Педагогический проект: «Эмоциональный интеллект - как способ развития социализации у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
проект (подготовительная группа)

Баранова Юлия Игоревна

На сегодняшний день эмоциональное развитие является важным составляющим формирования целостности личности ребенка. С каждым днем возрастает информационное давление на сознание людей, что влечет за собой состояние агрессии, неуверенности и низкой социальной направленности. Данная проблема встречается не только у взрослых, но и все чаще у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Педагогический проект:

«Эмоциональный интеллект - как способ развития социализации у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Автор проекта:

Баранова Юлия Игоревна,

 воспитатель

 

Санкт-Петербург.

2022г.

Пояснительная записка

На сегодняшний день эмоциональное развитие является важным составляющим формирования целостности личности ребенка. С каждым днем возрастает информационное давление на сознание людей, что влечет за собой состояние агрессии, неуверенности и низкой социальной направленности. Данная проблема встречается не только у взрослых, но и все чаще у детей.

 В дошкольном образовательном учреждении по ФГОС в качестве одного из основных приоритетов выделяют игровую деятельность для всестороннего развития ребенка. С помощью игровой деятельности, определяемой в зависимости от возрастных особенностей, возможно развитие социализации и соответственно развитие эмоционального интеллекта.  

«Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.»

Понятие введено в научный обиход П.Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции эмоционального интеллекта возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнообразно».

Развитие эмоционального интеллекта в полной мере возможно в случае, если будут активно участвовать семья и педагоги.

Актуальность

В современном обществе мало времени уделяется эмоциональной жизни человека. Даже взрослые люди не всегда справляются с жизненными ситуациями, которые могут вызвать  психосоматические расстройства. Что же можно сказать про детей, которые, не имея большого жизненного опыта, пытаются самостоятельно научиться «правильно» реагировать на те или иные обстоятельства.

В работе педагога присутствует много факторов, при которых не хватает возможности уделить достаточно времени одному единственному ребенку.

Родители заняты работой и бытом. В обществе есть исключения, когда родители имеют желание, силы и время на своего ребенка, но, к сожалению это встречается не часто.

Актуальность выбранной темы в том, что необходимо развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, в процессе развития должны активно участвовать обе стороны -  воспитатель и родители. Это поспособствует не только детскому развитию, но и взаимоотношению в семье ребенка.  Развитие эмоционального интеллекта у детей даст возможность им принимать себя и окружающих,  контролю над эмоциями, научит самосознанию, послужит формированию коммуникативных навыков, уверенности в своих силах и эмпатии. С помощью игровой деятельности возможность повлиять на развитие эмоциональной сферы у каждого ребенка в пределах группы возрастает, даже при ограниченной индивидуальной работе.

Вид проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: Краткосрочный (07.02.22 г.-18.02.22 г.)

Цель: Развитие эмоционального интеллекта, с помощью игровой деятельности  для развития социализации дошкольников.

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального микроклимата;
  • Развивать саморегуляцию и коммуникативные способности;
  • Учиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей;
  • Помочь родителям повысить компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей;
  • Поспособствовать активному участию родителей в развитии эмпатии и коммуникативных способностей детей.

Целевая аудитория: воспитатели, родители, дети 6-7 лет.

Методы работы:

  • Наглядные: наблюдения, иллюстрации, пиктограммы;
  • Словесные: беседы, вопросы, художественная литература, решение проблемно-практических ситуаций, ситуативные разговоры.
  • Практические: психогимнастика, мимическая гимнастика, игровые упражнения, рисуночные методы.

Период и этапы реализации:

1 этап. Организационный (декабрь 2021 – январь 2022 год)

Цель: создание организационных условий для реализации проекта

Задачи:

  • Мониторинг развития эмоционального интеллекта детей методом наблюдения;
  • Создание условий для возможности реализации проекта (подбор методической литературы, дидактических и коммуникативных игр).  

2 этап. Основной (февраль 2022)

Цель: получение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта детей.

