Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Курочкина Марина Гарриевна

 

Конспект занятия по развитию связной речи.

 

Тема:  «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_stydno_pered_solovushkoy.docx166.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи.

Тема:  «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Цели:

  1. Пробуждать у детей светлые, добрые чувства и заботливые отношения к живой природе.
  2. Обогащать лексику родственными словами, признаками и действиями (к слову лес).
  3. Закреплять употребление предлога В (в диалогической речи).
  4. Коллективно составлять план рассказа.
  5. Пересказывать рассказ по плану и сюжетным картинкам.

Предварительная работа.

Чтение басни Л.Н.Толстого «Старик и яблони», стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», стихотворения М.Исаковского «Вишня», заучивание загадок о лесе:

     «Весной одевается, осенью раздевается».

     «В шубе летом, а зимой раздетый».

     «Дом со всех сторон открыт,

     Он резною крышей крыт.

     Заходи в зелёный дом –

     Чудеса увидишь в нём.»

Оборудование.

Сюжетные картинки к рассказу.

                                                         ПЛАН  ЗАНЯТИЯ

  1. Загадывание детьми загадок о лесе.
  2. Беседа о лесе (предполагает полные мотивированные ответы детей с использованием в речи предлога В).

Кто из вас был на прогулке в лесу?

Понравилось ли вам в лесу?

Почему вам понравилось в лесу?

Зачем вы ходили в лес?

С кем вы ходили в лес?

Чем отличается лес от сада? От парка?

Какие деревья вы видели в лесу?

Как дышится в лесу?

Кто живёт в лесу?

Каких лесных животных и птиц вы знаете?

Кого из них вы увидели в лесу?

Зачем людям лес?

Что даёт лес человеку? Животным и птицам?

Планируемые ответы: Людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от зноя, даёт тень и прохладу, сохраняет влагу, даёт грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам даёт жилище и корм.

Что может случиться, если вдруг погибнет лес?

(Детям предлагается вспомнить ситуацию из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»).

Планируемый ответ: Погибнет всё живое от удушья, от зноя и жажды, от голода и холода.

  1. Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». 

       

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

     Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

     Соловей перестал петь.

     Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

     Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

     - Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.

- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

     - Стыдно…перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

  1. Постановка детьми вопросов по содержанию рассказа.

  1. Коллективное деление рассказа на части по смыслу и составление плана после повторного чтения.

  1. Девочки Оля и Лида идут в лес.
  2. Обед в лесу.
  3. Пение соловья.
  4. Поступок хороший и плохой.

  1. Пересказ рассказа с опорой на составленный план и сюжетные картинки.

  1. Упражнение в образовании родственных слов к слову лес.

Назовите лес ласково. – Лесок, лесочек.

Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.

Кто выращивает лес? – Лесовод.

Как называются ягоды, растущие в лесу? – Лесные.

Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? – Подлесок.

Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? – Перелесок.

8. Подбор действий к лесу (что делает?).

Растёт                   дышит

Шумит                  очищает воздух

Зеленеет              радует

Роняет листву     горит

Живёт                    умирает

9.  Подбор признаков к лесу (какой?).

Большой               зимний               берёзовый

Огромный            осенний              дубовый

Густой                    хвойный             сосновый

Дремучий             лиственный       необходимый

Красивый              смешанный       зелёный

10. Итог занятия.

Лес – наше богатство, наша жизнь и здоровье.

Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, от болезней, от пожаров.

Лес надо выращивать, ухаживать за ним.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа об одежде"

Занятие в старшей логопедической группе на тему "Составление описательного рассказа о платье"...

Конспект организованной образовательной деятельности "Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой"

Конспект ООД по развитию связной речи могут использовать в своей работе воспитатели старших и подготовительных групп ДОУ....

Логопедическое занятие по развитию речи Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа без помощи вопросов педагога;- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшеств...

Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Конспект занятия по развитию связной речи....

Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет...