Конспект занятия по развитию связной речи «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект занятия по развитию связной речи.
Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»
Цели:
- Пробуждать у детей светлые, добрые чувства и заботливые отношения к живой природе.
- Обогащать лексику родственными словами, признаками и действиями (к слову лес).
- Закреплять употребление предлога В (в диалогической речи).
- Коллективно составлять план рассказа.
- Пересказывать рассказ по плану и сюжетным картинкам.
Предварительная работа.
Чтение басни Л.Н.Толстого «Старик и яблони», стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», стихотворения М.Исаковского «Вишня», заучивание загадок о лесе:
«Весной одевается, осенью раздевается».
«В шубе летом, а зимой раздетый».
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.»
Оборудование.
Сюжетные картинки к рассказу.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Загадывание детьми загадок о лесе.
- Беседа о лесе (предполагает полные мотивированные ответы детей с использованием в речи предлога В).
Кто из вас был на прогулке в лесу?
Понравилось ли вам в лесу?
Почему вам понравилось в лесу?
Зачем вы ходили в лес?
С кем вы ходили в лес?
Чем отличается лес от сада? От парка?
Какие деревья вы видели в лесу?
Как дышится в лесу?
Кто живёт в лесу?
Каких лесных животных и птиц вы знаете?
Кого из них вы увидели в лесу?
Зачем людям лес?
Что даёт лес человеку? Животным и птицам?
Планируемые ответы: Людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от зноя, даёт тень и прохладу, сохраняет влагу, даёт грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам даёт жилище и корм.
Что может случиться, если вдруг погибнет лес?
(Детям предлагается вспомнить ситуацию из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»).
Планируемый ответ: Погибнет всё живое от удушья, от зноя и жажды, от голода и холода.
- Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.
- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно…перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Постановка детьми вопросов по содержанию рассказа.
- Коллективное деление рассказа на части по смыслу и составление плана после повторного чтения.
- Девочки Оля и Лида идут в лес.
- Обед в лесу.
- Пение соловья.
- Поступок хороший и плохой.
- Пересказ рассказа с опорой на составленный план и сюжетные картинки.
- Упражнение в образовании родственных слов к слову лес.
Назовите лес ласково. – Лесок, лесочек.
Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.
Кто выращивает лес? – Лесовод.
Как называются ягоды, растущие в лесу? – Лесные.
Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? – Подлесок.
Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? – Перелесок.
8. Подбор действий к лесу (что делает?).
Растёт дышит
Шумит очищает воздух
Зеленеет радует
Роняет листву горит
Живёт умирает
9. Подбор признаков к лесу (какой?).
Большой зимний берёзовый
Огромный осенний дубовый
Густой хвойный сосновый
Дремучий лиственный необходимый
Красивый смешанный зелёный
10. Итог занятия.
Лес – наше богатство, наша жизнь и здоровье.
Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, от болезней, от пожаров.
Лес надо выращивать, ухаживать за ним.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи.
Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»
Цели:
- Пробуждать у детей светлые, добрые чувства и заботливые отношения к живой природе.
- Обогащать лексику родственными словами, признаками и действиями (к слову лес).
- Закреплять употребление предлога В (в диалогической речи).
- Коллективно составлять план рассказа.
- Пересказывать рассказ по плану и сюжетным картинкам.
Предварительная работа.
Чтение басни Л.Н.Толстого «Старик и яблони», стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», стихотворения М.Исаковского «Вишня», заучивание загадок о лесе:
«Весной одевается, осенью раздевается».
«В шубе летом, а зимой раздетый».
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.»
Оборудование.
Сюжетные картинки к рассказу.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Загадывание детьми загадок о лесе.
- Беседа о лесе (предполагает полные мотивированные ответы детей с использованием в речи предлога В).
Кто из вас был на прогулке в лесу?
Понравилось ли вам в лесу?
Почему вам понравилось в лесу?
Зачем вы ходили в лес?
С кем вы ходили в лес?
Чем отличается лес от сада? От парка?
Какие деревья вы видели в лесу?
Как дышится в лесу?
Кто живёт в лесу?
Каких лесных животных и птиц вы знаете?
Кого из них вы увидели в лесу?
Зачем людям лес?
Что даёт лес человеку? Животным и птицам?
Планируемые ответы: Людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от зноя, даёт тень и прохладу, сохраняет влагу, даёт грибы, ягоды, дрова… Животным и птицам даёт жилище и корм.
Что может случиться, если вдруг погибнет лес?
(Детям предлагается вспомнить ситуацию из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»).
Планируемый ответ: Погибнет всё живое от удушья, от зноя и жажды, от голода и холода.
- Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля.
- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно…перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Постановка детьми вопросов по содержанию рассказа.
- Коллективное деление рассказа на части по смыслу и составление плана после повторного чтения.
- Девочки Оля и Лида идут в лес.
- Обед в лесу.
- Пение соловья.
- Поступок хороший и плохой.
- Пересказ рассказа с опорой на составленный план и сюжетные картинки.
- Упражнение в образовании родственных слов к слову лес.
Назовите лес ласково. – Лесок, лесочек.
Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.
Кто выращивает лес? – Лесовод.
Как называются ягоды, растущие в лесу? – Лесные.
Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? – Подлесок.
Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? – Перелесок.
8. Подбор действий к лесу (что делает?).
Растёт дышит
Шумит очищает воздух
Зеленеет радует
Роняет листву горит
Живёт умирает
9. Подбор признаков к лесу (какой?).
Большой зимний берёзовый
Огромный осенний дубовый
Густой хвойный сосновый
Дремучий лиственный необходимый
Красивый смешанный зелёный
10. Итог занятия.
Лес – наше богатство, наша жизнь и здоровье.
Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, от болезней, от пожаров.
Лес надо выращивать, ухаживать за ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»
Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»...

Конспект занятия по развитию связной речи: пересказ рассказа по В. Бирюкову "Поющий букет"
конспект занятия в старшей группе ДОУ...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ рассказа Л.Толстого "Косточка"
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»...

Конспект занятия по развитию связной речи "Пересказ рассказа Б.Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"
Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы...
конспект занятия по развитию связной речи - пересказ рассказа Евгения Пермяка "Про нос и рот"
предлагаю вам конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей в подготовительной группе - пересказ рассказа Евгения Пермяка "Про нос и рот"....

Логопедическое занятие по развитию речи Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа без помощи вопросов педагога;- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшеств...

Конспект занятия по развитию связной речи Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок».
Коррекционно-образователъные:-формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;-учить пересказывать художественный текст. Коррекционно-развивающие:-расширять знания...