Особенности развития одаренных детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
материал
Особенности развития одаренных детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
В настоящее время проблема развития одаренных детей привлекает внимание психологов и педагогов. Несмотря на то, что в мировой педагогической наукенакоплен существенный опыт по работе с одаренными детьми, остается определенный ряд вопросов, которые требуют поиска ответов.Наиболее остро стоит вопрос об особенностяхразвития одаренных детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Повышение интереса к детской одаренности актуализируется и на государственном уровне.
Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуетсязначительным вниманием к развитию и поддержке внутреннего потенциала каждого дошкольника, формированию личности одаренных детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего, важностью способностей для формированияличности, а так же возростающей потребностью социума в личностях, которые обладаютнестандартным мышлением, способны создаватьновое в разнообразных жизненных сферах. Наиболее благоприятным периодом для формированияпроявлений одаренности является этап дошкольного детства. Обосновано, что у любого ребёнока с момента рождения присутсвует огромныйпотенциал, который при соответсвующее созданныхусловиях успешно развивается и предоставляетвозможность любому ребенку достичь значительныхуспехов в личностном развитии.
Этап дошкольного детства определяется исследователями как наиболее податливый для педагогических воздействий: у дошкольника ещё не сформирован критический взгляд на все, что происходит вокруг него, но уровень «впитывания»,принятия весьма высок.
Одаренность детей не редко являетсяпроявлением закономерностей возрастного развития. Любой детский возраст обладает своимипредпосылками формирования способностей, к примеру, дети дошкольного возраста отличаются особенной предрасположенностью к овладениюязыками, высокой любознательностью, проявлениями фантазии.
Одаренный дошкольник это ребенок, которогохарактеризует яркие, очевидные, порой выдающиесядостижения (или располагает внутреннимипредпосылками для подобных достижений) в разнообразных видах деятельности.
В рамках педагогических исследований по работе с одаренными детьми было выделено шесть сфер, которые позволяют описать особые способности большинства одаренных детей. Это следующие сферы:
- интеллектуальная (высокий уровень развития памяти, мышления);
- сфера академических достижений (стремительное продвижение в областях разнообразных наук, например, в математике, чтении, естествознании);
- креативность (склонность к нестандартным, творческим решениям, самостоятельность в суждениях, гибкость в решении проблем);
- лидерство и общение (легко общаются, принимают ответственность, умеют быть партнерами);
- сфера художественной деятельности (проявляют интерес к художественным занятиям, получаютудовольствия от них, успешны в разнообразныхобластях искусства: изобразительной деятельности, музыке);
- двигательная сфера (отличная двигательная и зрительная координация, умение владеть своим телом, проявление интереса к занятиям, которые требуют физической нагрузки) [2].
Первыми учреждениями, которые призванывыявлять и создавать условия для работы с одаренными детьми являются дошкольные образовательные организации, ведь именно в периоддошкольного детства в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера.
Дошкольные образовательные организацииобладают значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия одарённого дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации одарённого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи дошкольной образовательной организации в работе с одаренными детьми:
- создать условия для выявления, развития интеллектуального и творческого потенциала дошкольников;
- разработать практические меры, направленныена развитие интеллектуального и творческогопотенциала каждого дошкольника;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации;
- создать необходимые условия, обеспечивающие поддержку и стимулирование активной деятельности одаренных детей;
- обеспечить мероприятия для педагогов и родителей по повышению теоретических знаний и особенностей практической работы с одаренными детьми [1].
Реализация поставленных задач возможна в условиях целостного образовательного процесса при максимальной консолидации усилий педагогического коллектива и семьи, при этом необходимо создание оптимальных условий для реализации и развития потенциальных способностей одаренных дошкольников, которые подразумевают обеспечениеусловий организации и проведения мероприятий с одаренными детьми, участие в окружных и муниципальных мероприятиях, организациюконкурсов и смотров юных талантов в дошкольной образовательной организации по различным направлениям одаренности.
