что видит и делает сам. Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Для того чтобы дети полноценно развивались принципиально важно обращать внимание на организацию предметно-пространственной среды. Среда, в которой ребенок проводит от 4 до 12 часов в день, это не просто условие для нормального развития, но и образовательное средство. Обстановка группы, окружающие предметы либо способствуют любознательности, творчеству, смелым пробам и открытиям, либо блокируют все это.

В качестве одной из технологий, которая отвечает запросу учета детских интересов и развития инициативы,  я использую проектную деятельность. Этот метод очень подробно описан в учебно-методическом пособии С.М. Оберемок «Метод проектов в дошкольном образовании». Метод очень хорошо работает на приобретение детьми и опыта удивления, и опыта осознания потребностей, и опыта выбора. Основа метода проектов – интерес дошкольников и предполагает самостоятельную активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Тут не ребенок реагирует на информацию, поступающую от педагога, а воспитатель подхватывает детскую инициативу, поддерживает и способствует ее развитию через активную, включенную позицию.

        С помощью метода проектов ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты через исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность. Но это всегда самостоятельная деятельность ребенка.

Детское любопытство и инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей,  отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

С точки зрения формирования инициативы, игра – уникальная деятельность. Только в ней ребенок-дошкольник и может быть действительно самостоятелен. И именно здесь детская инициатива уместна.

        Поэтому именно в игре ребенок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики. А именно:

•        опыт своего собственного замысла и построения деятельности по его осуществлению,

•        опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом,

•        опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия,

•        уверенность в себе,

•        ориентация в социальных рамках,

•        опыт решения сложных задач посредством воображения.

 Особое место занимает режиссёрская игра, с которой как раз и начинается самостоятельное придумывание сюжетов, осуществление в игре первых замыслов ребёнка в воображаемой ситуации. В 2–3 года ребенок уже занят режиссерской игрой – он разыгрывает простые сюжеты с разными предметами, превращая их во что или в кого угодно. В три года в жизни ребенка появляется новый вид игры – образно-ролевая. Он сам превращается в кого-то или во что-то. Изображает из себя, без предметов, кошку, или робота, или самолет. С 4 до 6–7 лет господствующим видом игры становится сюжетно-ролевая. В мнимой ситуации дети берут на себя роли и разыгрывают какой-то сюжет.

  На всех этапах развития игры, очевидно, что предметы без определенных функций лучше подходят, чем готовые игрушки. Кубики и цилиндры, пустые бутылки или палочки не менее ценны, чем машинки или пластмассовые овощи. Ведь кубик можно превратить во что угодно, а машинка предполагает лишь конкретное действие с ней. Здесь взрослому важно и предоставлять материал способствующий формированию действия замещения - так называемый «неоформленный материал». В связи с этим, у нас в группе находится много разнообразного и полифункционального материала, который используется детьми для игры и изменения предметно-пространственной среды. Здесь и камни, и пуговицы, различный природный материал, многообразие мозаик и конструкторов, куски ткани, палочки, полипропиленовые трубки, коробки, различные ёмкости и многое другое.

И наконец, игра с правилом. Жмурки, прятки, казаки-разбойники. Именно здесь происходит перенос опыта владения собой в роли в произвольное поведение. Важно также предлагать детям придумывать свои игры, свои правила. Использовать игры, где есть разные способы игры, возможность менять правила. Также предлагать детям самим придумывать игры.

В различных играх можно использовать следующие приёмы, способствующие развитию любопытства и инициативности у детей:

•        Упражнения на замещение. Любые модификации упражнения подойдут: сидеть с детьми в кругу и по очереди говорить, как можно использовать какой-либо предмет, с несколькими детьми из нескольких несюжетных (лучше неоформленных) предметов разыграть настольную сказку.

•        Игры-упражнения в перевоплощение. Здесь тоже могут быть различные варианты: угадывать в кого превратился ребёнок только по его движениям, выдать всевозможный материал и предложить изготовить костюм своего образа и другие.

•        Упражнения по созданию новых сюжетов, историй. В педагогической литературе есть также разные варианты обучения сюжетосложению. От расшатывания известных сюжетов до придумывания историй по кругу.

•        Проигрывание или создание сказки. Это целенаправленная режиссёрская игра, где ребёнок или несколько детей вместе со взрослым проигрываю известную сказку либо создаю свою, в зависимости от возраста. Здесь важны в равной мере и сюжет, и взаимодействие героев, и создание пространства.

•        Создание своего мира. Здесь место для полёта фантазии детей, где каждый может из всевозможных мелких игрушек, неоформленного материала создать мир, в котором ему хочется жить или мир на заданную тему (подземный мир, животный мир и т.д.) Также можно делать не только мелкий мир, но и в большом пространстве. Здесь важно учить ребёнка, как можно использовать весь имеющийся материал под свой замысел.

Пространственная игра. Детям выделяется кусок большого пустого пространства, где есть ширмы, большой конструктор, ткани и прочий крупный строительный материал. Мелкого материала минимум, только тот, что позволяет закрепить крупные детали. Предлагается небольшой группе детей (5–7 человек) поиграть в этом пространстве либо обустроить его как им хочется.

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

•        уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

•        выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

•        поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

•        обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

•        положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

•        проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

•        косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);

•        личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

•        отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

•        предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

•        создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

•        обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).

•        отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

•        предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

•        не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

•        формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

•        поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

•        устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

•        проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;

•        обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

•        поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

•        создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

•        поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

•        привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:

•        Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

•        Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

•        Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.  

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять  любопытство и инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Все выше казанное, является неотъемлемой частью развития одарённого ребенка. Стремление к новым познавательным ситуациям его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи дошкольников....

Самообразование «Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности, как средство развития одаренности детей дошкольного возраста»

Актуальность моей выбранной темы заключается в следующем:Я считаю, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творче...

Доклад "Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста"

             Тема доклада: «Раннее обучение шахматам как средство  развития одаренности детей дошкольного возраста»     ...

Публикация на нс портале доклада "Раннее обучение шахматам как средство развития одаренности детей дошкольного возраста"

Ссылка на публикацию: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/02/01/doklad-rannee-obuchenie-shahmatom-kak-sredstvo...

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Доклад Поддержка детской инициативы как средство развития речи детей дошкольного возраста....

«Детская журналистика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в до...

«Детская журналистика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Современный мир меняется стремительно, и человеку все реже удается опереться на типовые поведенческие модели и все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в до...