Шашки в детском саду
статья (средняя группа)

О работе кружка "Волшебные шашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shashek_v_detskom_sadu.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Возраст игры весьма солидный – не менее 5 тысяч лет.

Шашки по праву признана одной из самых интересных интеллектуальных игр. Она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует развитию логического мышления, развивает пространственное воображение, память и внимание. А также ненавязчиво формирует у детей такое качество, как усидчивость.

Игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Педагогическая целесообразность работы кружка по обучению игре в шашки заключается в том, что ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы (чтение сказок, рассказов, стихов, беседы, рассматривание рисунков, игры-задания, продуктивная деятельность) развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт, самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.

Цель работы кружка: приобщение воспитанников к игре в шашки.

 Задачи:

  • создать условия для эффективного овладения детьми игры в шашки.
  • обучить основным приемам шашечной игры; выработать у детей умение применять полученные знания на практике.
  • способствовать формированию логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения,
  • воспитывать: настойчивость, целеустремленность, находчивость, уверенность в своих силах и умение преодолевать трудности.

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется, на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам проводились по принципу от простого объяснения к более сложному, с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей.

Важное значение при изучении курса игры в шашки, имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Программа «Волшебные шашки» была рассчитана на 32 занятия для детей 4-5 лет (1 раз в неделю, длительностью 20 минут).

Ведущее место занимали: игровой, наглядно -образный методы обучения.

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

Основными формами работы и средствами обучения являлись:

• практическая игра;

• дидактические игры и задания, игровые упражнения;

• игра в шашки

Занятия были построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение заданий).

Предлагая выполнение задания в парах, я старалась учитывать симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

Процесс обучения детей игре в шашки проходил ненавязчиво и интересно. Я познакомила детей с новым для них материалом в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, дети узнавали о правилах игры в шашки в виде сказки или в стихотворении.

Знакомство и обучение детей игре в шашки проходило поэтапно, по принципу: от простого к сложному.

Сначала я познакомила детей с историей возникновения игры в шашки. Так дети узнали о древнеегипетском происхождении шашек, о том, что во Франции, в Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие египетским фараонам.

При знакомстве с игрой рассказала ребятам сказку:

-Жили-были два короля. Между собой они не ладили, часто воевали. Люди, устав от постоянных войн, пошли к мудрецу. Тот, немного подумав, достал из ящика шкафа небольшую коробочку в черно-белую клетку.

— Вот эта игра примирит ваших королей.

Он отправился в гости к одному из королей и велел пригласить другого в гости. Когда те оказались на месте, мудрец раскрыл перед ними коробочку, которая стала полем для сражения, и расставил фишки.

-Эта игра называется «шашки». У каждого из вас будет своя армия, сказал Мудрец,

- Эта игра обладает магической силой, начав играть, вы забудете про все свои ссоры и обиды.
И действительно, короли так увлеклись, что забыли о войне. И с этого момента вели только шашечные сражения. С тех пор люди в королевствах живут дружно и спокойно.

Затем познакомила детей с шахматной доской, показала фишки черного и белого цветов, научила правильно расставлять шашки на игровом поле. Дети узнали о том, что шахматная доска должна располагаться так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета. В игре «Расположи доску правильно» дети закрывали глаза, а я меняла положение доски. Ребята определяли, как правильно должна лежать доска. Заодно повторили право — лево.

 При знакомстве детей с тихими ходами и ударными использовала сказку Даля «Война грибов и ягод». Объясняла, что белые шашки- белые грибы, черные шашки- ягоды. Рисовала на белых клетках доски цветочки -по ним ходить нельзя! Учила как надо ходить, бить шашку противника и убирать ее с поля (в корзинку).

Дети соревновались в игре: «Кто быстрее построит на доске армию грибов и армию ягод?»

При знакомстве с понятиями «вертикаль, горизонталь» использовала игровой момент: у Зайчика дети обнаружили две полоски. С виду они были одинаковые, из восьми черно — белых полей. Пояснила, что это не просто полоски – это дорожки шахматной доски. Одна называется горизонталь, другая вертикаль.

Для того, чтобы понять, как расположить горизонтальную дорожку дети рисовали рисунки с изображением горизонта – горизонтальной линией, речка течет горизонтально, дорога расположена горизонтально. На других рисунках изображали дерево, высотный дом, столб – это вертикали. В игре «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально, горизонтально» дети называли предметы, расположенные вертикально: дерево, стена дома, окно, столб; горизонтально: диван, стол, подоконник и т.д.

