Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей в младшей группе.
статья (младшая группа)

Виктория Александровна Павлова

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Во время игры ребенок получает всестороннее развитие: получает новые знания, опыт коммуникации с окружающими, отдыхает и развлекается, овладевает умениями и навыками. Развиваются также и психические процессы — мышление, память, воображение, речь и другие. Одним из эффективных способом для развития речи, являются пальчиковые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi_s_pomoshchyu_palchikovyh_igr.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры и упражнения – прекрасное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они могут улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант., и это не случайно.

 Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребёнка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. Дело в том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок, почти треть всей площади, «заведует» движениями кистей рук, и находится он рядом с участком, «заведующим» движениями органов речи. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует и речедвижения.

Приёмов для развития детской речи и мелкой моторики существует множество.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.

- запускать пальцами мелкие волчки;

- разминать пальцами пластилин и глину;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

- сжимать и разжимать кулачки, делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- махать в воздухе только пальцами;

- кистями рук делать «фонарики»;

- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

- собирать все пальцы в щепотку;

- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на пальчик;

- завязывать узлы на толстой верёвке, на шнурке;

- застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

- закручивать шурупы, гайки;

- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

- складывание матрёшек;

- игры с вкладышами;

- рисование в воздухе;

- игры с песком и водой;

- мять руками поролоновые шарики, губку.

- рисовать, раскрашивать, штриховать;

- резать ножницами;

- рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.).

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: Вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

1. Перед игрой с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.

7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

8. Каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми.

11. Очень чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу. Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Никогда не принуждать! Попытаться разобраться в причинах отказа или поменять игру.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 3-4 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня.

И. В. Дворова, О. П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом

  • пальчиковые игры без речевого сопровождения;
  • пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  • народные пальчиковые игры;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный,
  • театр теней;
  • упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала:
  • бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

В педагогической литературе выделяют разные виды пальчиковых игр, в зависимости от их назначения (цели):

  • Игры-манипуляции:

 «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?», «Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.

  • Сюжетные пальчиковые упражнения:

 «Пальчики здороваются», «Цветы», «Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

  • Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»):

«Колечко», «Кулак — ребро — ладонь», «Ухо — нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».

  • Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных играх используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру):

«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Таким образом, пальчиковые игры представляют собой упражнения, основанные на инсценировке рифмованной истории, нацеленные на улучшение подвижности пальцев рук ребенка, следовательно, являются средством развития мелкой моторики.

Легкость в организации и проведении, а также доступность игр уже в младшем дошкольном возрасте позволяют использовать данный метод в контексте любого режимного момента, учитывая возможности и разный уровень развития детей.


Литература:

  1. Борисова Е. А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет / Е. А. Борисова // Логопед: научно-методический журнал / ред. Т. В. Цветкова, О. А. Степанова. — 2006. — № 1. — с. 65–75.
  2. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова. — М.: «Олма–Пресс», 2001. — 236 с.
  3. Тищенко Л. И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л. И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2014. — № 12. — С. 56–59.
  4. Ткаченко В. Н. пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младшей группы на тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Использование пальчиковых игр в развитии речи детей первой младшей группы

Эта статья свещает актуальность использования пальчиковых  игр в младших группах детского сада. На эту тему можно найти достаточно материала на русском языке. Нам же хотелось предоставить готовый...

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей младших дошкольников «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей младшей группы на тему: «В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

Консультация для родителей младшей группына тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики  на развитие речи детей».У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в ...

Консультация для молодых педагогов ясельных групп по методической теме: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой...