План - конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Волкова Татьяна Сергеевна

План - конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_nod_vokova_ppoz-201.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт образования

План - конспект НОД по развитию речи

«Пересказ рассказа В. Сухомлинского

«Яблоко и рассвет»»

Подготовила:

Воспитатель первой категории МАДОУ № 21

Волкова Татьяна Сергеевна

Кемерово 2022

1. Волкова Татьяна Сергеевна, воспитатель детей дошкольного возраста, высшая категория

2. Подготовительная группа

3. Развитие речи (30 минут)

4. Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа

Задачи:

Образовательные: продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.

Развивающие: совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимися действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Воспитательные: воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества.

5.

Структура занятия:

Организационный момент:

(Дети и воспитатель стоят в кругу)

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Молодцы, ребята, а чтобы наше настроение стало еще лучше, давайте поиграем в игру «Назови соседа ласково» (с мячом). Я передаю мяч по кругу и называю ласково имени рядом стоящего человека – соседа. Вот так Юлечка. (игра без повтора).

- Молодцы, вам понравилась игра?

-Здорово!

ЗВУК СООБЩЕНИЯ

- Ой, ребята, вы слышали? Как думаете, что это?

- Да, это письмо. Интересно, от кого оно пришло? Хотите узнать? А что нам нужно для этого сделать?

-Молодцы, верно. Тогда давайте его прочтем.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Вчера мне пришла посылка. Я никак не могу разобраться, что мне нужно сделать. Ребята, вы меня столько раз выручали, надеюсь, что и в этот раз не бросите меня в беде. Помогите, пожалуйста, разобраться с этой посылкой. Я вам ее вышлю почтой. Спасибо, ребята, буду ждать ответа!»

Вносят коробку в ней конверты.

- Ребята, а это, наверное, и есть та самая посылка о которой рассказал нам Незнайка. Хотите, узнать, что в ней?

Открываем посылку.

- Ребята, кто знает, что это? (показываю конверт)

- Верно, это конверт. А как думаете, что в нем?

- ну тогда, давайте откроем и проверим.

1 конверт (с картинками яблок)

- Ребята, на конверте написано, чтобы его открыть нужно отгадать загадку.

- Краснокожие бока.

Желтые, зеленые!

Сладки. Кислые, слегка,

Только не соленые!

Ароматны и вкусны.

С хвостиком срывают!

Витамины всем нужны

Силы прибавляют!

Часто, птички их клюют

Воробьи и зяблики...

Отгадали, кто они, ребята,

Это... (яблоки)

Воспитатель: Правильно, это яблоки. (достаю из конверта картинки яблок)

Рассмотрим яблоки:

- Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)

- По размеру? (Большие, маленькие, огромные)

- По запаху? (ароматные, душистые)

- По вкусу? (кислые, сладкие, сочные, нежные)

- А вы любите яблоки?

- Здорово!

- Ребята в посылке есть еще конверт. Откроем его?

2 конверт в нем рассказ и портрет автора

- Ой, ребята, посмотрите, что это. (портрет и книга)

- Верно. Ребята, этого человека зовут Василий Сухомлинский он детский писатель. Когда он был маленький он часто гостил у бабушки с дедушкой в деревне и очень любил кушать яблоки с дерева возле дома. Он написал рассказ «Яблоко и рассвет» с которым мы сегодня познакомимся.

- Ребята, кто – нибудь запомнил, как зовут писателя?

- А как называется рассказ, который мы будем читать?

- Верно, молодцы. Готовы? Тогда слушайте.

Прочтение рассказа.

- Ребята, вам понравился рассказ? А как он называется?

- О чем говорится в рассказе?

- Ребята, а что произошло в рассказе?

-Кто главный герой в рассказе? Как их зовут?

- Так все-таки почему мальчик не мог пойти в сад на рассвете?

- А чему учит рассказ?

- Верно. Ребята, у меня есть игра называется «Объяснялки». Подумайте и скажите какие слова в рассказе вам были не понятны, а я вам их объясню.

- Не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался

- Когда так говорят? (когда видят что, то красивое или удивительное)

- Не мог одолеть – не мог победить, побороть.

- Когда так говорят? Когда у человека не хватает сил или желания побороть:

страх, болезнь, врага, лень.

- Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать

- Когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

- Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)

- Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра).

- Ребята, вы наверное устали, давайте немного отдохнем.

Физминутка

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно

(руки на пояс)

Руку протяните

(руки вперед)

Яблоко сорвите

(руки вверх)

Стал ветер веточку качать

(качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать

(подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну

(подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву!

(хлопок над головой)

- Молодцы, здорово! У нас есть еще конверт. Откроем его?

- Ребята, оказывается, нам еще нужно пересказать этот рассказ.

- Сейчас я вам еще раз прочитаю этот рассказ вам нужно его запомнить, чтобы вы могли потом его пересказать точно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также будем выделять самое главное, то, о чем говорит автор и будем зарисовывать.

- Итак, слушайте, начало рассказа.

- О чем говорилось? Что можно нарисовать? (воспитатель уточняет у некоторых детей, чтобы они нарисовали)

Воспитатель делает зарисовку

- Хорошо, молодцы. Слушайте продолжение

- О чем говорилось? Что можно нарисовать? (уточняю у некоторых детей, чтобы они нарисовали).

- Молодцы. А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

- О чем говорилось? Что можно нарисовать? (уточняю у некоторых детей, чтобы они нарисовали).

- Ребята, мы написали схемами этот рассказ. Они помогут нам пересказать рассказ последовательно, выразительно и самостоятельно. Я предлагаю начать пересказ.

- Кто хочет пересказать начало рассказа?

- Не забудьте назвать автора и название рассказа

Дети пересказывают 2 и 3 часть.

- Молодцы. Ребята, а в рассказе яблоки были какие?

- А какие яблоки встречались вам?

-Здорово. Ребята, вы не забыли, что теперь нам нужно Незнайке рассказать, что нужно делать с этой посылкой? Тогда давайте вспомним все, что мы делали, а я буду записывать, чтобы ничего не пропустить.

- Кто обратился к нам за помощью?

- Что было 1 конверте? (и что нужно было сделать)

- А что было во 2 конверте?

- А в 3?

- Молодцы, теперь Незнайка точно справится со всеми заданиями. Ребята, а что мы можем сделать Незнайке, чтобы он обрадовался еще больше? (подарить подарки)

- Верно. Посмотрите, что у вас лежит на столах? Верно, давайте все вместе сделаем вкусные яблоки.

Аппликация. Затем 2-3 ребенка описывают свое яблоко и убираем в конверт.

 - Ребята, у меня есть два смайлика. Я покажу вам смайлик с улыбкой, а вы скажите, что вам понравилось больше всего. А грустный смайлик – что оказалось трудным для вас.

- Ребята, сегодня вы так меня порадовали, что за ваши старания я хочу подарить вам книжку, в которую вы сможете записывать рассказы по схемам, которые мы читали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

НОД «Путешествие в страну Красивой речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи.Направление: познавательно – речевое.Основная образовательная область: коммуникация.Интеграция образовательных областей: познание,...

Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Продолжать учить содержательно,...