Организационно-педагогические условия развития одаренных детей дошкольного возраставключают в себя насыщеннее окружающей среды, что является залогом успешного интеллектуально-творческого развития; предметно-пространственная среда должна быть динамичной, пригодной к самым многообразным, возможно даже внезапнымпреобразованиям, если это не так, то данный фактор задерживает творческое формирование ребенка, необходимо поощрять применение дошкольником в игровой и другой деятельности разнообразныхпредметов не по их прямому предназначению (диван можно превратить в «пароход», стул - в «кресло машиниста поезда»); одаренный ребенок нередко настроен на глубокое, длительное изучение темы, егоне следует ограничивать в исследованиях;одаренного ребенка следует обучать как виндивидуальной, так и в коллективной деятельности[3].
Личность педагога-воспитателя является ведущим фактором обучения одаренных дошкольников. Значимой для успешности работы педагога-воспитателя является его общая личностная характеристика – система убеждений и взглядов, в том числе это представления о самом себе, других людях, а также задачах и целях своей работы. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимися способностями должно носить характер помощи и поддержки.
Немалую роль в развитии одаренности детей дошкольного возраста играет ближайшее окружение, которое в данном возрасте в большинстве случаев ограничивается дошкольной организацией и семьей. В семье создаются наиболее благоприятные условия для развития одаренности, они складываются при определенном духовном уровне семьи: поддержка самосовершенствования личности и образования, уважение и интерес к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, вера в значительные возможности своего ребенка, любовь к детям [4].
Таким образом, создание условий, которые обеспечивают развитие одаренных детей в дошкольной образовательной организации, реализацию потенциала детей, является одной из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным образованием. Дошкольные образовательныеорганизации в работе с одаренными детьми должны создавать условия для выявления, развития интеллектуального и творческого потенциала дошкольников, развивать организационно-педагогическое направление развития одаренных детей дошкольного возраста, которое включает в себя построение окружающей и предметно-пространственной среды. Значительное место в развитии одаренности дошкольников занимает личность педагога-воспитателя, взаимодействие детского сада и семьи.
Список использованной литературы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития одаренных детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
В настоящее время проблема развития одаренных детей привлекает внимание психологов и педагогов. Несмотря на то, что в мировой педагогической науке накоплен существенный опыт по работе с одаренными детьми, остается определенный ряд вопросов, которые требуют поиска ответов. Наиболее остро стоит вопрос об особенностях развития одаренных детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Повышение интереса к детской одаренности актуализируется и на государственном уровне.
Современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется значительным вниманием к развитию и поддержке внутреннего потенциала каждого дошкольника, формированию личности одаренных детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего, важностью способностей для формирования личности, а так же возростающей потребностью социума в личностях, которые обладают нестандартным мышлением, способны создавать новое в разнообразных жизненных сферах. Наиболее благоприятным периодом для формирования проявлений одаренности является этап дошкольного детства. Обосновано, что у любого ребёнока с момента рождения присутсвует огромный потенциал, который при соответсвующее созданных условиях успешно развивается и предоставляет возможность любому ребенку достичь значительных успехов в личностном развитии.
Этап дошкольного детства определяется исследователями как наиболее податливый для педагогических воздействий: у дошкольника ещё не сформирован критический взгляд на все, что происходит вокруг него, но уровень «впитывания», принятия весьма высок.
Одаренность детей не редко является проявлением закономерностей возрастного развития. Любой детский возраст обладает своими предпосылками формирования способностей, к примеру, дети дошкольного возраста отличаются особенной предрасположенностью к овладению языками, высокой любознательностью, проявлениями фантазии.
Одаренный дошкольник это ребенок, которого характеризует яркие, очевидные, порой выдающиеся достижения (или располагает внутренними предпосылками для подобных достижений) в разнообразных видах деятельности.
В рамках педагогических исследований по работе с одаренными детьми было выделено шесть сфер, которые позволяют описать особые способности большинства одаренных детей. Это следующие сферы:
- интеллектуальная (высокий уровень развития памяти, мышления);
- сфера академических достижений (стремительное продвижение в областях разнообразных наук, например, в математике, чтении, естествознании);
- креативность (склонность к нестандартным, творческим решениям, самостоятельность в суждениях, гибкость в решении проблем);
- лидерство и общение (легко общаются, принимают ответственность, умеют быть партнерами);
- сфера художественной деятельности (проявляют интерес к художественным занятиям, получают удовольствия от них, успешны в разнообразных областях искусства: изобразительной деятельности, музыке);
- двигательная сфера (отличная двигательная и зрительная координация, умение владеть своим телом, проявление интереса к занятиям, которые требуют физической нагрузки) [2].
