Арт-терапия, как нетрадиционная форма обучения , воспитания и развития детей
статья (средняя группа)

Прокофьева Ирина Леонидовна

Арт-терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_-_kopiya.docx33.75 КБ
Файл art_terapiya_.docx977.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

« Арт-терапия, как нетрадиционная форма обучения , воспитания и развития детей »

                                     Прокофьева Ирина Леонидовна

Что такое арт-терапия

      Арт-терапия (от английского «art-therapy») – буквально означает «лечение искусством ».Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции  при помощи искусства и творчества .В отличии от занятий ,направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс .Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку ,возможность самовыражения ,и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

   В России арт-терапия появилась относительно недавно. И, несмотря на множество положительных отзывов о ней, применяется она не так широко, как за рубежом. Но при этом в больших городах уже открыты целые арт-терапевтические центры. . На данном этапе развития отечественная арт-терапия стремится стать отдельной дисциплиной. Особое внимание уделяется арт-терапии для дошкольников, так как на их психику, мировоззрение, мнение нужно воздействовать осторожно, потихоньку, чтобы ребенок сам понял, как ему нужно себя вести, чтобы он расслабился, и никто не оказывал на него психологического давления.

 Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других

Задачи арт-терапии для дошкольников

    К основным задачам арт-терапии для деток дошкольного возраста можно отнести:

-Развитие речевой и познавательной активности. Это происходит в момент приобщения к чему-то новому. Так, малыш, в первый раз увидев цветной песок, желает знать, а почему он цветной (ведь привык же, что он только желтый), увидев новое танцевальное движение, он хочет его повторить и т.д.

-Развитие уверенности в себе. У каждого малыша на первых занятиях может что-то не получаться, но, благодаря стараниям педагогов, с каждым разом ему удается сделать что-то новое и больше, чем на предыдущем занятии. В итоге у ребенка формируется уверенность в своих действиях, мнение, что он может, если постараться.

-Стабилизировать эмоциональное состояние, научить его контролировать эмоции. Это достигается путем проб и ошибок. Как уже было сказано выше, на первых занятиях у малыша может что-то не получаться. В первые разы он может расплакаться, обидеться, но со временем, при помощи взрослых, научится контролировать свои эмоции, успокаиваться, понимать, что плач не поможет делу и т.д.

-Стимулирование креативного мышления. Все родители замечали, что дал ребенку в руки пластилин, краски, он начинает экспериментировать. Проявляется это довольно просто, например, смешивание разных цветов пластилина, нанесение нескольких красок на одно и то же место и т.д. После таких простых экспериментов он начинает пробовать расширять границы, тем самым развивая свое креативное мышление, ему хочется придумать что-то новое, чтобы удивить педагога, маму, бабушку, дедушку и т.д.

-Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д.

На самом деле задач у арт-терапии много, но важно не это. Несмотря на многочисленность поставленных задач, все их удается достичь, потому что нет прямого навязывания, все происходит в игре, в легкости и в доброжелательности.

Преимущества арт-терапии для дошкольников

   Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику, получается достичь многих целей, а самое главнее, выделить массу преимуществ.

 Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребенок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей

Во-вторых , благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т.д.), можно четко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение

В-третьих, каждый ребенок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймет, что значит многое

В-четвертых, детки, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе

Виды арт-терапии для дошкольников

   Изначальным, классическим видом арт-терапии было рисование. Вероятно, это связано с тем, что первые исследователи в этой области по роду деятельности были художниками. В настоящее время арт-терапия начинает стремительно развиваться, охватывая все области искусства и творчества. Появляется все больше новых видов такой терапии. Особенно арт-лечение популярно у воспитателей, педагогов, детских психологов, то есть, направлено на развитие малышей, дошкольников. На сегодняшний день существует очень много видов арт-терапии для дошкольников. Причем выбрать тот или иной вид могут как педагоги, так и сами родители, зная, что любит, а  что не любит их ребенок.

  Выделяют следующие  виды арт-терапии для детей : 

изотерапия (рисование), музыкотерапия (прослушивание музыки), песочная терапия (рисование песком), сказкотерапия (сочинение сказок), дэнстерапия (занятия танцами),цветотерапия , мандалотерапия

  Изотерапия-это влияние на психическое состояние детей с помощью создания художественных образов. Это может быть рисование карандашами, фломастерами, красками, песком, углем, глиной или тестом. Рисунки можно создавать на любой поверхности: на бумаге, стекле, стене или полу.

 Это один из самых распространенных методов арт-терапии . Она изучена намного больше, чем другие способы, да и применять ее проще.

Имеют место и  такие разновидности изотерапии , как каракули-самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш. Ребенок свободно ,не задумываясь о результате ,рисует на листе бумаги клубок линий.

  Еще одна очень интересная разновидность изотерапии –монотипия ( дословно «один отпечаток». Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.

Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то фломастеры, а  некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это тоже касается рисунков.

Специалисты по изотерапии способны на основании рисунка малыша сделать выводы об его эмоциональном состоянии, о психологической составляющей. Так, некоторые родители замечают, что их ребенок в определенный момент начинает рисовать исключительно только темными цветами. Это говорит о том, что его состояние, в первую очередь моральное и психологическое, напряженное, что его что-то беспокоит. И очень важно узнать, что именно.

