Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС.
статья

Экатерина Рантиковна Васильева

Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в период адаптации в соответствии с ФГОС.

 

Прибытие ребёнка в дошкольную организацию сопровождаются  проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и вовсе не все дети благополучно с ней справляются. Отрывание от дома и близких, времяпрепровождение с новыми взрослыми, детьми могут стать для ребёнка сильным стрессом. Помочь ребёнку и родителям в адаптационный момент можно через реализацию плана игровых детско-родительских адаптационных встреч, которые представляют собой комплекс приёмов и методов, способствующих лучшему повышению адаптационных возможностей детей и помогают снятию напряжённого состояния.

 

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

 

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

 

Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого.

 

В раннем возрасте игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».

Главное чтобы малыш разглядел в педагоге чуткого и отзывчивого, доброго человека, а также надёжного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. 

Игра в такой период детства выполняет огромное количество важнейших задач в развитии, например:

 – помогает познать окружающий мир, развить самоуважение;

– развивает навык общения;

– дает возможность испытать различные эмоции и чувства.

Важным критерием в период адаптации является следование воспитателя

принципу системности. На первых порах целесообразно внедрять игры, направ- ленные на сплочение детей друг с другом и воспитателем.

 

Целесообразно подбирать мотивацию к предстоящей деятельности. Педагогу необходимо мотивировать детей, чтоб они слушали «открыв рот», чтобы у них появилось желание участвовать в совместной деятельности с педагогом. Правильная мотивация детей — успех занятия. Детям раннего возраста интересен эффект неожиданности. К таким эффектам можно отнести — сюрпризный момент.

 

Очень важно в занятиях с использованием игрового персонажа с детьми раннего возраста, оставлять его в группе, не убирать героя обратно на полку, чтобы не произошло резкого завершения занятия. Необходимо дать детям возможность взаимодействовать с героем на протяжении дня.

Так же нужно способствовать малышам слушать и усваивать простые рассказы без показа и выполнять простые просьбы взрослого. Речь только начинает развиваться, поэтому воспитатель должен в течение всего дня озвучивать, что он делает или делает тот или иной герой. 

 

 

Память ребенка от 1 до 3 лет, как и внимание, в основном, непроизвольна. Ребенок чаще всего не ставит перед собой главную цель что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят благодаря свойствам головного мозга, не зависимо от того, хочет ребенок запомнить или нет. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно. 

 

Таким образом, особенности организации непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста заключаются в следующем: 

  • Обращать внимание на возрастные и психологические особенности раннего возраста 
  • Эмоциональное вовлечение детей, эмоциональная включенность самого воспитателя. 
  • Правильная организация занятия и мотивация к предстоящей деятельности. Необходимо знать структурные компоненты занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dokument.pdf87.77 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Советы родителям при поступлении ребенка в детский сад....

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Педагогический совет «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Педагогический совет в форме круглого стола по теме «Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»...

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....

Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

       Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...