Методический семинар к конкурсу педагогического мастерства "Воспитатель года 2025" Технология креативного экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
материал
Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Опробовав современные техники экспериментирования, делюясь опытом применения технологии креативного экспериментирования с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинск
Методический семинар
Тема опыта: Технология креативного экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Спицына Ольга Олеговна, воспитатель
г. Райчихинск
2025г.
Условия возникновения и становления опыта
Каждый день от своих воспитанников я слышу множество вопросов: «Почему? Зачем? Как?». И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы дети дошкольного возраста поняли.
Информация об окружающем мире усваивается прочно и надолго в том случае, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.
Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Проведенная на начальном этапе педагогическая диагностика позволила выявить преобладание, среднего и низкого уровней развития познавательной активности у дошкольников. Дети не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес. Возникла необходимость использования таких методов и средств обучения, которые будут максимально эффективно способствовать развитию познавательной и творческой активности дошкольников.
Ещё одним из условий возникновения и становления опыта стал собственный интерес к технологии креативного экспериментирования, обусловленный тем, что современный образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
Для создания условий становления опыта изучила материально-техническую базу детского сада, опыт педагогов ДОУ, научно-методическую литературу. В своей работе определила для себя основные принципы и методы Дыбиной О.В., Куликовской И.Э., Совгир Н.Н., Савенкова А.И., Афанасьевой О.В.
Таким образом, ФГОС ДО, результаты диагностического обследования, анализ опыта работы педагогов ДОУ, изучение данной проблемы в методической литературе – все это стало условиями возникновения и становления опыта.
Опыт формируется в течении 3 лет с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность опыта.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. В соответствии с требованиями стандарта ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
(слайд 2)
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Характеристика противоречий
Существует противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому на начальном этапе становления опыта была актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки педагогического опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Формулировка проблемы
В настоящее время уже признано значение детской поисково-исследовательской деятельности в форме детского экспериментирования для развития дошкольников. Но и сейчас не в каждой группе, и не в каждом детском саду данная форма используется полноценно. Это связано со многими проблемами:
1. Не достаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду;
2. Использования детского экспериментирования как элемента образовательной деятельности (как одной из частей) или как самостоятельного элемента в процессе развития детей;
3.Затруднение в организации опытно-поисковой деятельности детей у воспитателей из-за недостаточного опыта и недостаточного владения методикой.
Теоретическое обоснование опыта
Для решения данной проблемы я опробовала современные техники экспериментирования такие как «Экспериментальная деятельность детей» авторы Тугушева Г.П., Чистякова А.Е., «Эколого-биологический эксперимент в детском саду» авторы Б.А. Артеменко, И.А. Гетманец и др. И моей педагогической находкой стала технология креативного экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Ведущая составляющая креативного экспериментирования — это активный процесс обучения, в котором дети взаимодействуют с окружающей средой, исследуют различные материалы и явления, творчески развиваются.
Главное достоинство применения технологии заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- развиваются творческие способности. Ведь чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Целью работы стало развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через процесс креативного экспериментирования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Создать условия для экспериментальной деятельности;
- Систематизировать работу по организации детского экспериментирования;
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду для экспериментирования;
- Вовлечь родителей и педагогов в совместную экспериментальную деятельность.
Новизна опыта заключается в комплексном использовании элементов раннее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для детей дошкольного возраста.
Технология педагогического опыта
Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд программ и методик: программу «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О.В. Дыбиной, «Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой.
На начальном этапе провела диагностику детей, с целью в течение года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей. Полученные результаты наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. (слайд 3 результаты диагностики)
Составила картотеку занимательных опытов для детей дошкольного возраста, перспективный план по внедрению в практическую повседневную деятельность детей экспериментальную деятельность, разработала дополнительную образовательную программу «Экспериментенок», серию конспектов по образовательной деятельности с элементами экспериментирования.
(слайд 4) На протяжении трех лет идет активное преобразование развивающей предметно-пространственной среды группы, которая дополнилась центром экспериментирования, где дети активно развивают познавательные навыки, экологическую грамотность, совершают свои первые открытия.
Многое для уголка экспериментирования выполнено своими руками из подручных материалов: «Уникуб», «Змейка», «Волшебный аквариум», лэпбук «Удивительное рядом» и т. д. (слайд 5)
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Организация работы с детьми реализуется в трёх блоках педагогического процесса: (слайд 6)
- Использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательной деятельности.
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
- Совместная деятельность взрослого с детьми.
В своей работе отдаю предпочтение занимательным опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.
С целью введение детей в исследовательскую деятельность использую задания и упражнения, предложенные А.И. Савенковым для развития умений: видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать.
При проведении экспериментальной деятельности использую как традиционные методы, так и инновационные (игры-эксперименты, игры-путешествия, моделирование, квест игры применение компьютерных мультимедийных средств обучения и др.)
В своей работе организую, проведение опытов и исследований на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создаю ситуации к совместному экспериментированию и исследовательской деятельности с детьми.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьей. (слайд 7) Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю к совместной деятельности родителей. Так, например, предлагаю дома проделать ряд опытов, провести исследования. Для просвещения родителей провела консультации и мастер-классы по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментируйте, играя», рекомендовала картотеку игр и экспериментов. Чтобы выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка было проведено анкетирование «Детское экспериментирование в семье» Результаты анкетирования представлены на слайде 8.
По результатам запросов родителей разработаны буклеты: «Развиваем интерес к экспериментированию», где были предложены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей, правила при проведении экспериментов.
Проведена «Встреча за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
Немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Результативность опыта
Добилась ли я положительных результатов? Да! Итоговые результаты показывают положительную динамику: (слайд 9 результаты диагностики)
- У детей появился интерес к экспериментированию, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети более внимательны, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам.
- Желание проводить опыты самостоятельно, вне образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно планировать работу, используя схемы и алгоритмы. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала стало более прочное, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
- Повышается образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Диссеминация педагогического опыта
В качестве обмена опытом с коллегами были реализованы следующие мероприятия:
- Организована консультация для педагогов «Организация уголка экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей».
- Разработан буклет: «Технология исследовательской деятельности», который поможет педагогам отследить усложнение содержания опытно-экспериментальной деятельности в зависимости от возрастных особенностей детей;
- Проведен мастер-класс «Волшебные опыты в детском саду», воспитатели узнали, как с помощью простых вещей можно вызвать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
- Представила опыт работы на городском методическом объединении воспитателей по теме «Детское экспериментирование – эффективные методы познания окружающего мира дошкольников».
- Мои воспитанники защищали исследовательские проекты «От куда берется мыло», «Полезна ли родниковая вода» на детской исследовательской конференции в ДОУ.
На заключительном этапе был обобщен опыт работы по теме: «Инновационный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», был представлен коллегам на педагогическом совете. Так же проведен открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми на тему «Волшебница водица».
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам.
Таким образом, хочется отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Литература
1. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей с 5 до 9 лет. СПб.; М., 2011.
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.
3. Иванова А.И. Мир растений. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2010.
4. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2010.
5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование: Учеб. пособие. М., 2010.
6. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб., 2013.
7. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. М., 2007.
8. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
9. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. М., 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...
Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный ...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
В статье раскравается значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы)....

Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Презентация методического семинара к конкурсу "Воспитатель года 2025" по теме опыта: "Технология креативного экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Технология креативного экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