Задачи:

  • Организация занятий для детей по развитию эмоционального интеллекта;
  • Формирование интереса к проводимому проекту;
  • Включение родителей в образовательный процесс.

3 Этап. Заключительный (с 21.02.2022 г. – 25.02.2022 г.)

Цель: Анализ полученного опыта.

Задачи:

  • Проанализировать результаты проекта развития эмоционального интеллекта посредством игровой деятельности для социализации детей дошкольного возраста.

Планирование мероприятий на 2021-2022 гг. по реализации проекта

Этапы

Цель

Задачи мероприятия

Сроки

1 этап- организационный

Создание организационных условий для реализации проекта

Изучение литературы по теме проекта

декабрь 2021 г.

 

 

Мониторинг развития эмоционального интеллекта детей методом наблюдения

декабрь 2021 г.

Создание условий для возможности реализации проекта (подбор методической литературы, дидактических и коммуникативных игр).

январь 2022 г. 

2 этап - основной

Упражнения и игры на формирование знаний об эмоциях.

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние людей.

  • Закрепление знаний о чувствах;
  •  «Четвёртый лишний»;
  • «На что похожи настроения»;
  • «Угадываем эмоцию»;
  • «Если да – потопай, если нет – похлопай»;
  • «Что случилось?»;
  • «Как ты себя чувствуешь?»;
  • «Дорисуй лица»;
  • «Зеркало».

февраль 2022г.

Художественная литература.

Цель: формирование эмпатии; снятие

психоэмоционального

напряжения.

  • Беседы;
  • А. Стюарт, Л. Марлоу «Воспитательные сказки»;
  • Сборник сказок «Речь о детях»: «Сказки от капризов».

февраль 2022г.

 

Игры и упражнения на формирование умений

выражать эмоции.

Цель:

Совершенствование

способности понимать причины эмоциональных

состояний; снятие

психоэмоционального напряжения; развитие способности

передавать эмоциональные

состояния.

  • «Давайте поздороваемся!»;
  • «Угадываем эмоцию по голосу»;
  • «Рисуем цвет эмоций»;
  • «Общее настроение».

февраль 2022г.

 

Театр настроений

Цель: ознакомление детей со способами выражения эмоций.

Способствование лучшего понимания себя и других.

  • Эмоциональные танцы»;
  • «Маски»;
  • «Изобрази настроение»;
  • «Угадываем эмоцию»;
  • «Как я говорю?»;
  • «Тень».

февраль 2022г.

 

Работа с родителями

•        Консультации для родителей: «Эмоциональные состояния ребенка дошкольного возраста», «Нестабильность эмоционального состояния».

•        Памятка:  «Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье».

  • Индивидуальные беседы по запросу родителей о важности данной темы.

февраль 2022г.

3 этап- Заключительный

 

Анализ результатов работы.

 

  • Проанализировать результаты проекта «Эмоциональный интеллект - как способ развития социализации у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
  • Создание презентации по итогам реализации проекта.
  • По результатам проекта планируется более длительная работа по этому направлению.

С 21.02.2022 по 28.02.2022

Ожидаемый результат проекта:

  • Повысить уровень эмоционального интеллекта у детей;
  • Профилактика отклонений в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста;
  • Родители более компетентны в вопросах эмоционального интеллекта, активно реализуют полученные знания при общении со своими детьми.

Список литературы:

  1. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2008.
  2. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
  4. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М., 1998.
  5. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. СПб, Речь, 2010.
  6. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагогапсихолога // Дошкольное воспитание. 2005.
  7. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях

семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, Владос, 1995.
  2. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты //Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен/Под ред. Г.А. Емельянова. М., 2000.
  3. Электронные ресурсы: https://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnyy-intellekt

       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

статья на тему : "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Г.В. Ерохина, МБОУ «Лицей №3» городского округа город Воронеж . Игра для дошкольников &nda...

Материал по развитию речи для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного раз...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Пояснительная запискаИгра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни., а также идет развитие речи детей.Развитие ре...