Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Цели:

1.Коррекционно-образовательная.

  • Составление пересказа рассказа по плану и сюжетным картинкам.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Закрепление употребления предлога в (в диалогической речи).
  • Развивать у детей умение синтаксически правильно строить предложения;
  • Развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ;
  • Обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями (к слову лес).
  • Коллективное составление плана рассказа.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитание навыков правильного поведения на природе.

Оборудование: текст рассказа,  сюжетные картинки к рассказу, дидактическое пособие «Дерево родственных слов».

Ход занятия:

Этап

Слова и действия логопеда.

I.

Организационный момент.

1. Ребята послушайте загадку и отгадайте ее.

«Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.»

(Лес)

2.Игра «Где мы были, что мы видели?» В процессе игры используются сюжетные картины «Огород», «Сад», «Лес». Логопед обращается к ребенку с вопросом «Где ты был, что ты видел?» Дети отвечают примерно так (это зависит, на какую из картин указывает логопед):

Я был в огороде. Видел много огурцов, кабачков, помидоров …

Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив …

Я был в лесу. Видел много сосен, елей, рябин, берез …

II.

Основная часть.

1. Беседа о лесе (предполагает полные мотивированные ответы детей с использованием в речи предлога в)

- Кто из вас был на прогулке в лесу?

- Понравилось ли вам в лесу?

- Почему вам понравилось в лесу?

- Зачем вы ходили в лес?

- С кем вы ходили в лес?

- Чем отличается лес от сада? От парка?

- Какие деревья вы видели в лесу?

- Как дышится в лесу?

- Кто живет в лесу?

- Каких лесных животных и птиц вы знаете?

- Кого из них вы увидели в лесу?

- Зачем людям лес?

- Что дает лес человеку?

- Животным и птицам?

Планируемые ответы: Людям лес дает чистый и свежий воздух, спасает от зноя, дает тень и прохладу, сохраняет влагу, дает грибы, ягоды, дрова... . Животным и птицам дает жилище и корм.

- Что может случиться, если вдруг погибнет лес?

Планируемый ответ: Погибнет все живое от удушья, от зноя и жажды, от голода и холода.

2. Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться пересказывать рассказ по плану, который вы все вместе сами составите.

3. Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед,  недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

–        Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

–        Стыдно... перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

4. Постановка детьми вопросов по содержанию рассказа.

Куда пошли девочки?

Что девочки решили сделать в лесу?

Что они вынули из сумки?

Чье пение услышали девочки?

Почему песня соловья так им понравилась?

Как поступила с остатками еды Оля?

А как Лида?

Чем поступок Лиды отличается от Олиного?

Почему Лиде стало стыдно?

5. Упражнение на развитие общей моторики.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой!

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой!

После – правою ногой,

После – левою ногой!

Вот тогда придешь домой.

Ходьба на цыпочках

Топнуть правой ногой

Топнуть левой ногой

Топать и говорить

все быстрее

Топать очень быстро двумя ногами.

6. Коллективное деление рассказа на части по смыслу и составление плана после повторного чтения

1) Девочки Оля и Лиза идут в лес.

2) Обед в лесу.

3) Пение соловья.

4) Поступок хороший и плохой.

7.Пересказ рассказа с опорой на составленный план и сюжетные картинки.

8.Упражнение в образовании родственных слов к слову лес.

Назовите лес ласково. – Лесок, лесочек.

Кто ухаживает за лесом? – Лесник, лесничий.

Кто выращивает лес? – Лесовод.

Как называются ягоды, растущие в лесу? – Лесные.

Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? – Подлесок.

Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? – Перелесок.

9. Подбор действий к лесу (что делает?)

Растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует, горит, умирает.

10. Подбор признаков к лесу (какой?)

Зимний, осенний, хвойный, лиственный, смешанный, березовый, дубовый, сосновый, необходимый, зеленый, большой, огромный, густой, дремучий, красивый.

III.

Итог занятия.

Почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?

Если вы отдыхаете в лесу, то, как нужно себя вести, чтобы не навредить природе?

Лес – наше богатство, наша жизнь и здоровье. Лес живой, его надо беречь, охранять от грязи, от болезней, от пожаров. Лес надо выращивать, ухаживать за ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема:  «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»...

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

В мае, когда на деревьях распускаются листья, и по берегам рек расцветает душистая черемуха, из теплых краев к нам возвращаются соловьи. В густых зеленых зарослях заливаются эти лесные певцы!...

Конспект организованной образовательной деятельности "Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой"

Конспект ООД по развитию связной речи могут использовать в своей работе воспитатели старших и подготовительных групп ДОУ....

Логопедическое занятие по развитию речи Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа без помощи вопросов педагога;- обучать детей дополнять рассказ событиями, предшеств...

Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет...