НОД по развитию связной речи "Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”". В рамках темы: «Наша родина - Россия»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Авдюнина Юлия Владимировна

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием прёма мнемотехники для детей подготовительной группы компенсирующей направленности. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14»

Вид: Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной  группе компенсирующей направленности.

Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”». В рамках темы: «Наша родина - Россия»  

Для детей подготовительной группы

Составила конспект

Авдюнина Юлия Владимировна

Учитель-логопед

Подготовительная к школе группа

МБДОУ «Детский сад №14»

п. Новый Свет, 2018

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Тип: Комбинированное.

Вид:  Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной  группе компенсирующей направленности.

Тема НОД: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”». В рамках темы: «Наша родина - Россия».  

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

Программное содержание НОД:

Цель:  совершенствование связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение речи образными выразительными средствами (эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине);

Упражнение в подборе родственных слов к словам ОТЕЦ, РОД;

Совершенствование навыка слогового анализа слов;

Закрепление навыка звукобуквенного анализа слов;

Обогащение словарного запаса за счёт прилагательных;

Закрепление навыка подбора синонимов;

Правописание слов Родина, Отечество;

Развитие диалогической и монологической форм речи детей;

Пересказ рассказа «Наше Отечество» по К. Ушинскому;

Коррекционно-развивающие:

Развитие долговременной памяти и мышления;

Развитие избирательности, переключаемости внимания;

Совершенствование общей и мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней;

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

Воспитание умения слушать товарищей, не перебивая их;

Развитие волевых качеств, умения ограничивать свои желания.

Словарная работа: 

Активный словарь: беречь, хранить, защищать,  матушка, отец, Отечество, Отчизна, русские, россияне, род, Родина,

Пассивный словарь:  отчий дом, скромница, посредь, долинушка.

Оборудование:

текст стихотворения  З. Александровой «Родина»,

текст рассказа «Наше Отечество» по К.Д.Ушинскому.

тетради, карандаши.

Проектор, настенная магнитная доска,

Демонстрационный материал:   Репродукции картин с изображением российских пейзажей: И.И.Левитан «Золотая осень»,  «Большая вода»; И.И. Шишкин «Первый снег»; мнемосхема к рассказу, авторская  презентация «Наша Родина - Россия».

Раздаточный материал: таблицы для выполнения мнемосхемы по числу детей.

Предварительная работа с детьми: 

Рассматривание различных репродукций, с изображением российских пейзажей;  

 Чтение художественной литературы:

А. Прокофьев, «Родина»,  З. Александрова, «Родина», былинный сказ «Илья Муромец», Стихи русских поэтов о России.

Структура и методические приёмы:

  1. Вводная часть - 5 минут.

а) чтение стихотворения логопедом стихотворения З. Александровой «Родина».

б) активизация знаний о России.

II. Основная часть - 20 минут.
а) упражнение в словообразовании;

б) подбор родственных слов к словам РОД, ОТЕЦ;
в) расширение словарного запаса за счёт прилагательных;

г) обогащение активного словаря за счёт синонимов – словесная дидактическая игра «Скажи иначе»;

III. Заключительная часть - 5 минут.
а) разгадывание ребусов РОДИНА, НАРОД;
б) выполнение звукобуквенослогового анализа получившихся слов;
в) обобщение логопеда;
д) анализ занятия (о том какие знания показали дети).

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

I.Оргмомент.

Чтение логопедом стихотворения З. Александровой «Родина».

Родина.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор …

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина …

Родина бывает разная,

Но у всех одна!

Дети слушают произведение.

Дети слушают произведение.

II. Разговор об Отечестве. 

Логопед: Мы живём в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Как и у человека у страны есть имя. Как называется наша страна?

Логопед: А как называются люди, живущие в России?

Логопед: Наши далёкие предки  русичи называли нашу Родину – матушка Русь, святая Русь. Сейчас Россия – это не только русичи, но и татары, удмурты, евреи, эвенки, чеченцы, мордовцы, ханты и манси, чуваши  и многие другие народности. Посмотрите, какие великолепные пейзажи и картины написали российские художники.

Логопед демонстрирует на слайде презентации репродукции картин

Логопед: Эта красота, эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. Всё есть в нашей стране и бескрайние степи и дремучие леса, вечные льды и знойные пустыни, высокие горы и глубокие моря, драгоценные камни и металлы и полезные ископаемые. Наша страна велика, красива и богата. На нашу страну не раз покушались враги, но наши деды и прадеды сохранили нашу Родину, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской. А теперь уже наша очередь – беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину Россию.

Подумайте и скажите, какие наши действия необходимы нашей Родине?

Дети: Россия.

Дети: Русские, россияне.

Дети разглядывают репродукции пейзажей.

Дети: Любить её; сохранять её богатства; беречь природу; не давать загрязнять леса и реки; беречь от пожаров; защищать; хорошо учиться, работать, трудиться.

Дети: Россия.

Дети: Русские, россияне.

Дети: Любить её; сохранять её богатства; беречь природу; не давать загрязнять леса и реки; беречь от пожаров; защищать; хорошо учиться, работать, трудиться.

III.  Закрепление навыка словообразования.

Логопед: Кто самый дорогой, самый близкий, самый родной человек?

Логопед: Как назвать маму ласково?

Логопед: Вот и Родину люди называют Родина-мать, Матушка-Русь. А ещё Родину называют Отечество, Отчизна, Отчий дом. Какое слово напоминают вам эти слова?

