Описание воспитательной практики "Подвижные игры -заклички"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Акобян (Лавренчук) Наталья Александровна

7 апреля - праздник Благовещение. Как познакомить детей с этим христианским праздником!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание воспитательной практики

Подвижные игры - заклички

Выполнила инструктор по физической культуре                                              

 Акобян Наталья Александровна

Духовно-нравственное  воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня  можно сказать, что эту задачу необходимо поставить, как входящую в круг важнейших приоритетов в воспитании подрастающего поколения. У молодых людей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются  искаженные представления детей и подростков о таких качествах  как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.    

Формирование основ моральных качеств, как известно, начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, и зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы и есть главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Однако нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре, прежде всего ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются нравственные оценки.

Цель: Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям через подвижные игры.

Задачи:

1. Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа связанными с проведением православного праздника Благовещение.

2. Развивать нравственные чувства ребенка через понимание смысла игры.

3. Содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности.

4. Тренировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга.

5. Способствовать  развитию  быстроты, ловкости и внимания.

Оборудование, материалы, предметная среда: музыкальный или спортивный зал, прогулочная площадка, бумажные птички сделанные своими руками.

Ход событий

Педагогическая целесообразность

Подготовительный этап

Перед началом игры необходимо посвятить детей в смысл праздника Благовещение и игры.                                                                  

7 апреля – Благовещение.  Благовещение — это значит «благая весть» (хорошая новость). Благовещение — один из великих церковных праздников. Он отмечается во всём христианском мире. В этот день говорят, что «птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт». В этот день нельзя работать — любая работа вредна. Запрещается даже подметать пол в доме и особенно выбрасывать мусор. Много обычаев было на Благовещение и один из них «Птичий праздник» Был обычай давать волю птицам в этот день. Выносили клетки с птицами на Красную горку, позднее стали устраивать птичьи базары. И девушки шли выкупать птиц, давать им волю.

Педагогические ценности:

Актуализация ценностей:  

природа, родная земля, любовь, сострадание, добро, труд.

Раскрывается смысл праздника Благовещение.

У детей обогащается словарь новыми словами историко -культурологического значения.  

Благодаря доступности смыслового содержания игр, они прививают ребенку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия.

Ход игры

  1. Подвижная игра «Птичьи домики» (младший дошкольный возраст)

Ребята сидят на лавочках,  на начало ослов, разводят руки в стороны (расправляют крылья) и начинают передвигаться по площадке:                                                                  На дворе уже весна! Прилетели птички                                                                                        Птички – невелички                                                                                                                             Эта птичка – соловей,                                                                                                                            Эта птичка – воробей,                                                                                                                            Эта птичка – совушка, Сонная головушка.                                                                                             Эта птичка – скворушка Серенькое перышко.                                                                                             Это зяблик, это стриж.                                                                                                                                       Это развеселый чиж.                                                                                                                                   Ну, а это – тучка, дождь!!                                                                                                                    По домам все птички прочь!

С последними словами дети делают один большой скворечник для птиц (встают в круг, берутся за руки)

Педагогическая ценность:

Развиваются нравственные и эстетические чувства ребенка через игру, пение и смысл закличек.

Воспитывается  доброжелательное отношение у ребят друг к другу.

Формируется у малышей любовь к природе, к ближнему,  желание помогать животным в сложной ситуации.

Словарный запас детей пополняется новыми словами.        

Педагогу обратить внимание на первые слова стихотворения «О весне», что весной птицы возвращаются к нам, что их надо беречь. Так же в процессе игры проговорить, что детки-птички летают не наталкиваясь друг на друга, что бы не навредить. Объяснить, что птичкам сложно летать вовремя дождя, ветра, непогоды им сложно найти корм весной, так как еще нет ни травы, ни ягод и им надо помочь! А помощь со стороны человека – это соорудить скворечники для укрытия и кормушки для птиц. А для этого всем ребятам надо дружно взяться за руки и построить один большой скворечник для всех птиц.

  1. Подвижная игра «Птицы весной» (старший дошкольный возраст)

Дети делятся парами, пары стоят в рассыпную по площадке лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их над головой (это птички в клетках).  Стоя на месте, дети произносят такие слова:

Птицы, маленькие птицы,

грустно жить вам в тесной клетке.

В это утро золотое

радость льется с небосвода

Дверцу клетки я открою –

отпущу вас на свободу.

Улетайте в лес и в поле

прославляйте Божью волю!                                                                        

С последними словами дети отпускают руки и разбегаются (разлетаются по всей площадке)

Затем ведущий (педагог) произносит:                                                         Свить, свить, свить, свить                                          

Не пора ли гнёзда вить.                            

После этих слов дети ищут себе другую пару и берутся за руки, но теперь руки это гнезда и они внизу.

Воспитывается желание поступать по добру, преумножать красоту.

Воспитывается уважительное отношение друг к другу, через умение двигаться в соответствии с другими, пропускать друг друга, не наталкиваться.

Формируются коллективные отношения, уважение и симпатия ко всем детям в группе.

В процессе игры педагог обращает  внимание, что все дети должны поменяться парами в не зависимости симпатии, на смысл взятых рук: если руки сцеплены вверху это клетки, но в конце игры они сцеплены снизу и напоминают птичьи гнёзда.

  1. А теперь мы с вами привяжем заготовленных птичек, чтобы они «летали» на ветру.

Педагог с детьми произносят или поют заклички

Птички милые летите и с собою весну принесите!                                                    Весну, весну красну!
Прийдёт, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

Привязывание заготовленных птичек – символы тепла и доброты - к нашему дереву. Это символизирует  приход весны, весеннее возрождение земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание воспитательной практики Рождественская сказка «Елочка» в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

       Цель:- Приобщение дошкольников к народным традициям России. - Закрепить знания о празднике Рождество Христово.-  Познакомить с историей возникновения традиц...

Описание воспитательной практики «Рождественский Ангел»

Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы....

Описание воспитательной практики «Рождественские колокольчики»

Рождество - прекрасный праздник, который ассоциируется у многих с временем волшебства и милых подарков.  Сделанныесвоими руками подарки  впитывают энергетику своего творца и такой подар...

Описание воспитательной практики "Подвижно-хороводные игры"

Пасха, Светлое Христово Воскресенье. Традиции и обычаи празднования Пасхи....

Описание воспитательной практики "Благовещение праздник белой лилии"

Православные праздники - это часть нашей истории, нашей православной культуры. С древних времен на Руси существовало много праздников, у каждого из которых были свои обычаи, традиции. Наша задача...

Описание воспитательной практики на Пасху

Давно известно, что игровые формы работы с детьми дошкольного возраста наиболее интересны, продуктивны и целесообразны для усвоения детьми системы родного русского языка. Разучивание стихов с дви...

Описание воспитательной практики «Пасхальные традиции»

Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о ...