 В процессе обучения и прохождения терапии, улучшение его состояния будет заметно по его же рисунками. Так, если ребенок стал применять светлые или яркие цвета, постепенно заменять темное на яркое, то это говорит о правильности выбранного направления.

Цветотерапия ( хромотерапия ), во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребенок лучше познает окружающий мир .Использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Например воспитатели могут использовать определенную цветовую гамму в оформлении интерьера группы ,что даст возможность не только создать особенный для каждой группы стиль ,но и эффективно использовать цвет для оздоровления детей.

  Оранжевый цвет помогает преодолевать депрессию и нервные срывы ,способствует психопрофилактике и коррекции страхов и неврозов ,благотворно влияет на мышечную систему .Желтый цвет создает радостное, веселое настроение, активизирует умственную деятельность.Эти цвета можно использовать для оформления групповых комнат, раздевалок, игровых уголков.

Для спальни подойдут синий и голубой цвета .Синий называют « цветом здоровья ».Он успокаивает  нервную систему, положительно воздействует на органы дыхания .Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Оформление интерьера спальни этими цветами способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности ,спокойному и глубокому сну.

 Песочная терапия, - пожалуй ,самое распространенное и любимое младшими дошкольниками упражнение.

   Песочная терапия является отличный способом коррекции детских страхов, психопрофилактикой детских травм .В процессе игры происходит сглаживании агрессии ,гиперактивного поведения ,предотвращение асоциального поведения. Развивается мелкая моторика рук, как результат

-активируется развитие речи.        

 Сектор песочной арт-терапии есть в каждой студии Монтессори-педагогики, во многих развивающих центрах и даже в некоторых детских садах. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, само выражается.

   Опытные специалисты во время специальных занятий с песком могут по действиям, по поведению малыша обратить внимание на его психологическое состояние.

Известны случаи, когда же при помощи занятий с песком удалась корректировать поведение деток с легкой формой аутизма, задержкой психологического развития и т.д.

Для таких занятий малышу нужна будет небольшая песочница, много игрушек и емкость с водой, чтобы мочить песок и лепить с него фигуры. Во время занятий арт-терапевт задает вопросы малышу, старается направить его действия, тем самым, помогая, приспособится к окружающему миру, а также контролировать свои эмоции.

Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать. Занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

  Различают три основные формы :рецептивную , активную и интегративную музыкотерапию.

  Если при рецептивной (пассивной) форме ребенку предлагается просто слушать различные музыкальные композиции ,то при активной он принимает участие в работе с музыкальным материалом (инструментальная игра,пение )

Музыка способна помочь ребенку в следующем:

Снять стресс. Иногда малыш напряжен, потому что на него много чего навалилось, и да, на удивление, у детей есть свои «детские проблемы». И чтобы снять этот стресс, напряжение, ему нужно помочь. Отличный способ отвлечься – это танец под веселую музыку

Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется и т.д.

Отрегулировать его поведение, например, когда ребенок часто проявляет агрессию, грубит.

Увеличить подвижность, благодаря чему улучшается общее физическое состояние.

Во время музыкотерапии Воображение ребенка создает интересные картины, ему хочется понять больше.

А самое главное, танцы и музыка помогают ребенку отвлечься от реального мира. Кстати, взрослые делают также, включая громко музыку и танцуя под нее.

Сказкотерапия этот вид терапии подразумевает  в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, такие сеансы приходятся им по душе.

В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, куда они попадают, как себя ведут, педагог может сделать вывод об общем состоянии ребенка, и в случае нарождения каких-то проблем при помощи сказок помочь ему.

 Например, непослушным детям придумывают сказки, в  которых при хорошем поведении их хвалят, обнимают и т.д. Именно на это реагируют дети, потому что они хотят быть лучшими и хорошими, видеть к себе больше внимания. Правда, не все умеют добиваться его хорошими методами. А на примере сказочных героев, сделать это просто . Во время занятий малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках.

Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.

Куклотерапия –это разновидность игротерапии, она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоциональными нарушениями. Цель игры — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Мандалотерапия –  это закрашивание фломастерами или ручками специальных узоров, которые называются мандалами. Создать пестрый узор можно самостоятельно или заполнять раскраску;

Слово «мандала» в переводе означает означает «круг», «диск». Создание собственных мандал из разнообразного материала ( цветной песок, соль, камни) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Ребенок  погружается  в творческий процесс  раскрашивая мандалы ,начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Таким образом, работа с мандалами развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Эти изменения помогают становлению творческой личности ребёнка.

предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим  лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль.

что находится «под рукой» и посильно изготовить детям совместно с педагогом или родителями.

  Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности. Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Заключение:

Арт-терапия для дошкольников – очень важное направление, которое позволяет помочь малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, нужно учитывать возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители , педагоги способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты..,..

 



Предварительный просмотр:

https://keep-sane.ru/800/600/https/ds04.infourok.ru/uploads/ex/0441/00180c98-e79a76de/img4.jpg

https://static.tildacdn.com/tild3239-3033-4463-a430-643031346135/izolep3.jpg

https://static.tildacdn.com/tild3830-3964-4261-b436-353530306161/277DSC26bed132fill-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей.

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...

Музыкальные занятия, как ведущая форма обучения, воспитания и развития детей

Музыка - искусство особого, художественно - образного отражения жизни и внутреннего мира человека. Музыка имеет возможность отображать переживания людей в разные моменты жизни. Она сопровождает челове...