Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Серебряные колокольчики» по развитию вокально-хоровых навыков у детей 6-8 лет»
статья

Самойлова Алёна Витальевна

В статье обсуждается программа по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, методы, приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация дополнительной общеразвивающей программы

 «Серебряные колокольчики»

 по развитию вокально-хоровых навыков у детей 6-8 лет»

А.В. Самойлова

МАДОУ НГО «Детский сад №4 «Сказка»

Музыка – это то искусство, которое прекрасно формирует внутренний мир человека и не несёт в себе ничего, что бы могло негативно отразиться на формировании личности подрастающего человека. Об этом не забыли и разработчики ФГОС дошкольного образования. Музыкальную деятельность выделили одной из основных видов деятельности детей дошкольного возраста. Формирование музыкальной культуры, в том числе и исполнительской сегодня является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности детей (ФГОС).

Из всех видов музыкальной деятельности пение является основным средством музыкального воспитания, самым доступным и активным и наиболее близким и доступным детям. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку. Пение развивает музыкальные способности у детей: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, оказывает большую помощь в развитии речи у детей. Исполнительская деятельность особенно актуальна на сегодняшний день, т.к. базируются на анализе родительского спроса на дополнительные образовательные услуги в ДОУ. На данный момент повышен интерес участия детей в различных мероприятиях, конкурсах НГО и дошкольного учреждения. Родители хотят видеть детей выступающими на данных мероприятиях, и поэтому назрела необходимость разработки дополнительной общеразвивающей программы по развитию вокально-хоровых навыков у детей 6-8 лет.

В течение ряда лет к вопросу развития певческих навыков обращались многие авторы. Б.М. Теплов большую роль в развитии певческих навыков уделял развитию музыкального слуха.

Изучению детского голоса и методов его развития обращался Н.А. Метлов. В своей работе по развитию детского голоса он широко использовал методы моделирования ритмических и звуковых отношений. Большую роль отводил вокальной технике педагога, занимающегося с дошкольниками.

К вопросу развития певческих навыков уделял внимание Д.Б. Кабалевский, один из первых использовал комплексность и системность для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия, что нашло отражение в разработанной под его руководством программе.

Н.А. Ветлугина обосновала методические приемы, направленные на развитие музыкального слуха и голоса дошкольников, разработала цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребенка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

Одна из методик, способствующая эффективному развитию у детей ладового, звуковысотного слуха принадлежит Е.Н. Тиличеевой, в которой предлагается использовать вокальные упражнения, помогающие детям овладеть элементарными певческими навыками, достичь в пении непринужденности и легкости звучания, правильного дыхания.

В.В. Емельянов представляет технологию, основанную на фонопедическом методе развития голоса с выполнением упражнений в абстрактном и конкретном варианте.

Одним из эффективных средств развития певческих навыков предложено Д.Е. Огородновым. Разработанная «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» предлагает использование всех внутренних ресурсов разных сторон способностей детей в их взаимодействии, чему в значительной мере способствует система записи вокально-ладовых упражнений. Запись позволяет наглядно и четко выразить действия ребенка при выполнении им вокального упражнения и, таким образом, «алгоритмировать» процесс выработки основных вокальных навыков.

Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей предлагают А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Используемые ими технологии музыкального развития и воспитания не только ведут к развитию интереса к пению, певческих умений у детей старшего дошкольного возраста, но и развивают у ребенка позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений.

Изучение литературы послужило основой дальнейшей практической деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей 6-8 лет, в разработке дополнительной общеразвивающей программе «Серебряные колокольчики». Данная программа разработана на основе теоретических положений традиционных методик ведущих педагогов в области музыкального образования (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, Е.Н Тиличеева) и является программой художественно-эстетической направленности, что соответствует специфике учреждения, в котором реализуется программа.

Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит по следующим разделам: восприятие музыки; певческая установка; усвоение певческих навыков (звукообразование, дыхание, певческая дикция, чистота интонирования, слаженность); развитие музыкального слуха и голоса; исполнительская деятельность. По всем разделам определены методы, приемы, упражнения для овладения вокальным навыком. Среди певческих навыков особое внимание уделено самому сложному певческому навыку – чистоте интонирования, которая связана с развитием слуха: ладового чувства и музыкально-слуховых представлений, ощущениям тяготения мелодии к устойчивым звукам. Обращено внимание на формирование навыка самостоятельного оценивания правильного и не правильного пения товарища, отмечать выразительное исполнение, проявление самооценки.

Решая задачу песенного исполнительства, перед музыкальным руководителем ставится задача заучивания наизусть текста песен. Это трудоемкий, малоинтересный, затрагивающий большой временной отрезок труд. В целях разнообразия песенного репертуара, минимизирования временных затрат на разучивание текста песни, было обращено внимание к системе методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, при этом охватывающее минимальное количество времени – мнемотехнике. В нашем случае мнемотехника – эффективное запоминание структуры песни, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. Составлены несколько мнемотаблиц по песням: «Падают листья», «Шел по лесу Дед Мороз», «Четыре неразлучных таракана и сверчок» и др. Воспитанники умеют использовать мнемотаблицы в исполнении песни, а так же могут самостоятельно, без помощи педагога составить таблицу, найти соответствующие символы и обозначения к словам.

Публичные выступления воспитанников на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях предполагают умение ребенка владеть техникой работы с микрофоном, знать все плюсы и минусы данного прибора. Изучены правила работы с микрофоном и адаптированы в работу с детьми дошкольного возраста. Данная программа ориентирована на формирование умений ребенка работать с микрофоном, используя все его возможности, на умение решать проблемные ситуации, случающиеся на сцене.

Каждая проблемная ситуация отрабатывается на занятии с педагогом, который указывает на распространенные ошибки.  После этого просит еще раз исполнить песню и обращает внимание на недочеты в работе с микрофоном.

Планируемые результаты программы - дети владеют вокально-хоровыми навыками: поют выразительно в пределах до1-ре2, правильно передавая мелодию; берут дыхание перед началом песни и между  музыкальными фразами, удерживает дыхание до конца фразы,  самостоятельно начинает и заканчивает песню, поет индивидуально и коллективно. У детей развиваются музыкальные способности: развит мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, формируются навыки владения средствами музыкальной выразительности. Дети становятся активными исполнителями, умеющими выражать волнующие их чувства в художественном образе через пение.

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются следующие формы: педагогическая диагностика; грамоты; фотографии; статьи.

        Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Оценка и анализ работ (Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей).

Формы подведения итогов: участие в муниципальных, областных, региональных, Всероссийских конкурсах; выступление на занятиях, детских утренниках, тематических концертах.

Педагогическая диагностика производится педагогическим работником, реализующим Программу, с целью оценки эффективности педагогических действий и лежит в основе его дальнейшего планирования образовательных действий.

Цель диагностики: выявление уровня музыкального развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе исполнения песен в  условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

При аналитике полученных результатов результаты детей не сравниваются между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику.

Многие выпускники детского сада продолжают свое обучение в ДО НГО «Детская Школа Искусств», МБУ НГО «Новолялинский центр культуры», МКОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». Педагоги по вокалу с удовольствием приглашают воспитанников детского сада в свои вокальные коллективы, так как дети имеют базовое представление о вокально-хоровых навыках, умеют точно интонировать, умело обращаются с микрофоном, не стесняются сцены, артистичны.

Литература

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 415 с.
  2. Гогоберидзе, А.Г. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст ] / В.А. Дергунская, - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013.
  3. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О.В. Толстикова, о.в. Савельева, Т.В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Иро», 2014.
  4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов // Избр. труды : в 2-х тт. - М. : Педагогика, 1985. – Т. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Капельки» по развитию вокально-хоровых способностей детей 4-7 лет

Дополнительная общеобразовательная программа «Капельки» по развитию вокально-хоровых способностей детей 4-7 лет...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкол...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Легосити 2.0» для детей 5-6 лет

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1.Пояснительная запискаВ современном мире обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образо...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа, направленная на интеллектуальное развитие «Робосити 2.0» для детей 6-7 лет

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная запискаСовременный мир очень быстро развивается, в особенности цифровые технологии и инженерия. Современный человек не может себе представить жизнь без компьют...