Логопедическое занятие по развитию речи Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мухина Татьяна Витальевна

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- учить детей связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа без помощи вопросов педагога;

- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими данным в тексте;

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение синтаксически правильно строить предложение;

- развивать творческие способности;

- развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыков правильного поведения в природе, интереса к природе, умение видеть ее красоту, правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С 26

Логопедическое занятие по развитию речи

Пересказ рассказа

В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Выполнила: учитель-логопед

Мухина Т. В.

ОЗЕРСК

2021

 Пересказ рассказа

В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Учитель-логопед Мухина Т.В.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- учить детей связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа без помощи вопросов педагога;

- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими данным в тексте;

Коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение синтаксически правильно строить предложение;

- развивать творческие способности;

- развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыков правильного поведения в природе, интереса к природе, умение видеть ее красоту, правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни.

Ход НОД:

Игра «Отгадай загадку»  

Логопед  загадывает  лесные  загадки  каждому  ребенку.  Отгадавший  занимает место за столом.  

Под раскидистой сосной

Небоскреб стоит лесной.

Из хвоинок этажи.

Этот дом не вороши! (Муравейник)

Мы стоим на крепких ножках

На лесной тропинке,

На опушках и дорожках,

Просимся в корзинки. (Грибы)

Вся в иголочках и в шишках,

Я хвоинками шуршу,

А к девчонкам и мальчишкам

В Новый год я прихожу (Елка)

Всем года она считает,

Но птенцов своих бросает.

А послушать — просто врушка

Эта пестрая... (кукушка).

Какой зверь опасный

В шубе прекрасной

На двор проникает,

Кур там хватает? (Лиса)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Он живет на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет восемь ног. (Паук)

 

Вводная беседа.

Ребята, я вам прочту сейчас стихотворение, вы его внимательно послушайте.
Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

 ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

ты же видишь, мы свои.

Беседа о лесе

Ребята, о чём это стихотворение? Кто из вас был на прогулке в лесу? Понравилось ли вам? Почему? Зачем вы ходили в лес? С кем вы ходили?

Чем отличается лес от сада?

Какие деревья вы видели в лесу? Кто живёт в лесу?

Каких лесных животных и птиц вы знаете? Кого из них вы увидели в лесу?

Зачем людям лес?

Что даёт лес человеку?

Животным и птицам?

(Людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от зноя, даёт тень и прохладу, сохраняет влагу, даёт грибы, ягоды, дрова. Животным и птицам даёт жилище и корм.)

Что может случиться, если погибнет лес? (Погибнет всё живое от удушья, от зноя и жажды, от голода и холода.)

Давайте совершим путешествие в лес. 


Лес – это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы. На земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле, в траве вьют гнёзда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилища ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землёй, если осторожно разворошить землю, то можно увидеть корни трав, а ещё глубже уходят корни кустарников и деревьев. Под землёй находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц. Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их – совы и другие хищные птицы. Летом на всех этажах много жильцов.

(по иллюстрации «Лесные этажи»)

Игра «Сказочные объявления»


Догадайтесь, какое животное написало это объявление в лесу.
«Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)

«Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк)

«Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! » (Лиса)

«Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости». (Белка)

«Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь)

«Кто хочет со мной попрыгать наперегонки?». (Заяц)


Игра на подбор действий и признаков к слову «лес»


Растёт, шумит, очищает воздух, зеленеет, радует, роняет листву, горит, живёт.

Большой, огромный , зелёный, дремучий, густой, красивый, зимний (осенний…), хвойный, лиственный, смешанный, необходимый

Игра на образование родственных слов к слову «лес»
Назовите лес ласково. – Лесок, лесочек.

Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.

Кто выращивает лес? – Лесовод.

Как называются ягоды, растущие в лесу? – Лесные.

Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? – Подлесок.

Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? – Перелесок.

- В мае, когда на деревьях распускаются листья, и по берегам рек расцветает душистая черемуха, из теплых краев к нам возвращаются соловьи. Ты знаешь, кто такой соловушка? (птица)

Как его можно назвать по-другому? (соловей)

Где живет соловей? (в лесу)

Посмотри на картинку. Это соловей.

В густых зеленых зарослях заливаются эти лесные певцы.

Никто в лесу не поет лучше соловушки! Недаром говорят в народе

«У соловья волшебное пение, да скромное оперение».

Сверху он окрашен в темно- каштановый цвет, спинка чуть темнее, снизу оперение светло - серое.

(аудиозапись – пение соловья)

Сегодня на занятии мы познакомимся с рассказом В. Сухомлинского (педагога и писателя) об одной истории связанной с этой птицей. Рассказ называется «Стыдно перед соловушкой».

 

Чтение рассказа.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу.

Никто не увидит.

- Стыдно…перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

 

Теперь  мы  с  вами  с  играем  в  игру  «Ответь  на  вопрос». Посмотрим, кто из вас очень внимательный!?

ВОПРОСЫ:

Кто нарисован на картинке? (На картинке нарисована Лида и Оля)

Куда идут девочки? (Девочки идут в лес)

Что девочки держат в руках? (Девочки держат в руках корзинки)

Что лежит в корзинках? (В корзинках лежит хлеб и масло)

Кто сидит на ветке? (На ветке сидит соловей)

Что делает соловей? (Он поет песни)

Какое настроение у девочек? (Девочкам весело)

- Зачем они сели на траву? (устали, пообедать, полюбоваться)

- Кого они услышали? ( пение птицы, соловья)

Что значит, девочки «сидели, боясь пошевельнуться»? (Это значит сидели очень тихо)

Почему девочки тихо сидели? (Потому что соловей пел очень красиво)

Что сделала Оля со своими остатками обеда? (Оля выбросила остатки еды на травку, под куст)

А как поступила Лида со своими остатками обеда? ( Лида завернула в газету, положила в сумку)

Что ответила Лида на вопрос Оли о том, почему она так сделала? (Лида ответила, что стыдно перед соловушкой)

Кто из девочек поступил правильно? И почему? (Лида поступила верно. Надо беречь лес)

Физкультминутка
Мы идём во лесок,

будь внимателен дружок. (ходьба)

Впереди – ручеёк,

перейти - вот мосток. (ходьба на носочках)

Мы попрыгаем немножко

по извилистой дорожке. (прыжки)

Как услышим в небе гром –

спрячемся мы под кустом. (приседания)

Будем медленно идти –

дождь настигнет нас в пути. (лёгкий бег)

Мы пришли с тобой, дружок,

во дремучий во лесок. (ходьба)

 А сейчас мы с вами составим и зарисуем план рассказа, чтобы вы с

легкостью могли его пересказать.

- Что было вначале? Что происходило потом? Что случилось? Чем закончился рассказ?  

Дети  определяют  основную  мысли  начала,  середины  и  конца  рассказа.  

Повторное чтение рассказа. Ребята, прочитаем рассказ ещё раз, а Вы слушайте его внимательно и постарайтесь запомнить содержание и разговор между девочками, будем пересказывать.

– Ребята, кто хочет рассказать об истории, которая произошла в лесу.

(пересказ, его оценка)

 Итог занятия:

– С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?
О чём говорили на занятии? Какой рассказ я вам прочитала? Поступила Оля не правильно, бросив мусор. Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила. Давайте ещё раз их назовём. (на столах у детей карточки с правилами поведения в лесу. Дети их озвучивают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

В мае, когда на деревьях распускаются листья, и по берегам рек расцветает душистая черемуха, из теплых краев к нам возвращаются соловьи. В густых зеленых зарослях заливаются эти лесные певцы!...

Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Продолжать учить содержательно,...

План - конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»»

План - конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы....