БЕСЕДА, ПОСВЯЩЕННАЯ Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, Дню памяти воинов-интернационалистов.
методическая разработка (подготовительная группа)

Яровая Наталья Владимировна

Цель: способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000f3b40-6382b6d7.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА, ПОСВЯЩЕННАЯ

Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, Дню памяти воинов-интернационалистов.

Цель: способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.

Задачи:

- способствовать формированию знаний об истории локальных конфликтов, в частности Афганской войне,

- способствовать формированию гражданской позиции,

- способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».

Материально-техническое обеспечение:

- медиапроектор, ноутбук, экран (для демонстрации презентации, фотографий),

Ход мероприятия

Воспитатель: Сегодня, наш урок мужества, посвящен Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, Дню памяти воинов-интернационалистов.

Видеоролик о памятной дате – 30 секунд.

Воспитатель:  

Афганистан болит в моей душе,

И все, кого я встретил и не встретил,

Пусть долго будут жить на этом свете,

Как тишина на дальнем рубеже…

Воспитатель:

Прошла война, идет война,

И боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Воспитатель:Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Никем и никому не объявленная...

Воспитатель: Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей.

Воспитатель:Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.

Воспитатель:Многие с той войны вернулись окрепшими,возмужавшими, их грудь украсили ордена и медали.Награды за мужество, отвагу и честь. Но многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле. Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.

Воспитатель:

Минута молчанья…

Ребята, встаньте

И в памяти павших –

Героев представьте.

Навек в нашем сердце

Бессмертных имён их звучанье.

Минута молчанья, минута молчанья…

Павшим в Афганистане – минута молчания. Прошу всех встать.

Минута молчания – аудиозапись.

Воспитатель:

Время выбрало Вас,

Закружило в афганской метели,

Вас позвали друзья в грозный час,

Вы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало Вас!

По страницам времён

Под победные марши шагали.

Много славных российских имён

На гранитную вечность вписали.

И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Вас бросала на доты не раз

Непреклонная дерзость героев.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало Вас.

Воспитатель: Что же это за страна – Афганистан?

Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР.  Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам.

Территория 647,5 тысяч кв. километров.

Население 15,5 млн. человек.

Более 20 народностей

Официальный язык – пушту и дари

Много гор. Удивительная природа.

Воспитатель: 1979 год. Правительство Афганистана обратилось к нашей стране с просьбой ввести в страну наши войска, так как в 1978 году там разгорелась гражданская война.

26 декабря 1979 года наши войска вступили на территорию Афганистана. Война, которую вело советское руководство в Афганистане, была одной из самых непопулярных в народе. Силовой путь решения афганской проблемы без учёта исторического опыта, местных условий и традиций народа не отвечал интересам народов СССР. В то же время наши воины честно исполняли свой воинский долг, проявляли героизм. Они штурмовали горные высоты и перевалы, несмотря на то, что несли большие потери.

Воспитатель:Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ.

Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.

Воспитатель:И как же мне не вспоминать

Друзей моих погибших лица

Да, это страшно – умирать,

Когда так надо возвратиться.

И ты ушел, приказ ведь дан

Ты верен долгу и присяге

И целиком Афганистан

Застыл в твоем последнем шаге

Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!

Память лица поставила в ряд

Это парни, которым будет вечно по двадцать

Это те, кто прославил десант.

Воспитатель: Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:

  1. Декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов. Начался ввод соединений и частей 40-й Армии по трем направлениям: через Кушку, Термез и Хорог. 103-я воздушно-десантная дивизия перебрасывалась военно-транспортной авиацией на аэродромы Кабула, Баграма и частично Кандагара.
  2. Март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

Воспитатель:3. Май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

  1. Январь 1987 года - февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Воспитатель:Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... А пока в нашей прессе царило молчание, в Афганистане шла война. Не знали родные советских воинов того, что их сыновья, мужья, братья брошены в огонь настоящих боев... Спустя время мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что-то возвышенное, но и бородатое существо с “калашниковым” наперевес.

Воспитатель:Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка” - местность,  покрытая растительностью, “вертушка” - вертолет, “груз – триста” - военный термин, обозначающий транспортировку раненого солдата, вывозимого из мест боевых действий. Название вошло в обиход после войны в Афганистане. “Груз– двести” - военный термин, обозначающий транспортировку убитых или умерших людей в специальном герметичном контейнере (запаянный цинковый гроб) до места захоронения. Груз 200 - это типовая форма (№ 200) документа, сопровождавшего труп.

Воспитатель:        «Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны…

Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”. А тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.

Воспитатель:

Как много русских мальчиков-солдат

В безмолвной вечности лежат отныне.

И с фотографий маленьких глядят

Глазами удивительно живыми.

О, сколько же в России матерей

Облились горькими слезами.

Их боли не пройти, не отогреть

Под траурными черными платками.

Вновь клинья обожженных душ плывут

По небу вперемешку с облаками

Над милым домом снегом упадут

Или прольются теплыми дождями.

Стекут слезой по золоту имен,

По датам, оборвавшим жизнь в зените.

Печально-тихий колокольный звон

Как будто шепчет: «Мальчики, простите…»

Воспитатель:XX столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение - кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка. Ждут своих любимых несостоявшиеся невесты.

Воспитатель:14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана.     Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов.

Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:

Наша боль и опасений тень

С вашими тревогами слились,

Наконец настал последний день,

Наконец его мы дождались.

Кто вставал, кто падал под огнём,

У судьбы не спросишь что - кому,

Девять лет вы жили этим днём,

Девять лет с боями шли к нему.

Как измерить боль горячих ран?

Облегчить как горе матерей?

Будет сердце жечь Афганистан

И в объятьях Родины своей.

Б. Громов.

Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г. Термез.

Воспитатель:Ну, вот и кончилась война,

Которая была не наша...

Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

 Солдаты уходили из Афганистана среди цветов и улыбок, отдавая последние почести павшим.

Воспитатель: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота.

Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опалённое её огнем, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.

Воспитатель:Время неумолимо делает своё дело. Вглубь истории уходит война в Афганистане, последняя война в Чечне для парней и их матерей. И дай им Бог, чтобы она была последней.

Этими словами хотелось бы закончить сегодняшнюю нашу встречу. Всего вам доброго: здоровья, радости, уверенности в завтрашнем дне, мира и согласия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день 1989 году советские войска были выведены из Афганистана

Цель: Воспитывать  чувство гордости за героизм нашего народа и чувства благодарности  к мужеству защитников Родины. Развивать уважение к истории своего Отечества....

Отчет о проведении беседы в 1 младшей группе. Тема: «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества».

Отчет о проведении беседы в 1 младшей группе. Тема: «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»....

Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию «Память в сердцах», посвящённый День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, в старшей и подготовительной группах

Цели: Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.Определение исторического значения афганской войны.Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриот...

Мероприятие " День памяти о россиянах , исполнявших служебный долг за пределами Отечества".

В группе "Ягодка" прошло мероприятие " День памяти о россиянах , исполнявших служебный долг за пределами Отечества".Мы гордимся всеми, кто, храня верность присяге, с честью исполни...

Тематическое занятие 15 февраля «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» в старшей группе

Цель: Знакомство дошкольников с военными событиями за пределами нашей родины- России.Задачи:Формирование представления о воинском долге и верности Отечеству.Воспитмние чувства долга,патриотизма, любви...

Беседа «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»

Беседа «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» (старшая группа)Цель:Знакомство дошкольников с военными событиями за пределами Отечества.Задачи:Воспитан...