Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сухарева Алла Валентиновна

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_stydno_pered_solovushkoy.docx175.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет

 

Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно пред соловушкой».

Цель - учить детей пересказывать текст с опорой на сюжетные картинки.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи:

Коррекционно-образователъные:

- развивать связную речь

- добиваться последовательности  в изложении содержания

- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Лес»;

- обогащать словарный запас словами-признаками, словами-действиями, родственными словами 

Коррекционно-развивающие:

- формировать понимание  причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

- развивать долговременную память;

Коррекционно-воспитателъные:

- воспитывать у детей бережное отношение  к живой природе.

- развивать эмоциональную сферу, мышление через анализ поступков героев

Методы:

Наглядные : сюжетные картинки к рассказу В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

       Словесные: беседа, дидактическая игра «Лесные объявления», отгадывание      загадок.

      Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза.

Словарная работа: очарованные песней.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов: М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», басни Л.Н. Толстого «Старик и яблони», заучивание загадок о лесе («Весной одевается, а зимой раздевается», «В шубе летом, а зимой раздетый»)

Дидактическое обеспечение: аудиозапись «Шум леса», макет дерева с прикрепленнной к нему «Доской объявлений», муляжи мусора (бумажная упаковка, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, конфетные фантики), запрещающие знаки «Что нельзя делать в лесу», текст рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой », серия сюжетных картино

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Дети находятся в кругу и слушают загадку о весне:

Кленам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга.

И на север провожаю

Зимушку-подругу. 
- О чем эта загадка, о каком времени года?
(о весне)

II. Основная часть.

- А как вы думаете, куда можно пойти весной погулять, подышать свежим воздухом? (в лес)

- А давайте мы сейчас пофантазируем, сядем на наш коврик и закроем глаза.

(звучит аудиозапись «Шум леса») 

- Ребята, мы с вами оказались в лесу…

1. Упражнение в образовании родственных слов к слову лес.

Назовите лес ласково. – Лесок, лесочек.

Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.

Кто выращивает лес? – Лесовод

Как называются ягоды, растущие в лесу? – Лесные.

2. Подбор слов-действий к слову лес (что делает?).

Растёт                  

Шумит                  очищает воздух

Зеленеет              радует

Роняет листву     горит

3. Подбор слов – признаков  к слову лес (какой?)

Большой               зимний               берёзовый      

Огромный            осенний              дубовый

Густой                    хвойный             сосновый

Дремучий             лиственный      

Красивый              зелёный

4. Игра «Лесные объявления».

Догадайтесь, какое животное написало это объявление в лесу.
    «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)
«Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну».
(Волк) 
  «Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!»
(Лиса)
«Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости».
(Белка) 
  «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом».
(Медведь) 
«Кто хочет со мной попрыгать наперегонки?».
(Заяц)

- Ребята, посмотрите, на дереве лесные жители разместили объявления. Догадайтесь, какое животное написало это объявление:

5. Попросить разбросать мусор (пластмассовые тарелки, бутылки, упаковочную бумагу, фантики от конфет).

 

-Ой, посмотрите, а что это? Мусор и грязные тарелки! Что же это такое?! Ребята, вам приятно быть в таком лесу? А расскажите, как себя надо в нем вести и почему?

- Все, верно. Лес – это дом, для животных и птиц.

-Раз, два ну-ка вставайте и на полянке все собирайте!

(дети собирают мусор)

- Ребята, наша поляна теперь чистая, и мы можем  возвращаться к себе детский сад. 

6. Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». 

Дети рассаживаются на стульчики.

 - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с рассказом, который называется «Стыдно перед соловушкой», а написал его Василий Александрович Сухомлинский.

 C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSC07651.JPG       C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\DSC07650.JPG

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и            

Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

         - Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.

         - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

         - Стыдно…перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

7.Беседа по содержанию:

-Кто главные герои рассказа?

-Куда отправились Оля и Лида?

-Зачем девочки сели на траву?

-Что вынули из сумки?

-Чье пение услышали девочки?

-Как девочки слушали пение соловья? Очарованно, т.е. заколдованные

-Как поступила с остатками еды Оля?

-А Лида?

-Что сказала Оля?

-Что ответила Лида?

-Почему Лиде стало стыдно?

 8. Физкультминутка

Девочки и мальчики прыгают, как зайчики

Ножками топают,

Ручками хлопают.

Головками кивают.

Глазками моргают

(Дети выполняют названные движения)

9. Повторное чтение с установкой на пересказ.

10. Пересказ рассказа 2-3 человек.

 III. Заключительная часть.

- Какой вывод можно сделать из рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»?

Предполагаемые ответы детей:

 - В лесу люди-гости, и должны соблюдать правила поведения в лесу. Птиц нельзя обижать. В лесу мусорить нельзя. Лес нужно беречь и охранять. Лес – наше богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема:  «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»...

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

В мае, когда на деревьях распускаются листья, и по берегам рек расцветает душистая черемуха, из теплых краев к нам возвращаются соловьи. В густых зеленых зарослях заливаются эти лесные певцы!...

Конспект организованной образовательной деятельности "Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой"

Конспект ООД по развитию связной речи могут использовать в своей работе воспитатели старших и подготовительных групп ДОУ....

Логопедическое занятие по развитию речи Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа без помощи вопросов педагога;- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшеств...

Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Конспект занятия по развитию связной речи....