Первыми учреждениями, которые призваны выявлять и создавать условия для работы с одаренными детьми являются дошкольные образовательные организации, ведь именно в период дошкольного детства в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера.
Дошкольные образовательные организации обладают значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия одарённого дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации одарённого ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи дошкольной образовательной организации в работе с одаренными детьми:
- создать условия для выявления, развития интеллектуального и творческого потенциала дошкольников;
- разработать практические меры, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации;
- создать необходимые условия, обеспечивающие поддержку и стимулирование активной деятельности одаренных детей;
- обеспечить мероприятия для педагогов и родителей по повышению теоретических знаний и особенностей практической работы с одаренными детьми [1].
Реализация поставленных задач возможна в условиях целостного образовательного процесса при максимальной консолидации усилий педагогического коллектива и семьи, при этом необходимо создание оптимальных условий для реализации и развития потенциальных способностей одаренных дошкольников, которые подразумевают обеспечение условий организации и проведения мероприятий с одаренными детьми, участие в окружных и муниципальных мероприятиях, организацию конкурсов и смотров юных талантов в дошкольной образовательной организации по различным направлениям одаренности.
Организационно-педагогические условия развития одаренных детей дошкольного возраста включают в себя насыщеннее окружающей среды, что является залогом успешного интеллектуально-творческого развития; предметно-пространственная среда должна быть динамичной, пригодной к самым многообразным, возможно даже внезапным преобразованиям, если это не так, то данный фактор задерживает творческое формирование ребенка, необходимо поощрять применение дошкольником в игровой и другой деятельности разнообразных предметов не по их прямому предназначению (диван можно превратить в «пароход», стул - в «кресло машиниста поезда»); одаренный ребенок нередко настроен на глубокое, длительное изучение темы, его не следует ограничивать в исследованиях; одаренного ребенка следует обучать как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности [3].
Личность педагога-воспитателя является ведущим фактором обучения одаренных дошкольников. Значимой для успешности работы педагога-воспитателя является его общая личностная характеристика – система убеждений и взглядов, в том числе это представления о самом себе, других людях, а также задачах и целях своей работы. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимися способностями должно носить характер помощи и поддержки.
Немалую роль в развитии одаренности детей дошкольного возраста играет ближайшее окружение, которое в данном возрасте в большинстве случаев ограничивается дошкольной организацией и семьей. В семье создаются наиболее благоприятные условия для развития одаренности, они складываются при определенном духовном уровне семьи: поддержка самосовершенствования личности и образования, уважение и интерес к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, вера в значительные возможности своего ребенка, любовь к детям [4].
Таким образом, создание условий, которые обеспечивают развитие одаренных детей в дошкольной образовательной организации, реализацию потенциала детей, является одной из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным образованием. Дошкольные образовательные организации в работе с одаренными детьми должны создавать условия для выявления, развития интеллектуального и творческого потенциала дошкольников, развивать организационно-педагогическое направление развития одаренных детей дошкольного возраста, которое включает в себя построение окружающей и предметно-пространственной среды. Значительное место в развитии одаренности дошкольников занимает личность педагога-воспитателя, взаимодействие детского сада и семьи.
Список использованной литературы
- Богоявленская Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: Прайм, 2015. - 359 с.
- Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей.- М.: Академия, 2014.- 258 с.
- Прохорова Т.В. Концепция одаренности // Детское творчество. 2015. №8. С. 96-98.
- Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие. - М.: Академия, 2015. 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного о
Адаптация (приспособление к новым условиям) — процесс сложный и длительный. В лучшем случае продолжительность его составляет один-полтора месяца. Впервые...

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС.
Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС. Прибытие ребёнка в дошкольную организацию со...

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений.То, насколько быстро и легко малыш справится с новыми условиями, во многом зависит от нас с вами – взрослых.Кроме ...
Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В условиях современных экологических вызовов вопрос формирования экологического сознания у детей становится особенно актуальным. Статья посвящена тому, как с раннего возраста можно воспитать у детей б...
