Консультация для родителей «По законам логики».
консультация

Шипилова Наталия Васильевна

Консультация для родителей «По законам логики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

               Консультация для родителей «По законам логики».

         К концу дошкольного возраста у ребёнка складываются предпосылки и начинает формироваться понятийное, или логическое, мышление. Однако его развитие характерно для детей школьного возраста. Окончательное же становление логического мышления и фактический переход к мышлению взрослого человека происходит к 13-14 годам. На стадии логического мышления дети обнаруживают умение рассуждать словесно, в соответствии с законами логики, не опираясь при рассуждении на действия предметами или их изображениями.

        Конечно, нередко уже в дошкольном возрасте ребёнок рассуждает словесно, однако эти его рассуждения чаще всего нелогичны. Малыш не всегда может объяснить причинность различных явлений, уловить обобщённость смысла сказанного ему. Поэтому часто рассуждения дошкольников бывают довольно забавными. Например, девочка пяти лет просит маму: «Мама, не ходи на работу!» - «Нельзя, доченька, кто не работает, тот не ест». – «А я вот не работаю, а ты все время говоришь: ешь, ешь…»

         Много подобных примеров приводит к своей замечательной книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский. Дети активно пытаются рассуждать, но когда за такими рассуждениями не стоит опыт ребёнка, то и сами рассуждения строятся по особой, «детской» логике: «Море – это с одним берегом, а река с двумя»; «Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?»; «Страус – это жираф. Только птица она.» Подобные ошибки в рассуждениях позволяют вроде бы говорить о том, что детям до 8-9 лет вообще не доступны логические рассуждения. Однако специальными психологическими экспериментами было доказано, что это не так. В этих экспериментах детям дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) предлагалось установить, какие предметы тонут, а какие плавают. Для этого перед ними ставили таз с водой и раскладывали разные предметы – большие и маленькие, сделанные из разных материалов: дерева, железа, пластмассы. Каждому ребенку показывали один из предметов и просили отгадать, утонет этот предмет или будет плавать. Затем ребёнку предлагали опустить данный предмет в воду и убедиться в правильности своего ответа.

Оказалось, что если в начале эксперимента никто из детей не мог правильно объяснить закономерности плавания предметов (от материала и формы предмета), то после собственных опытов все дети правильно отвечали, будет тонуть или плавать какой – нибудь новый предмет, а старшие дошкольники могли даже вполне логично объяснить, почему это происходит.

          Мы видим, таким образом, что умение рассуждать логически тесно связано с накоплением опыта ребёнка, с развитием его представлений об окружающей действительности. Поэтому чем больше разнообразных впечатлений, знаний о мире получит ваш ребёнок, тем легче ему будет овладеть логикой взрослого мышления.

         Но наряду с накоплением знаний и впечатлений необходима и известная практика в логическом мышлении, тренировка логики. Ведь очень часто не только дошкольники, но и школьники нарушают законы логики. Например, в младших классах дети могут рассуждать так: «Морковь и огурец похожи, морковь длинная, рыженькая, в земле растет, а огурец – на грядке, он зелёный и тоже длинный». Или: «Корова и коза не похожи, у коровы рога толстые, а коза маленькая, и шерсть у нее белая.» В этих случаях школьники нарушают законы логики, сравнивая предметы по разным признакам.

        Для развития логического мышления старшим дошкольникам можно предлагать специальные задачи и игры типа «Четвёртый лишний». Ведущий называет четыре слова, например: кошка, лошадь, стакан, человек, а остальные играющие должны быстро сказать, какое слово здесь лишнее и почему (в данном случае лишнее слово – стакан, так как все остальные слова обозначают предметы живой природы). Тот, кто ответит первым, становится ведущим и сам задает 4 слова, из которых одно – лишнее. После 5 лет можно усложнить данное задание, опираясь на расширение знаний детей, например, предложить детям ряд слов: собака, корова, лось, овца, где лишнее слово – лось, так как все остальные понятия обозначают домашних животных.

        Логическое мышление ребёнка развивается не только при анализе связей предметов или понятий, обозначающих определённые предметы, но и в процессе анализа поведения людей. С детьми старшего дошкольного возраста особенно полезно обсудить прочитанную вместе книгу или увиденный мультфильм с точки зрения анализа причин поведения героев, оценки их поступков. Подобные беседы не только разовьют у ребёнка нравственные суждения, но и научат его применять логический анализ при разборе художественных произведений и жизненных фактов.

         Однако, говоря о началах становления логического мышления у дошкольника, следует всё же отметить, что дошкольному возрасту наиболее присуще наглядно – образное мышление, которому нужно уделять более пристальное внимание. Развивая мыслительные способности ребёнка, нельзя останавливаться только на формировании у него умения решать предложенные задачи. Ведь недаром высокой ступенью в развитии мышления считается способность не просто решить уже имеющуюся проблему, а найти и поставить новую проблему. Поэтому важно поддерживать у ребёнка желание исследовать окружающую действительность, анализировать увиденное и прочитанное, ставить вопросы и искать на них ответы, побуждать его собственную умственную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Три закона безопасности пешехода"

Кто из вас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортног...

Консультация для родителей "Нравственные законы существования семьи"

Предлагаем Вам нравственные законы существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи....

Консультация для родителей Дошкольник и логика

Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности детей, логику мысли, рассуждений и ...

консультация для родителей "Игры, развивающие логику для ребенка 4-5 лет"

Консультация для родителей о том, как правильно подобрать логические игры для детей 4-5 лет....

Консультация для родителей "Три закона безопасности пешехода"

Консультация для родителей "Три закона безопасности пешехода" Правило "темного подвала". Действуй безопасно. Правила "темного подвала"...

Консультация для родителей: "Десять законов воспитания ребенка "

Консультация для родителей: "Десять законов воспитания ребенка"...

Консультация для родителей по Закону 1539

Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответств...