Методический семинар к конкурсу педагогического мастерства "Воспитатель года 2025" Технология креативного экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
материал

Спицына Ольга Олеговна

 Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

Опробовав современные техники  экспериментирования, делюясь опытом применения технологии креативного экспериментирования с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_nash.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинск

Методический семинар

Тема опыта: Технология креативного экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Спицына Ольга Олеговна, воспитатель

г. Райчихинск

2025г.

Условия возникновения и становления опыта

Каждый день от своих воспитанников я слышу множество вопросов: «Почему? Зачем? Как?». И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы дети дошкольного возраста поняли.

Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам. 

Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Проведенная на начальном этапе педагогическая диагностика позволила выявить преобладание, среднего и низкого уровней развития познавательной активности у дошкольников. Дети не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес. Возникла необходимость использования таких методов и средств обучения, которые будут максимально эффективно способствовать развитию познавательной и творческой активности дошкольников.

Ещё одним из условий возникновения и становления опыта стал собственный интерес к технологии креативного экспериментирования, обусловленный тем, что современный образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

Для создания условий становления опыта изучила материально-техническую базу детского сада, опыт педагогов ДОУ, научно-методическую литературу. В своей работе определила для себя основные принципы и методы Дыбиной О.В., Куликовской И.Э., Совгир Н.Н., Савенкова А.И., Афанасьевой О.В.

Таким образом, ФГОС ДО, результаты диагностического обследования, анализ опыта работы педагогов ДОУ, изучение данной проблемы в методической литературе – все это стало условиями возникновения и становления опыта.

Опыт формируется в течении 3 лет с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность опыта.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. В соответствии с требованиями стандарта ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

(слайд 2)

Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Характеристика противоречий

Существует противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому на начальном этапе становления опыта была актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки педагогического опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.

Формулировка проблемы

В настоящее время уже признано значение детской поисково-исследовательской деятельности в форме детского экспериментирования для развития дошкольников. Но и сейчас не в каждой группе, и не в каждом детском саду данная форма используется полноценно. Это связано со многими проблемами:
        1. Не достаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду;

        2. Использования детского экспериментирования как элемента образовательной деятельности (как одной из частей) или как самостоятельного элемента в процессе развития детей;

        3.Затруднение в организации опытно-поисковой деятельности детей у воспитателей из-за недостаточного опыта и недостаточного владения методикой.

Теоретическое обоснование опыта

Для решения данной проблемы я опробовала современные техники экспериментирования такие как «Экспериментальная деятельность детей» авторы Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., «Эколого-биологический эксперимент в детском саду» авторы Б.А. Артеменко, И.А. Гетманец и др. И моей педагогической находкой стала технология креативного экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Ведущая составляющая креативного экспериментирования — это активный процесс обучения, в котором дети взаимодействуют с окружающей средой, исследуют различные материалы и явления, творчески развиваются.

Главное достоинство применения технологии заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • развиваются творческие способности. Ведь чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Целью работы стало развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через процесс креативного экспериментирования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Создать условия для экспериментальной деятельности;
  2. Систематизировать работу по организации детского экспериментирования;
  3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду для экспериментирования;
  4. Вовлечь родителей и педагогов в совместную экспериментальную деятельность.

Новизна опыта заключается в комплексном использовании элементов раннее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для детей дошкольного возраста.

Технология педагогического опыта

Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд программ и методик: программу «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О.В. Дыбиной, «Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой.

На начальном этапе провела диагностику детей, с целью в течение года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей. Полученные результаты наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. (слайд 3 результаты диагностики)

Составила картотеку занимательных опытов для детей дошкольного возраста, перспективный план по внедрению в практическую повседневную деятельность детей экспериментальную деятельность, разработала дополнительную образовательную программу «Экспериментенок», серию конспектов по образовательной деятельности с элементами экспериментирования.

(слайд 4) На протяжении трех лет идет активное преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы, которая дополнилась центром экспериментирования, где дети активно развивают познавательные навыки, экологическую грамотность, совершают свои первые открытия.

Многое для уголка экспериментирования выполнено своими руками из подручных материалов: «Уникуб», «Змейка», «Волшебный аквариум», лэпбук «Удивительное рядом» и т. д. (слайд 5)

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Организация работы с детьми реализуется в трёх блоках педагогического процесса: (слайд 6)

- Использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательной деятельности.

- Свободная самостоятельная деятельность детей.

- Совместная деятельность взрослого с детьми.

В своей работе отдаю предпочтение занимательным опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.

С целью введение детей в исследовательскую деятельность использую задания и упражнения, предложенные А.И. Савенковым для развития умений: видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать.

При проведении экспериментальной деятельности использую как традиционные методы, так и инновационные (игры-эксперименты, игры-путешествия, моделирование, квест игры применение компьютерных мультимедийных средств обучения и др.)

В своей работе организую, проведение опытов и исследований на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создаю ситуации к совместному экспериментированию и исследовательской деятельности с детьми.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьей. (слайд 7) Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю к совместной деятельности родителей. Так, например, предлагаю дома проделать ряд опытов, провести исследования. Для просвещения родителей провела консультации и мастер-классы по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментируйте, играя», рекомендовала картотеку игр и экспериментов. Чтобы выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка было проведено анкетирование «Детское экспериментирование в семье» Результаты анкетирования представлены на слайде 8.

По результатам запросов родителей разработаны буклеты: «Развиваем интерес к экспериментированию», где были предложены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей, правила при проведении экспериментов.

Проведена «Встреча за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.

Немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

 Результативность опыта

Добилась ли я положительных результатов? Да! Итоговые результаты показывают положительную динамику: (слайд 9 результаты диагностики)

  • У детей появился интерес к экспериментированию, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
  • Ребята самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
  • При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
  • Желание проводить опыты самостоятельно, вне образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
  • Усвоение материала стало более прочное, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
  • Повышается образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.

        Диссеминация педагогического опыта

 В качестве обмена опытом с коллегами были реализованы следующие мероприятия:

- Организована консультация для педагогов «Организация уголка экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей».

- Разработан буклет: «Технология исследовательской деятельности», который поможет педагогам отследить усложнение содержания опытно-экспериментальной деятельности в зависимости от возрастных особенностей детей;

- Проведен мастер-класс «Волшебные опыты в детском саду», воспитатели узнали, как с помощью простых вещей можно вызвать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

- Представила опыт работы на городском методическом объединении воспитателей по теме «Детское экспериментирование – эффективные методы познания окружающего мира дошкольников».

- Мои воспитанники защищали исследовательские проекты «От куда берется мыло», «Полезна ли родниковая вода» на детской исследовательской конференции в ДОУ.

 На заключительном этапе был обобщен опыт работы по теме: «Инновационный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», был представлен коллегам на педагогическом совете. Так же проведен открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми на тему «Волшебница водица».  

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам.

Таким образом, хочется отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». 

Литература

1. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей с 5 до 9 лет. СПб.; М., 2011.

2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.

3. Иванова А.И. Мир растений. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2010.

4. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2010.

5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование: Учеб. пособие. М., 2010.

6. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб., 2013.

7. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. М., 2007.

8.  Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

9. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. М., 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...

Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

          Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный ...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

В статье раскравается  значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы)....

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...