Предлагала ребятам поиграть в игру «Разложи шнурки по горизонталям, по вертикалям».

Затем предлагала ребятам покатать друзей зайчика на машинке только по горизонтали или только по вертикали. Ребятам такая идея пришлась по душе.

Ребята закрепляли полученные знания в игре «Расставь так же»- расставить шашки на доске вертикально, горизонтально, раскрасить вертикальные, горизонтальные ряды на нарисованной шахматной доске разными цветами.

Познакомила с понятием диагональ-косая линия, состоящая из клеточек одного цвета, соединенных уголками. Предложила детям построить диагональ из квадратов белого и красного цвета.

Затем ребята выкладывали цепочку диагонали большими квадратами из бумаги белого цвета и прыгали по этим «дорожкам».

Дети с удовольствием «Помогали сажать огород зайчику». Нужно было расставить шашки по самым коротким и самым длинным диагоналям. 

Показала, что на доске есть диагонали разной длины. Самая длинная шашечная диагональ - большая дорога. Она самая важная.

Познакомила с шашечными понятиями «центр» (4 шашки в центре), «бортовые поля» (эти поля находятся с краю доски: слева, справа, внизу и вверху). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками.

Рассказала о том, что, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои - простые шашки. Которые, достигнув последнего ряда «дамочного» поля соперника, становятся дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку. Чтобы ребенку было легче отличать свои дамки от простых шашек и выделять дамки соперника я предлагала детям вставить в дамку круг другого яркого цвета. Позже дети, накопив опыт игры, часто отказывались от цветного обозначения дамок.

Познакомила детей с правилами этикета во время игры.

Дети узнали, что перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимают руки, благодарят друг друга за честную игру, а проигравший еще и поздравляет соперника с победой.

Дети узнали о правилах: взялся – ходи! А если Ваша шашка стоит неаккуратно и ее нужно поправить, надо сказать «поправляю» и уже потом поправить шашку.

Дети познакомились с правилом тишины, что во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями.

Научила сути игры-надо продвигать свои шашки вперед и уничтожить шашки соперника.

Также познакомила детей с игрой в «шиворот- навыворот» или «поддавки»

В своей работе использовала книгу Юровского «Зайкины шашки».

Использовала правила игры в стихотворной форме:

  1. Начинать бой можешь смело –Первый ход всегда за белой!
    2) Шашки медленно, но метко
    Шагают лишь по черным клеткам!
    3) Наверное, шашкам не везет,
    Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
    4) Знают все: и стар, и млад,
    Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

Познакомила детей с секретами игры в шашки:

Старайтесь пройти своими шашками в дамки и не позволяйте сделать этого сопернику.

Старайтесь добиться того, чтобы шашек соперника становилось меньше, чем ваших.

Старайтесь занять своими шашками центральные поля доски.

К концу обучения дети знают:

  • шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
  • центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, ничья;
  • правила хода.

К концу обучения дети умеют:

  • ориентироваться на шашечной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
  • правильно располагать доску между партнёрами;
  • правильно располагать фигуры перед игрой;
  • решать простые шашечные задачи.

В работе с родителями провела консультацию на тему «Шашки для дошкольника». С помощью родителей были приобретены комплекты шашек и шахматные доски для занятий с детьми.

  • Подводя итог работы с детьми по обучению первоначальным навыкам игры в шашки можно утверждать, что игра в шашки является эффективным способом по формированию у детей логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Играем в шашки». Рекомендации для воспитателей детских садов

Не легкая задача  не куклы – неваляшки!Познать хотят игрушку  названьем «чудо – шашки»!Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду, я отдаю предпочтение настольн...

Игра в шашки в детском саду

Игра шашки – это в одно время и спорт, и досуг, и творчество. Она, как известно, связывает все возрастные категории.Первые шаги маленьких шашистов к творчеству скрываются, возможно, в шашечной б...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Шашки – интеллектуальный досуг в детском саду .

Шашки – интеллектуальный вид спорта, развивающий способность детей мыслить логически и стратегически. Ребенку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В ходе игры развиваются психом...

Шашки в детском саду

Игра «Шашки»  признана одной из самых интеллектуальных игр, она стимулирует мыслительную деятельность дошкольника, способствует развитию логического мышления, развивает пространс...

Игра в шашки в детском саду

едварительный просмотр: ШАШЕЧНЫЙ ТУРНИР. Девчонки и мальчишки Никитки и Наташки Грызут гранит науки, Зовут который «шашки». Не легкая задача, Не куклы – неваляшки! Познать хотят игру...