Дошкольник – исследователь, экспериментатор.
консультация

Ощепкова Надежда Алексеевна

       Главное достоинство методов исследования и экспериментирования заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnik_-_issledovatel_eksperimentator.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

         Ощепкова Н.А.,

воспитатель,

МАДОУ детский сад «Жемчужинка»

Дошкольник – исследователь, экспериментатор.

        В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок постоянно задаёт вопросы, которые касаются близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (почему? как? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Ведь дети — природные исследователи окружающего мира, экспериментаторы. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
       Эксперимент – это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственных условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности.
      Главное достоинство методов исследования и экспериментирования заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

     Знания, добытые самостоятельно, путем исследования-экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели. Задача педагога состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

        Исследовательская экспериментальная  деятельность органично вписывается в систему работы нашего детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Содержание исследовательской экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, ООД трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями воспитанников.

         В каждой возрастной группе создана детская лаборатория. Дети работают в лаборатории не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуальную исследовательскую практику. Организованная образовательная деятельность познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.

         Мы знакомим ребят со свойствами песка, воды, воздуха, со свойствами магнита. Для ребят младшего возраста был недавно  проведен цикл занятий по ознакомлению со свойствами снега вместе с Капелькой, ребята старшего возраста пополняют свои знания в роли сотрудников ФЭС.  Они уже исследовали, как появляется воздух, как найти крахмал, провели много различных опытов с  яйцом, узнали, для чего растениям нужен солнечный свет, воздух и вода. Многие опыты и эксперименты вылились в проекты: «Огород на окне», «Лес на подоконнике», «Елочка зеленая» и др.

         Вне занятий опыты проводятся по желанию детей самостоятельно, педагог уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Далее в беседах закрепляются результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Мы подготавливаем  ключевые вопросы, поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

        В освоении исследовательской экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и т.д., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

       Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.

       Мы уверены, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

       Главными задачами во взаимодействии с родителями мы считаем:

– необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за воспитание ребенка.

       В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям: «Как помочь маленькому исследователю», «Как проводить исследования с детьми», предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Проведенные с дома с детьми опыты мы оформили в один проект под названием «Занимательная наука».

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности (экспериментаторы, новаторы и т.д.). Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей в плане самореализации. Дошкольник – он исследователь, экспериментатор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольники - юные исследователи. Сообщение.

Об итогах организации исследовательской работы с дошкольниками МДОБУ  в 2012-2013 уч. г....

«Маленькие экспериментаторы» методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесны...

КВН «Мы — экспериментаторы и исследователи» для детей подготовительной группы

Цель: развитие любознательности и познавательной активности детей путём создания проблемных ситуаций и их решения.Задачи:Уточнить и закрепить знания детей об окружающем мире через опытно-экс...

Проект "Дошкольники- исследователи"

Инновационный проект создания условий  для развития  предпосылок  инженерного мышления у детей дошкольного возраста с использованием технологии «STEM-образования в дошкольном учре...

КВН «Мы — экспериментаторы и исследователи» для детей подготовительной группы

Цель: создание условий для развития любознательности и познавательной активности детей путём создания проблемных ситуаций и их решения.Задачи:Уточнить и закрепить знания детей об о...