НОД на тему: Наши уши.
план-конспект занятия (старшая группа)

Каплина Наталья Сергеевна

Цели: Дать элементарные  представления об органах слуха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._slushay_vo_vse_ushi.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Слушай во все уши» в старше-подготовительной группе.

Каплина Н.С.

Цель: дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных; учить через опытно – экспериментальную деятельность различать силу, высоту, тембр звуков; закреплять знания о правилах ухода за ушами. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Обучить элементам самомассажа ушной раковины.

Словарная работа: ушная раковина, среднее ухо, внутренне ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, слух, звук.

Материал. Схема-плакат «Строение ухо». Рисунки: медведь, слон, белка, плакат с основными правилами ухода за ушами. Музыкальные инструменты: барабан, маракас.

Ход занятия:

Ход игры.

Упражнение на психотренинг «С добрым утром!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам «Чебурашка»

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши.

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

Поглаживание коленок. Потопать ногами.

С добрым утром, солнце! Я — проснулся! (проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх).

Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо. А от кого это письмо вы узнаете после того, как отгадаете загадку:

«У него уши не самые большие

Не самые длинные,

Не на макушке,

Не с кисточками».

Предлагается три картинки: слон, белочка, чебурашка – на экране.

Дети: Чебурашка!

Воспитатель. Правильно, это Чебурашка! А сейчас давайте прочитаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Чебурашка. Я знаю, что вы очень умные ребята, и поможете мне разобраться в одном вопросе. У меня большие уши, а что ими делать я не знаю, и как ухаживать за ушами, тоже не знаю. Ребята, пожалуйста, помогите мне и напишите ответ. Чебурашка».

Воспитатель. А вы ребята, знаете, для чего нужны уши?

Дети: Знаем!

Воспитатель. Ну, что поможем Чебурашке?

Дети: Да!

Воспитатель. Тогда садитесь поудобнее и послушайте музыкальное произведение Д. Кабалевского «Клоуны».

После, воспитатель беседует с детьми по прослушанному произведению.

Воспитатель. Что рассказала вам музыка? Что вы представили себе, прослушав это произведение?

Ответы детей.

Воспитатель. Что вам помогло услышать музыку?

Дети: Уши!

Воспитатель. Уши – это еще один из органов чувств, орган слуха. С помощью ушей мы слышим различные звуки. Звуки бывают громкими, сильными – как волна на море во время шторма. А могут быть тихими – как круги от камня упавшего в лужу. Только волны на воде мы видим и слышим их звук, а вот звуковые волны только слышим. Назовите, что может издавать громкие, сильные звуки? (Ответы детей: самолет, поезд и т. д.) Назовите, что может издавать тихие, слабые звуки?

Воспитатель. Звуки проходят сквозь двери, стены, через воздух и воду. Прислушайтесь и попробуйте услышать посторонние звуки (скрип стульчиков, голоса детей за дверью и т. д.)

Игра «Угадай, где можно услышать такие звуки»

Звучит запись с разными звуками: звуки дождя, грозы, реки, гоночной машины, каблуки по дороге, лай собаки. Дети определяют и называют услышанные звуки.

Воспитатель. А теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим горло и произнесем свое имя и фамилию. Что вы почувствовали? (ответы детей). Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат наши голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим, громким, глухим, низким и высоким. (Дети экспериментируют).

Игра «Кто сказал, мяу?»

Воспитатель. А сейчас поиграем «Кто сказал, мяу?» Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (произнес слово «мяу»). Голос можно менять – сказать громко, тихо, грубо, ласково.

Воспитатель. И с этим заданием вы справились. А сумеете ли вы определить инструменты по звучанию.

Игра «Угадай по звучанию».

Воспитатель. Благодаря чему мы с вами смогли справиться со всеми заданиями? Благодаря чему мы слышим прекрасные звуки?

Дети: Мы слышим эти звуки ушами.

Воспитатель. А сколько ушей у человека?

Дети: Два уха.

На экране появляется схема уха.

Воспитатель. На голове расположены две ушные раковины. Ушная раковина лишь собирает звук и отправляет его в слуховой проход. В конце слухового прохода есть барабанная перепонка, звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него на наковаленку, а оттуда на стремечко. Стремечко давит на «улитку» жидкость в «улитке» приходит в движение и начинает двигаться. Слуховой нерв воспринимает этот сигнал. И о радость, мы слышим голос мамы или героя мультфильма.

На экране появляются картинки животных.

Воспитатель. Человек с хорошим слухом слышит шаги в 5 метрах от себя, а вот волк за 50 метров. Отличным слухом обладают ежи, зайцы, дельфины, летучие мыши. У большинства животных уши расположены на голове, а у кузнечика на передних ногах.

Практическое задание.

Ученики под руководством педагога выполняют массаж ушных раковин.

Массаж ушных раковин (движения выполнять 8-10 раз).

1.        «Погрели ушки».

Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2.        «Потянули за ушки».

Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз.

3.        «Щиплем ушки».

Пальцами надавливать на края ушных раковин в направлении сверху вниз, снизу вверх.

4.        «Разминаем мочку уха».

Взяться пальцами за ушные мочки и делать круговые движения.

5.        «Послушаем тишину».

Воспитатель. Ребята, иногда люди не слышат или плохо слышат. Таких людей называют глухими и слабослышащими. Закройте уши ладонями. Понравилось ли вам ничего не слышать? (Ответы детей). Это очень неприятно. Слух – это большая ценность. А чтобы слух оставался хорошим, нужно выполнять правила.

На экране появляются картинки.

Воспитатель. Посмотрите на картинки и выберите ту, на которой мальчик поступает правильно.

Правила

1. Не ковыряйте в ушах разными предметами.

2. Не допускайте попадания воды.

3. В холодную погоду защищать уши от ветра и мороза.

4. Не слушать громкую музыку.

5. Нельзя громко кричать и мешать окружающим.

6. Если заболел, обратиться к врачу.

Воспитатель. Давайте эти правила отправим в письме Чебурашке. Пусть он их соблюдает и никогда не болеет. И вы, я надеюсь, будете соблюдать эти правила.

Правила ухода за ушами

1. Не ковырять в ушах разными предметами.

2. Не допускать попадания воды в уши.

3. Защищать уши от сильного ветра.

4. Защищать уши от сильного шума.

5. Не сморкаться очень сильно.

Литература.

«Азбука здоровья» С. Волков «Омега»,1998 г.

«Тематический словарь в картинках «Я и мое тело», «Органы чувств человека» Козлова С. А. Издательство: «Школьная Пресса»,2005 г.

«Уроки Мойдодыра» Г. Зайцев с-п "Акцидент,1997 г".

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/04/04/konspekt-nod-slushay-vo-vse-ushi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "наша безопасность в наших руках"

данный материал содержит презентацию и полное её описание, будет полезен воспитателям и сотрудникам ДОУ. полезен родителям воспитанников....

Отчёт по самообразованию на тему:"Наше здоровье в наших руках" средней группы.

ВведениеЗадача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической к...

Конспект проведения Дня здоровья в старших и средних группах по теме - Наше здоровье – в наших руках

Конспект проведения Дня здоровья в старших и средних группах по теме - Наше здоровье – в наших руках...

НОД по развитию связной речи "Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”". В рамках темы: «Наша родина - Россия»

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием прёма мнемотехники для детей подготовительной группы компенсирующей направленности....