Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
статья

Косарева Татьяна Сергеевна

В статье раскравается  значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Цель: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, на практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

В целях повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных его результатов,  ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе инновационных технологий, одной из которых является технология  экспериментально-исследовательской деятельности.

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения,  который способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует  развитие речи.

Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,  поэтому  дети очень любят экспериментировать; этот метод соответствует возрастным особенностям и является ведущим.

Ведь именно старший дошкольный возраст и называют возраст «почемучек». Их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемных ситуаций, заставляют находить ответы на свои «почему» .

Ну и , конечно, хочется спросить, как мы можем помочь нашим  юным эстествоиспытателям от их безудержной деятельности. Правильно, направить их энергию в нужное русло и предложить им стать маленькими учеными и поэкспериментировать в своих лабораториях.

В своей практике я обратила внимание на то, что типовые занятия по экспериментальной деятельности «приедаются» детям, становятся однотипными, скучноватыми. И , чтобы разнообразить работу, я открыла для себя такую педагогическую находку, как можно использовать методы экспериментальной деятельности не только  в искусственно созданной лаборатории, но и по средствам путешествия в сказку.

Думаю, никто не станет спорить, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Через сказку дети обучаются и развиваются, воспитываются.

И если в экспериментальную деятельность мы введем сказочных персонажей, таких же любознательных выдумщиков и  фантазёров, то они сразу напомнят  детям самих себя. Они выдвигают гипотезы, порой самые невероятные, впрочем, как и дети.

Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты, в ходе которых они пытаются раскрыть секреты природных явлений на доступном им уровне. И тогда интерес к экспериментальной деятельности не пропадет у детей до конца занятия.

Использование сказки при экспериментировании считаю эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме  сказки. В заданиях дети видят материалы, используют логику, мышления и находят решения задачи. Азарт, успех, победа!!! Дети полюбят науку!

Все опыты и эксперименты  представленные на слайдах, проведены с использованием сказок: авторских и сочинённых педагогом вместе с детьми, или дома вместе с родителями.

Параллельно  проводила работу по взаимодействию с родителями в вопросах экспериментирования в домашних условиях. Обращала внимание родителей на то, что эксперименты интереснее и увлекательнее проходят с использованием сказки. Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в опытно-экспериментальный процесс я использовала различные формы работы : наглядный материал, проводила индивидуальные и групповые консультации. Родителей ознакомила с серией несложных опытов, которые можно провести дома с детьми «Опыты с бумагой», с яйцом, водой, магнитом, воздухом, песком.

 Родители с удовольствием сочиняли свои сказки из серии «Мой домашний робот», а также воплотили своих роботов в своем творчестве.

 Таким образом, применяя сказки в экспериментальной деятельности  дети лучше усваивают новую информацию; а так же  закрепляют  ранее полученные знания.

Уверена, что впуская сказку в экспериментальную работу, позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности. Герой всегда благодарен ребенку за оказанную помощь, внимателен к каждому, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться с ним вновь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира дошкольника средствами экспериментальной деятельности.Задачи:·...

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...

Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

          Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный ...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Актуальность

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...