Конспект НОД по развитию связной речи "Пересказ рассказа К. Ушинского "Четыре желания"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Мунтян Ольга Владимировна



Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединённых одной темой и состовляющих единое смысловое целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pereskaz_rasskaza_chetyre_zhelaniya.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

рб_2

Администрация закрытого административно-территориального образования

 г. Заозерска

Управление образования Администрации, ЗАТО г. Заозерска

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский

сад комбинированного вида № 2 «Радуга»

(ДОУ № 2)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Пересказ рассказа «Четыре желания» К. Ушинского»

автор: учитель – логопед  Мунтян О.В.

                                                                                           

                                                                           

   Тема: Пересказ рассказа «Четыре желания» К.Ушинского.

Цель: формирование связной речи у детей с ОНР.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление.
  • Активизировать знания детей о временах года.
  • Учить  детей  отвечать на поставленные вопросы.
  • Учить составлять предложения по картине.
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в числе.
  • Расширять словарный запас прилагательными обозначающими цвет, вкус, размер, форму.
  • Учить пересказывать рассказ по опорным схемам.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие общей моторики.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
  • Прививать любовь к природе.

Оборудование: книга К. Ушинского «Четыре времени года», предметные картинки: санки, коньки, бабочка, времена года, мяч, опорные схемы, муляжи яблок, корзина, картина «Что напутал художник?»

Предварительная работа: чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания», беседа о временах года, словарная работа со словами и словосочетаниями: сенокос, восторг, пёстрые бабочки, душистое сено, румяные яблоки

Ход непосредственно – образовательной деятельности

1.Организационный момент (активизация знаний по временам года)

 Игра «Что напутал художник?»

Детям предлагается рассмотреть картину, и объяснить, что неправильно изображено на ней. Устранить ошибки, которые допустил художник.

Дети. Зима

Логопед. Что неправильно изобразил художник?

Дети. Грибы, пальмы, камыши не могут расти зимой. Жираф живёт в Африке. Мальчик не может заграть на снегу. И вода в реке зимой покрывается льдом.

Логопед. Ребята, художник перепутал времена года. Я, сейчас предлагаю вам послушать рассказ, в котором говорится о временах года и вспомнить, какие времена года бывают. Написал этот рассказ К.Ушинский «Четыре желания».

2. Чтение рассказа К.Ушинского «Четыре желания»

3. Анализ содержания

Логопед. Понравился вам рассказ? О чём этот рассказ?

Дети. О временах года.

Логопед. Кто главный герой этого рассказа?

Дети. Мальчик Митя и его отец.

Логопед. Сколько времён года описывается в рассказе?

Дети. Четыре времени года. Зима, весна. Лето, осень.

Вопросы к тексту.

Времена года – зима.

- Какое первое время года описывается в рассказе?

- На чём катался Митя?

- Где катался Митя на саночках?

- Где катался Митя на коньках?

- Что Митя сказал про зиму отцу?

- Что ответил отец Мите?

Времена года – весна.

- Какое время года наступило после зимы?

- За кем Митя бегал по зелёному лугу?

- Что нарвал Митя на лугу?

- Что Митя сказал про весну отцу?

- Что сделал отец?

Время года – лето.

- Какое время года наступило после весны?

- Куда отправился мальчик с отцом?

- Как мальчик веселился весь день?

- Что мальчик сказал отцу?

- Что сделал отец?

Время года – осень.

- Какое время года наступило после лета?

- Какие плоды собирали в саду?

- Что Митя говорил отцу?

- Что показал отец мальчику?

4. Активизация знаний о зиме. Развитие внимания и мышления.

Игра «Что лишнее»

(На столе разложены предметные картинки: бабочка, санки, коньки)

Логопед. Теперь нам нужно выбрать предметы, которые подойдут для зимних развлечений. Ребёнок выбирает нужный предмет и чётко его произносит, объясняя, почему он выбрал его.  А что лишнее и почему?

Дети. Бабочка, потому что, бабочки не летают зимой.

Логопед. Какие бабочки?

Дети. Пёстрые, красивые.

5. Активизация знаний о весне.

Логопед. О каком времени года Митя дальше рассказывал папе?

Дети. О весне.

Логопед. В рассказе сказано, что Митя весной бегал по зелёному лугу. Перед нами висит картина с зелёным лугом. Составьте предложение по картине.

 Игра с мячом «Составь предложение»

Дети. На лугу растут цветы.

На лугу растет трава.

На лугу летают пёстрые бабочки.

6. Активизация знаний о лете.

Логопед. Я предлагаю вам поиграть

Игра  с хлопками «Да или нет».

- Мальчик кувыркался в душистом сене?

- Мальчик взял лопату и наловил рыб?

- Мальчик пошёл к замёршей реке и набрал ягод?

- Сенокос бывает летом?

7. Активизация знаний об осени.

Логопед. После лета наступает осень. В садах собирают яблоки.

Игра «Вкусное яблоко»

(Перед детьми лежат муляжи яблок).

- Какие яблоки могут быть по цвету? (жёлтые, зелёные, красные)

- Какие яблоки могут быть на вкус? (сладкие, кислые, сочные, вкусные, хрустящие, кисло – сладкие).

- Какие яблоки могут быть по форме? (круглые, овальные)

- Какие яблоки могут быть по размеру? (маленькие, большие, средние)

- Какие яблоки могут быть на ощупь? (твёрдые, мягкие, овальные, круглые, маленькие, большие.

8.  Физкультминутка.

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Расправляем плечи шире,  

 На носочках покружились,

 Низко – низко поклонились,

 А потом поприседали.

 От зарядки мы устали.      

9. Чтение рассказа К.Ушинского «Четыре желания» (второй раз)

Логопед. А теперь мы ещё раз послушаем рассказ и попробуем его пересказать.

10. Пересказ рассказа с опорой на схему.

(можно пересказать по цепочке, двумя детьми или одним)

Логопед начинает пересказ, а дальше предлагает ребёнку продолжить.

11. Итог.

Логопед. Чем мы сегодня занимались?

Дети. Читали рассказ К.Ушинского «Четыре желания». Пересказывали по схемам.

Играли в игры «Что лишнее?», «Составь предложение», «Вкусное яблоко», «Да или нет».    

Список используемой литературы:

1.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе. – М.:Издательство «Гном и Д», 2010

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6 – 7 лет. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2008г

3. Игра «Что перепутал художник?». Дидактический материал., И.П.Бурдина С.В., Киров  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема:  «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»...

Конспект НОД по развитию связной монологической речи. «Морские обитатели» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование.

Тема: «Морские обитатели» составление связного монологического   рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование....

Конспект НОД по развитию связной монологической речи (старший дошкольный возраст) «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического рассказа с опорой на предметно-схематическое моделирование

Конспект НОД по развитию связной монологической речи(старший дошкольный возраст)Тема: «Как хлеб на стол пришёл» составление связного монологического    рассказа с опорой на ...