Опыт внедрения в практику дошкольной организации технологий программы "ПРО детей", их развивающий эффект
статья

Колмакова Елена Сергеевна

Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vnedreniya_tehnologiy_programmy_prodetey.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт внедрения в практику дошкольной организации

технологий программы «ПРО детей»,  их развивающий эффект

 Никитенко С.Н,

 воспитатель,

Колмакова Е.С.,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «ДСОВ №135» г. Братск

Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий.

Знакомство с  технологиями программы «ПРОдетей» начали  с обучения на тренингах, параллельно трансформируя предметно-развивающую среду группы в соответствии с требованиями Программы.  На первом обучающем тренинге познакомились с рядом практических технологий, направленных на развитие познавательного интереса, инициативы дошкольников, коммуникативных способностей и саморегуляции поведения.

Так, в нашем групповом пространстве появился активный стенд для проведения группового сбора, а в режиме дня - «утренний круг». Благодаря этому нововведению ежедневный утренний монолог педагога сменился на активный диалог, появилась возможность в форме развивающего общения порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить совместные планы, проблемы. Для регуляции этого процесса детьми были придуманы и самостоятельно зарисованы правила «утреннего сбора», а также возникла необходимость внедрения технологии «Парные коммуникации». Дети самостоятельно - по считалке, по договоренности между собой выбирают карточку «рот», либо «ухо», соответственно, кто первый говорит, а кто слушает.  В процессе такого ежедневного общения дети стали продуктивнее взаимодействовать, слушать и слышать друг друга, лаконичнее высказывать свои мысли.

Одна из технологий, которую с успехом используем во время «утреннего круга»  - «линейный календарь». Наличие такого календаря в групповом помещении даёт детям целостное представление о том, что такое год, помогает формировать навыки счёта, временные и математические представления. Изначально, детей воодушевил процесс создания шаблона, самостоятельное придумывание символов рабочих и выходных дней. Со временем календарь стал красочным и понятным детям. Интерес к работе с календарем стал заметен, когда дети стали в свободной деятельности подходить к нему самостоятельно, делать свои мини версии, применять в сюжетно-ролевой игре «школа».  Наибольший интерес в работе с календарем вызвали события месяца, которые надо отметить символом на ленте.  Опыт внедрения данной технологии показал, что дети чаще стали использовать в активном словаре временные понятия, такие как «вчера», «сегодня», «завтра», называть дни недели, месяц, хорошо ориентироваться во временах

года, определять количество дней до события, планировать свою деятельность.

Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в программе «ПРОдетей» используется метод организации центров активности в предметнопространственной среде группы. Все участники педагогического процесса: педагоги, родители и дети принимали участие в трансформации предметно-развивающей среды в центры активности. Был составлен план по их размещению, который мы реализовали при участии родителей. Папы соорудили новые стеллажи, поставили их таким образом, чтобы отделить шумные центры активности от тихих. Приобрели ширмы, коробки, контейнеры, обеспечили наполняемость центров. Материалы разместили в свободном доступе для развития детской самостоятельности. Во время утреннего круга познакомили детей с кругом выбора. В группе отработали процедуру выбора детьми деятельности с обозначением личной карточкой соответствующего центра активности.

Некоторые технологии программы «ПРОдетей были апробированы и в работе узких специалистов. По мнению инструктора по физической культуре, современным детям необходимы не только базовые знания о здоровом образе жизни, крепкое физическое здоровье, но и способность к самостоятельной постановке цели, умение взаимодействовать с другими людьми для совместного выполнения различных задач, умение принимать на себя ответственность за свой выбор и решения.

Как один из способов достижения данных ориентиров в физкультурном зале также применили метод разделения предметной среды на центры активности, что позволило детям функционировать на более высоком уровне, уровне зоны ближайшего развития. Так, в физкультурном зале появились центры, которые соответствуют таким основным видам движения как прыжки, метание, лазание, равновесие, а также добавлен центр тренажёров. Для распределения по центрам дети смастерили самостоятельно «куб выбора». Каждый центр крупно подписан, имеет определенный символ в интерьере зала и на «кубе выбора», а также отмечен прищепками определенного цвета на одежде детей. Эти зрительные ориентиры помогают сделать процесс выбора игровым, активным и интересным, и даже ребёнку с рассеянным вниманием дают возможность легче ориентироваться в зале и видеть группу детей, с которыми ему надо взаимодействовать. Наполняемость центров меняется в соответствии с конкретной образовательной задачей, поставленной педагогом, но оставляет детям свободу выбора оборудования и пособий в границах центра. В процессе двигательной активности дети меняют 2-3 центра, в которых задания придумывают самостоятельно, индивидуально либо объединившись подгруппой, что учит детей договариваться и согласовывать свои действия с действиями других играющих. Такая специфическая организация двигательной среды способствует оказанию педагогической поддержки по принципам скáффолдинга. В дошкольной педагогике скаффолдинг - это такое взаимодействие, которое помогает ребенку продвинуться от выполнения задания совместно со взрослым к выполнению этого задания самостоятельно, к освоению ребенком умений, которые находятся на грани созревания, развитию у него способностей работы в диадах и малых группах, когда дети по очереди принимают на себя роли командира или деятеля. Смена ролей позволяет им опробовать каждую из позиций, а это, в свою очередь, обеспечивает им иной канал освоения информации или навыка – по горизонтальной схеме «ребенок – ребенок».  Постепенно построение такого двигательного пространства позволяет уменьшить потребность детей в постоянной поддержке, оказываемой непосредственно инструктором по физической культуре, что особенно важно в группах с большим количеством детей. В нашем ДОУ такая форма организации двигательной деятельности осуществляется несколько раз в месяц как один из вариантов проведения непосредственно - образовательной деятельности. Это позволяет поэтапно усложнять двигательные задачи, выполняемые ребенком самостоятельно в зоне его ближайшего развития,  увеличивать самостоятельность детей в движении, дает  возможность инструктору по физической культуре поддержать двигательную инициативу каждого ребенка, ориентироваться не столько на биологический возраст детей, сколько на реальные интересы и возможности каждого ребенка.

На одном из тренингов программы «Про детей»  мы познакомились с технологией «Загадка» и успешно применяем как в групповой работе, так и в деятельности узких специалистов. Когда дети утром приходят в детский сад, им предлагается загадка в картинках, схемах,  представленная на планшете. Каждая загадка предполагает наличие 2 вариантов ответа. Ответы детей обсуждаются группой во время утреннего круга.
Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности.  Использование данной технологии позволяет детям учится «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов.
          Таким образом, внедрение технологий программы «ПРОдетей»,  позволяет педагогу достичь следующих эффектов:

- более увлекательный и непринужденный образовательный процесс;

- акцент на «голос ребенка», его индивидуальность, его интересы;

-проявление детской инициативы и самостоятельности через  применение новых форм организации разных видов деятельности;

- возможность творить и креативить;

-умение договариваться со взрослыми и сверстниками; задавать вопросы, самостоятельно давать объяснения на возникшие вопросы; формулировать собственное мнение;

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. –  М.: Рыбаков Фонд; Университет детства;

2. ПРОдетей и не только… (опыт освоения программы «ПРОдетей» в ДОУ) /авт. – сост. С.М. Оберемок, Д.С. Вощинин.- Новосибирск, 2020.- 198с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по внедрению в практику педагога здоровьесберагающих технологий.

Рекомендации по внедрению в практику педагога здоровьесберагающих технологий....

Консультация для воспитателей детского сада «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

Консультация для воспитателей детского сада  «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».Педагогическая технология - это совокупность психолого-педаг...

"Опыт внедрения наиболее перспективных методик и технологий обучения и воспитания детей раннего возраста в практическую деятельность"

Методики и технологии обучения и воспитания детей раннего возраста в практическую деятельность....

Семинар – практикум «Внедрение в практику работы педагогов технологий утреннего и вечернего сбора детей»

laquo;Внедрение в практику работы педагогов технологийутреннего и вечернего сбора детей»...

Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...

Тематический день «Птички очень голодны, птичкам корм готовим мы» группа общеразвивающей направленности для детей 2 – 3 лет Технология организации самостоятельной деятельности детей на развивающей стене

Программное содержание: расширять представление о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. Формировать умение   узнавать пернатых по внешнему виду. Обратить...