НОД «Путешествие в страну Красивой речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Щербакова Анжела Владимировна

Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи.

Направление: познавательно – речевое.

Основная образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.

Методические приёмы: 
Игровой метод - использование сюрпризных моментов.
Наглядный метод — использование карточек, слайдов.
Словесный метод — вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.

Методы: игровые, словесные, наглядные

Цель: Обучать детей осознанному построению текста.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

·         закреплять умения детей пересказывать рассказ В.А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» по опорным картинкам, содержательно, связно и выразительно;

·         побуждать детей различать и называть эмоциональное состояние человека, использовать разную интонацию голоса;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

·         развивать речевое дыхание, эмоциональность, артикуляционный аппарат детей;

·         совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;

·         развивать умение строить  диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением;

·         развивать грамматический строй речи, активизировать мыслительную деятельность детей;

·         развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

·         воспитывать в детях доброту, терпение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД «Путешествие в страну Красивой речи»

 Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Возрастная группа: Подготовительная №2

Направление: познавательно – речевое.

Основная образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.

Методические приёмы: 
Игровой метод - использование сюрпризных моментов.
Наглядный метод — использование карточек, слайдов.
Словесный метод — вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.

Методы: игровые, словесные, наглядные

Цель: Обучать детей осознанному построению текста.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • закреплять умения детей пересказывать рассказ В.А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» по опорным картинкам, содержательно, связно и выразительно;
  • побуждать детей различать и называть эмоциональное состояние человека, использовать разную интонацию голоса;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать речевое дыхание, эмоциональность, артикуляционный аппарат детей;
  • совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;
  • развивать умение строить  диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать грамматический строй речи, активизировать мыслительную деятельность детей;
  • развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать в детях доброту, терпение.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям сделать гимнастику для глаз.

«Ослик»
(Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Закрывают глаза).

Воспитатель: - Я вам сейчас расскажу очень интересную сказку про «Язычок», а вы мне будете помогать.

Сказка о язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так: тик-так, тик-так.

           Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками.

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо, и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти.

Воспитатель: - Мы с вами отправимся в сказочную страну Красивой речи. Там живут необычные жители, они очень вежливые, говорят тихо и правильно, всегда здороваются. В этой стране случилась беда злая волшебница Нехочуха и ее верные слуги Лень и Засоня заколдовали всех жителей, все живое превратилось в камень.

Мне жители страны успели передать послание в розе. К сожалению, эта роза была раньше живая, красивая, сейчас она не живая.

-Помочь можете вы, ребята с садика «Сказка». Вам надо пройти испытания, к которым вы пройдете по стрелкам.

- Вы согласны?

- Отправимся мы туда необычным способом, с помощью фантазии.

- Что же такое фантазия?

Ответы детей:  - Это наши мечты, то, что мы выдумываем, чего нет на самом деле.

Воспитатель: -  Ребята, сейчас вы закроете глазки и будете слушать мой голос. Представьте, что летим мы туда на воздушном шаре. Над вами голубое небо, мимо проплывают облака. Мы с вами  приземлились в страну Красивой речи, где нам предстоит пройти много испытаний.

Воспитатель: - Смотрите стрелки, давайте мы пойдем по ним.

1 задание. – Посмотрите на картинку и расскажите, что происходит с цветком утром. Днем, вечером, ночью?

Описание детей по картинке.

Утром цветы просыпаются, раскрывают свои лепестки.  Они любят умываться – а умывает их дождик и утренняя роса, любят пить воду. Днем цветы радуются солнцу, растут, дышат, размножаются, поэтому мы говорим – живые цветы. Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд. Ночью цветы засыпают, и лепестки закрываются  как наши глаза.

Воспитатель: - Молодцы, давайте посмотрим, куда ведет дальше стрелка.

2 задание. Животные собрались вместе. Как их правильно назвать?

Воспитатель. – Молодцы! – А сейчас мы пойдем на лесную полянку, где слуги  Лень и Засоня оставили нам рассказ В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет», который нам надо будет пересказать по опорным картинкам. Сначала мы отдохнем и сделаем гимнастику для глаз(презентация).

Воспитатель: - Мы немножко отдохнули, а теперь сядьте правильно, спины выпрямите, и внимательно слушайте рассказ.

3 задание. Пересказ рассказа .

  • Чтение рассказа.
  • Объяснение фразеологических оборотов.

1. - Не мог отвести глаз – любовался, восхищался.

- Когда так говорят? (когда видят что, то красивое  или удивительное).

2. - собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать

- Когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки).

3. Дух захватило – тяжело, стало трудно дышать (от восторга, удивления).

  • Повторное чтение рассказа.
  • Вопросы к детям (беседа по вопросам).
  1. Как называется рассказ?
  2. Кто написал рассказ? (Василий Александрович Сухомлинский).
  3. Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша).
  4. Куда приходил Миша? (в сад к дедушке).
  5. Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом).
  6. Что такое рассвет? (это  время перед восходом солнца, начало утра).
  7. Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился).
  8. Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?

     9. А когда яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)

  1. Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет).
  • План рассказа. 1. В саду у дедушки Корнея.

                          2. О чем мечтает Миша.

                          3. Миша победил лень.

Воспитатель: - Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа? » Я вам помогу «В саду у дедушки Корнея».

- А что же увидел Миша в саду? Как развивалось дальше действие?

Как назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет - «О чем мечтал Миша».

Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало? Третья картинка.

«Миша победил лень»»

План у нас составлен.

Воспитатель: Физминутка (презентация).

  • Чтение рассказа.

- Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.

  • Рассказ по опорным картинкам.
  • Пересказ по ролям

Воспитатель:

- Представьте, как Миша и дедушка разговаривали (диалог). О чем попросил Миша?

- А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

- Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка.

- Нет, дедушка… Лучше завтра.

- Почему?

- Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Дидактическая игра «Какое яблоко?».

Воспитатель: - Посмотрите, что я вам принесла. Правильно, это яблоки.

Рассмотрим яблоки:

Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые, розовые).

По размеру? (Большие, маленькие, огромные).

По запаху? (ароматные, душистые).

По вкусу? (вкусные, сладкие, сочные, нежные).

  • Итог занятия. Вопросы к детям:

- Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)

2.  - Какие пословицы вы знаете о труде?

     Умелые руки работы не боятся.

     Веселись, играй, да дело знай.

     Кто на все руки, у того нет скуки.

     Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

     Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

     Маленькое дело лучше большого безделья.

     Была бы охота, заладится всякая работа.

     Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Воспитатель. – Вы ребята молодцы, справились со всеми заданиями, посмотрите, наша роза ожила!!!! Чары Нехочухи и ее слуг расколдавались. Нам пора возвращаться в детский садик. Вернемся тем же способом с помощью фантазии на воздушном шаре.

Жители страны Красивой речи передали вам корзинку с яблоками, за то, что вы их спасли от зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Продолжать учить содержательно,...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»...

План - конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»»

План - конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы....