«Мини-музей в группах ДОУ»
консультация

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного процесса новыми формами работы с детьми и их родителями. Использование методов музейной педагогики в детском саду позволяет создавать условия для развития у детей познавательного интереса, мотивирует на самостоятельный поиск информации, расширяет кругозор детей. Мини-музей - это средство для формирования активной гражданской позиции, воспитания патриотических чувств к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 83174046036e4b74d965fda0f9f1f99a.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Мини-музей в группах ДОУ»

(консультация для педагогов)

МУЗЕЙ – от греческого «museion» (мусейон) – Храм муз; учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников истории и культуры.

Создание мини-музеев в детском саду – это дополнительная возможность расширить кругозор малышей, познакомить с увлекательным миром предметов, историей их происхождения.

Цель создания мини-музеев в ДОУ – это приобщение детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

МИНИ-МУЗЕЙ – это особое, специальное организованное пространство группы, где расширяется кругозор и ребёнка, и взрослого; повышается образованность, воспитанность; где идет приобщение к вечным ценностям.

  • «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группы, спальни, раздевалки, коридора;
  • он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;
  • мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, так и самостоятельным проектом;
  • мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и рекомендуют юным посетителям действовать с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи содержат экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С ними можно играть. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания.

К тому же мини-музей для детей – это что-то свое, родное, так как многие принимают участие в его создании.

Если в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, то здесь он – соавтор, творец экспозиции.

И не только дети, а также их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей (создать полноценный мини-музей можно только в тесном взаимодействии с родителями)

Задачи мини-музея в детском саду:

  • Совершенствовать педагогическое мастерство и творчество педагогов ДОУ по созданию мини-музеев;
  • Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ (группы);
  • Обогащать образовательный процесс новыми формами работы;
  • Формировать у дошкольников представления о музее;
  • Расширять кругозор;
  • Развивать познавательные способности; творческое и логическое мышление и воображение;
  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
  • Содействовать укреплению связей ДОУ с семьей.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МИНИ-МУЗЕЙ

Создание мини-музея – трудоёмкая не быстрая работа, которая состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный этап

На этом этапе дети, воспитатели, вместе с родителями выбирают тему и название мини-музея, определяют цели и задачи музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музея можно использовать: различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат. Эффективность всей работы в мини- музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции,

Тематика мини-музеев может быть различной.

Содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется. Так, например музей «книги», «хлеба» может появиться в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек-забав», «моя первая игрушка – погремушка».

  1. Практический этап

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые могут составить основу коллекции, и поместить его в приемной, чтобы родители смогли его дополнить.

Большое внимание уделяется «визитной карточке» экспонатов – этикетке. Информация на ней должна быть максимально краткой, ориентированной на детей. Если в музее размещены фотографии, то они должны быть крупноформатные – чтобы дети могли рассмотреть все детали.

Коллекция экспонатов – это только часть мини-музея.

Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы. То есть все, что связано с темой музея.

Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

На этом же этапе воспитатели, или воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, для гостей и родителей.

  1. Подведение итогов (Деятельностный этап)

Функционирование мини-музея. Экскурсии, беседы, игровые занятия, презентации.

Особо важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия- экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Выставленные музейные экспонаты – это всего лишь предметы для рассматривания. Именно экскурсовод «вдыхает в них жизнь» и они превращаются в сокровища музея.

Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов (в младших группах экскурсоводами выступают воспитатели, а в старших группах экскурсоводами могут стать сами дети), разработке планов различных экскурсий по мини-музею (все они прописываются в паспорте музея).

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявляются творческие способности детей;
  • расширяются представления о содержании музейной культуры;
  • развиваются начальные навыки восприятия музейного языка;
  • создаются условия для творческого общения и сотрудничества.

Методические        формы        работы        с        детьми        в        музее        достаточно разнообразны:

  • обзорные и тематические экскурсии;
  • познавательные занятия-экскурсии, занятия с элементами игры;
  • тематические викторины;
  • исследовательская деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей.

Основные принципы работы мини-музея:

  1. Наглядности. Когда ребенок познает окружающий мир участвуют все его органы чувств. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Поэтому коллекция мини-музея должна содержать большой наглядный материал, который можно не только увидеть, но и потрогать, понюхать, а порой и даже попробовать.
  2. Природосообразности. Как я уже говорила, содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется.
  3. Интеграции. Мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации её задач.
  4. Научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  5. Интерактивности. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности учащихся. Интерактивные методы обучения, как один из видов активных методов, – это

всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, которые способствуют усвоению материала до 90 %!

  1. Мобильности. Коллекция музея по возможности должна быть составлена таким образом, чтобы при необходимости она могла бы использоваться мобильно (например, выноситься в другие группы в «музейном сундучке»).
  2. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
  3. Гуманизма. Экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей.

Значение мини-музеев

Мини-музеи в группах позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, пробудить интерес к музеям у детей и их родителей. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». Главное, мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

Рассмотрим разные виды мини-музеев.

Мини-музеи природы

Главное значение таких музеев – формирование научной картины мира и поддержка у детей интереса к миру природы.

Можно выделить два вида мини-музеев природы:

  1. Музеи, в которых представлены любые объекты природы и экспонаты, отражающие природные явления и процессы, их взаимозависимость; могут быть выделены и музеи, отражающие определенную область знаний, например, палеонтологическую, астрономическую.
  2. Тематика мини-музеев второго вида может быть конкретной, например: мини-музеи животных – домашних, диких, животных леса или тундры; посвящены конкретным представителям (заяц, медведь…) или отдельным компонентам природы (воды, воздуха, солнца, животных, растений, грибов и т.д.).

Фольклорные мини-музеи

Они могут называться по-разному: «Русская изба», «Музей народной культуры», мини-музеи «Народной куклы», «Национального костюма». Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов. Фольклорные        мини-музеи помогают решать многие задачи – это и воспитание ребенка в традициях народной культуры, и формированиебережного отношения и любви к ней.

В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать старинную мебель, национальные костюмы и их элементы, кукол в национальных костюмах, народные музыкальные инструменты, предметы народных промыслов, книги народных сказок, сборники потешек, старинные фотографии.

Исторические мини-музеи

Исторические мини-музеи позволяют детям не просто услышать об истории своей страны, края, но и «увидеть» ее благодаря различным экспонатам.

Например, мини-музей, посвященный истории страны; мини-музей государственной символики, музей, посвященный определенному историческому событию; истории родного края; истории одного предмета (часов, хлеба, книги, кукол).

Краеведческие мини-музеи

Краеведческие мини-музеи состоят из экспозиций, посвященных родному краю.

Мини-музеи искусства

Мини-музеи искусства, которые организуют в детском саду, делятся на музыкальные мини-музеи, театральные и музеи декоративно-прикладного искусства.

Музыкальные мини-музеи

Мы выделяем несколько вариантов музыкальных мини-музеев:

  1. Мини-музей музыкальных инструментов

Задача такого мини-музея – познакомить детей с различными музыкальными инструментами, их историей.

Здесь могут быть собраны разные виды музыкальных инструментов и их фотографии, игрушечные аналоги, сувениры, сделанные в виде музыкальных инструментов, материалы, из которых делают музыкальные инструменты, книги по соответствующей тематике. Желательно познакомить детей с основными группами музыкальных инструментов: ударными, духовыми, клавишными, смычковыми, щипковыми.

В таком мини-музее может быть и информация об оркестре, профессиях музыканта, дирижера, композитора.

Можно организовать музей, посвященный композитору.

  1. Мини-музей музыкальных игрушек.

Такой мини-музей больше подходит для малышей. Его экспонатами станут музыкальные шкатулки и другие музыкальные коробочки; детские мобиле, которые вешают над кроватками младенцев; куклы и другие игрушки, поющие песенки, музыкальные книжки и т.п.

Также для малышей можно организовать музей «Моя первая игрушка – погремушка»

  1. Мини-музей народных музыкальных инструментов.

Коллекция народных музыкальных инструментов может войти в состав фольклорного мини-музея или мини-музея декоративно-прикладного искусства. К ряду экспонатов желательно подобрать игрушечные аналоги, которыми дети могут воспользоваться по своей инициативе. Еще могут быть материалы, из которых когда-то изготавливали инструменты, рисунки, изображения людей, играющих на народных инструментах.

В рамках музея можно освоить игру на народных инструментах: деревянных ложках, свистульках, трещотках, и выступить с этим номером на концерте для родителей.

  1. Мини-музеи театрального искусства

Собственно мини-музей театра

Такие музеи позволяют заинтересовать детей миром театра. Здесь могут быть собраны экспонаты, рассказывающие о театре: программки, театральные билеты, разные виды театральных кукол, маски, костюмы и их элементы, фотографии наиболее известных и местных театров, декорации к спектаклям, парики, грима, ширма для игр и спектаклей, макеты сцены, кукла-балерина. Можно попросить ребят, которые были в театре, рассказать о своих впечатлениях, обсудить с детьми, что такое спектакль, театр, и для чего он нужен, поговорить о профессии актеров, вспомнить спектакли, которые видели в детском саду.

5.  Мини-музей театральных кукол

Экспонаты мини-музея – самые разные виды театральных кукол – ростовые, перчаточные, пальчиковые, би-ба-бо, тростевые, куклы-марионетки, театральная ширма или домик.

  • Мини-музеи декоративно-прикладного искусства знакомят детей с бытом, жизнью прошлых поколений. Часто их относят к фольклорным. Основой для этих музеев служат коллекции дымковских игрушек, гжели, Павловских платков, которые украшают практически все изостудии и даже групповые помещения. Собирая и изготавливая своими руками образцы народных ремесел и промыслов, дети, родители и педагоги создадут свой, особый вариант такого мини-музея.

Литературные мини-музеи

Определенную роль в формировании любви к книгам и чтению играют литературные мини-музеи. Выделяются следующие виды литературных мини- музеев:

  • Мини-музей сказки

Здесь могут быть представлены различные «волшебные» предметы (молодильные яблоки, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ступа Бабы-Яги, ковер-самолет, царская корона, горошина для принцессы, волшебный клубочек, указывающий дорогу, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.), различные сказочные герои (куклы, фигурки), коллекция сказочных домиков (пряничный домик, избушка на курьих ножках, теремок, лубяная избушка лисы, «ледяная»

избушка зайца), красиво оформленные книги сказок, в том числе самодельные детские работы, иллюстрации к сказкам (рисунки, картины, фигурки оригами), макеты для режиссерских игр, выполненные детьми и взрослыми, поделки из природного и бросового материала, фотографии детей в костюмах героев сказок, костюмы сказочных героев, репродукции картин на сказочные темы.

  • Мини-музей писателя (поэта)

В мини-музее автора помимо его портретов и книг могут быть представлены фотографии его дома, поместья, а также персонажи его произведений (рисунки, игрушки), макеты, иллюстрации к текстам.

  • Мини-музей книги

В этом музее дети знакомятся с разными видами книг, с поэтами, писателями. Экспонатами могут стать книги разной величины и толщины, старинные и современные, звуковые, книги разных жанров (сказки, книги о природе, энциклопедии, рассказы, сказочные повести, стихи и т.д.), разных стран и народов, книги для взрослых и для детей, материалы, на которых писали и пишут люди (береста, папирус, разные виды бумаги, дощечки и т.д.), фотографии и книги, рассказывающие об истории книгопечатания, коллекция приборов, которыми писали поэты и писатели; чернильницы, шариковые ручки разных лет, палочки, гусиные перья, перьевые ручки.

  • Мини-музей научной книги

В нем может быть собрана научно-популярная литература для детей – энциклопедии, книги о природе, различные атласы, словари, различные географические и астрономические карты, глобусы и другие предметы.

  • Мини-музей букваря (азбуки)

Поскольку в старшем дошкольном возрасте дети готовятся к обучению в школе, можно организовать мини-музей букваря (азбуки). Экспонатами такого мини-музея могут быть буквари и азбуки, другие книги, которые знакомят детей с буквами. Также могут быть экспонатами детские рисунки разных букв, кроссворды, наборы букв, кубики, книги со стихами, рассказами, посвященные азбуке, букварю, фотографии старших братьев и сестер, мам и пап, сделанные на школьных праздниках, посвященных букварю.

Главная задача таких мини-музеев – не только заинтересовать детей, познакомить с буквами, но и сформировать положительное отношение к школе, к учебе.

Ежегодно 18 мая во всем мире отмечается День музеев.

Подготовила: старший воспитатель

Караулова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по музейной педагогике « Экскурсия в мини- музей коры» ( подготовительная группа)

Задачи    занятия: Обучение составлению описательного рассказа о стендах, разделах, экспонатах; Развитие умения воспринимать информацию и пользоваться её; Расширение активного и па...

Мини-музей в старшей группе "Часы и часики"

Цели: - формирование временных представлений у детей посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини – музее.-...

Мини-музей во второй группе раннего возраста "Домашние животные".

Наш мини-музей в детском саду занимает очень маленькое пространство, небольшую часть групповой комнаты. Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Мини-музей не от...

Мини-музей в старшей группе «Часы».

Профиль музея: познавательный, творческо-информационный.Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.Актуальность создания мини - музея "Часы".     Создан...

Проект Мини - музей «Теремок сказок» Группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет «Золотая рыбка»

Цель:•Создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.•Вовлечь детей и взрослых в творческий процесс.•Создать благоприятный микроклимат в детск...

МИНИ – МУЗЕЙ в средней группе «МАТРЕШКИ»

МИНИ – МУЗЕЙв средней группе «МАТРЕШКИ»...