Дети: Мама.

Дети: Мамочка, мамуля, матушка.

 Дети: Отец, отчество.

Дети: Мама.

 Дети: Мамочка, мамуля, матушка.

Дети: Отец, отчество.

IV. Упражнение в подборе родственных слов.

Логопед: Вслушайтесь  и подберите похожие – родственные слова к словам: РОД, ОТЕЦ.

РОД

ОТЕЦ

Дети:

родной, родимый, родители

родственники

Отче, Отечество, Отчизна, Отчий (дом)

Дети:

родной, родимый, родители

родственники

Отче, Отечество, Отчизна, Отчий (дом)

V. Физминутка. Координация речи с движением «Берёза».

Логопед проговаривает стихотворение и демонстрирует порядок выполнения упражнений.

Берёза моя, берёзонька.

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая.

Стоишь ты, берёзонька,

Посредь долинушки,

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Трава шелковая.

Дети выполняют движения по показу.

Дети идут хороводом,

взявшись за руки.

Меняют направление

движения.

Встали, подъём рук вверх, вдох.

Опустили руки, выдох.

Подъём рук, вдох.

Опустили руки, выдох.

Подъём рук, вдох.

Опустили руки, выдох.

Дети выполняют движения по показу.

VI. Расширение словарного запаса за счёт прилагательных.

Логопед: Ребята, расскажите, пожалуйста, о том, какая наша Россия.  Давайте подберём слова-признаки к слову «Родина».

Дети: Любимая, родная, прекрасная, огромная, необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, беззащитная, весёлая.

Дети: Любимая, родная, прекрасная, огромная, необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, беззащитная, весёлая.

VII. Упражнение в подборе синонимов – игра «Скажи иначе»:

Логопед: Здорово, ребята, вы придумали много слов-признаков. А теперь давайте поиграем иначе: я буду называть слова-признаки, а вы скажите мне то же самое, но по-другому: Большая.

Логопед: Красивая.  

Логопед: Родина.

Дети: необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.

Дети: Замечательная, прекрасная, милая.

Дети: Отечество, Отчизна, Отчий дом, родимый край.

Дети: необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.

Дети: Замечательная, прекрасная, милая.

Дети: Отечество, Отчизна, Отчий дом, родимый край.

VIII. Чтение логопедом рассказа «Наше Отечество». Коллективное составление детьми мнемотаблицы к рассказу.

Логопед: Ребята, вы отлично справились с предыдущими заданиями, а теперь давайте послушаем рассказ «Наше Отечество» и подумаем, какую мнемосхему можно нарисовать к этому рассказу, чтобы лучше его запомнить .  

Логопед читает произведение «Наше Отечество» по К.Ушинскому.

Затем, обсуждая с детьми каждую часть произведения, логопед составляет мнемосхему к рассказу.

Наше Отечество.

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

по К. Ушинскому

Ребята слушают произведение.

После чего, обсуждая с логопедом каждую часть рассказа, решают, что можно изобразить в каждой клеточки мнемотаблицы.  

Коллективное проговаривание рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Ребята слушают произведение.

После чего, обсуждая с логопедом каждую часть рассказа, решают, что можно изобразить в каждой клеточки мнемотаблицы.  

Коллективное проговаривание рассказа с опорой на мнемотаблицу.

IX. Упражнение в чтении ребусов

Логопед: Ребята, наше занятие подходит к концу. И, чтобы подытожить нашу работу,  предлагаю вам разгадать ребусы:

Р1А            _Д_

                    РО

Дети разгадывают ребусы:

РОДИНА,    НАРОД

Дети разгадывают ребусы:

РОДИНА,    НАРОД

X. Закрепление навыка звукобуквенно-слогового анализа слов.

Логопед: Сейчас давай те запишем эти слова и выполним их звукобуквеннослоговой анализ.  

Кто хочет продиктовать первое слово «Родина»?

Логопед: Кто хочет продиктовать второе слово «народ»?

Упражнение в правописании слов: Родина, народ.

Дети вызываются для проведения звукобуквеннослогового анализа предложенных слов.  

Дети, под диктовку вызвавшихся воспитанников,  выполняют звукобуквеннослоговой анализ слов: Родина, народ.

Дети вызываются для проведения звукобуквеннослогового анализа предложенных слов  

Дети, под диктовку вызвавшихся воспитанников,  выполняют звукобуквеннослоговой анализ слов: Родина, народ.

XI. Итог занятия.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями: вы подбирали слова-призннаки и родственные слова,  вы составляли мнемосхему и разгадывали ребусы, вы выполнили звукобуквеннослоговой анализ слов.

За проявленные отменные знания вы награждаетесь шоколадными медалями!

Дети благодарят за сюрприз и прощаются.

Дети благодарят за сюрприз и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности  Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Конспект НОД по развитию связной речи "Пересказ рассказа К. Ушинского "Четыре желания"

Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и состовляющих единое смысловое...

Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотаблиц.

Важным условием развития дошкольников является связная речь. Но в речи дошкольников часто встречаются серьёзные пробелы. Для устранения указанных проблем можно воспользоваться современными т...

«Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу А. Митяева «Мешок овсянки»....

Интегрированное занятие по развитию связной речи : Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники. 2023г.

Цель: учить пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий.Задачи:1) закрепить навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения:2)...