Пересказ рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" и рассказывание темы из личного опыта
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Шемякова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Задачи:

Связная речь: формировать умение передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта;

Грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий;

Словарь: формировать умение подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

Звуковая культура речи: формировать умение, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Ход ООД

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания».

Задает вопросы:

— О чем говорится в этом рассказе?

— Чем Мите понравилась зима?

— Что ему понравилось весной?

— Что запомнилось Мите летом?

— Какими словами мальчик сказал об осени?

— Почему рассказ называется «Четыре желания»?

Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (Рассказ следует повторить дважды).

Далее воспитатель предлагает новое задание:

- Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный» (Рассказывание на тему из личного опыта. Рассказов должно быть не менее четырех).

- Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего,— говорит воспитатель.— Лето было хорошее, а осень — лучше. Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно.

Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных: чистый (чище, более чистый), высокий (выше, более высокий), стройный (стройнее, более стройный), весело (веселее, более веселый), теплый (теплее, более теплый), сильный (сильнее, более сильный) и др.

В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.

- В рассказе говорится: «Пришла весна». А как можно сказать по-другому? (Наступила).

 Затем называет другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь), нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.

Далее дети упражняются в подборе антонимов.

- Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу? (Маленький).

Затем дает еще ряд слов: хороший (плохой), холодный (теплый), идти (стоять), говорить (молчать) и др.

— Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла... (тепло, цветы, траву и т. п.) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке»

Развивать  у детей умения отбирать для рассказа самое интересное  существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающе...

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия на тему: «Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию на темы из личного опыта (по памяти)

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя материал...

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Конспект занятия в подготовительной группе Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта...

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта. Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке». Старшая группа.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта.Рассказывание на тему из личного опыта«Как мы играем зимой на участке»....