Игры и упражнения, развивающие вокально-хоровые навыки ребенка-дошкольника
статья

Захарова Галина Владимировна

Игры и упражнения, развивающие вокально-хоровые навыки ребенка-дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и  упражнения, развивающие вокально-хоровые навыки

 ребенка-дошкольника

.

Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса. Пение представляет собой психофозический процесс, связанный с работой жизненно-важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому важно, чтобы ребенок себя при пении  чувствовал

 комфортно, пел легко, с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

 А что может ребенка увлечь, заинтересовать, сделать непринужденным, раскрепощенным, как не игра? Поэтому необходимо при работе над вокальными навыками, опираться на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки.

I. В начале любого занятия нужно поздороваться. Дети очень любят приветствовать друг друга в игровой форме – ребенок  выходит  в центр круга, здоровается со всеми, выполняет придуманные им движения, или приветствуют друг друга в парах, а еще они очень любят, когда используется какой-либо инструмент, например, колокольчик.

                 Попевка «Здравствуйте» (с колокольчиком)

В колокольчик я звоню, поздороваться хочу

Динь-дон, динь-дон, поздороваться хочу.

Здравствуй, (имя ребенка)

II. Чтобы голос звучал свободно, необходима правильная певческая установка: нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно.

Упражнение «Сидит дед» (Картушина М. Вокально-хоровая работа в детском саду, с. 8) Поем, согнувшись:

« Сидит дед, ему сто лет», затем выпрямляем спинку, садимся прямо и поем:

«А мы детки маленькие, у нас спинки пряменькие»

Упражнение «Баба Яга» (Картушина М. Вокально-хоровая работа в детском саду)

III.Дыхание – один из основных факторов голосообразования.

Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий.

 Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха.

По типу вдоха различают верхнереберное (ключичное), нижнереберно-диафрагмальное (грудобрюшное) и диафрагмальное (брюшное) дыхание.

Для детей характерно ключичное дыхание. Но при пении оно неприемлемо, т.к. ведет к напряжению мышц шеи, поднимаются плечи вверх.

Наиболее целесообразным является грудобрюшное дыхание, при котором на вдохе верхний отдел грудной клетки остается спокойным, нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдается вперед. (Диафрагма – главная дыхательная мышца. Располагается между грудной и брюшной полостью. Вдох – она опускается, выдох – поднимается)  Вдох производится через нос или рот бесшумно, выдох желательно через нос.

Игра-песенка  для развития правильного дыхания без звука «Снегири»

Взяли в руки снегиря, слушаем музыку и отогреваем снегиря

  1. Красный шарфик в декабре видим мы на снегире, черненькую шапочку, ах какой он лапочка.
  2. Я возьму его в ладошку, подышу, согрею крошку (набирают воздух и дышат на птичку, соблюдая все правила дыхания)

Деть очень любят звуковые дыхательные игры, такие как «Надуваем дети шарик», «Мы надули шар воздушный» и др.

Звуковая дыхательная игра «Насос и мяч»

Нужно встать парами. Один  ребенок– большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч.

Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько  вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Партнер начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «с» (руки качают воздух). С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает первую порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» - выпрямляется туловище, после 3-го – голова, после 4-го – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Партнер выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш» тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются местами.

IV. В процессе  развития вокальных навыков необходимо работать над артикуляцией и дикцией.

Артикуляционная гимнастика. «История о том, как Язычок искал друга»

Жил-был Язычок. Ему очень удобно жилось в своем домике-ротике. Но Язычок всегда хотел иметь много друзей. Однажды утром он проснулся, повернулся с боку на бок (пошевелить языком во рту вправо-влево)

Поздоровался с одной щечкой (постучать языком в одну щеку, не открывая рта), потом с другой (постучать в другую щеку).

Погладил верхние зубки (не открывая рот, провести языком по задней стороне верхних зубов), затем нижние (также погладить нижние зубы).

Облизал красные губки (круговыми движениями провести языком по губам). Это он с ними поздоровался. Ведь щечки, зубки  и губки были его друзьями. Открыл широко дверь и отправился на поиски друзей (широко открыть рот)

Сначала Язычок весело перепрыгивал с одной ступеньки на другую (прикасаться языком нижней губы и прятать его в рот). Потом, идя вдоль забора, пересчитал все ступеньки (погладить верхние зубы).

Вдруг он увидел большую Собаку. Язычок хотел подружиться с ней, но Собака была очень сердитая и зарычала на него (произнести «р-р-р», приподняв верхнюю губу и показывая клыки). Язычок быстро убежал и наткнулся на Котенка. Котенок лакал молоко (показать язычком, как котенок пьет молоко). Он с радостью подружился с Язычком, и они пошли дальше уже вдвоем (быстро проводить языком по верхней губе). На опушке леса друзья увидели Зайчонка с большими передними зубами (поднять верхнюю губу, показывая передние зубы) Зайчонок тоже стал играть с друзьями. Сначала они покатились с горки (зацепиться кончиком языка за нижние зубы и поднять середину языка, выгибая его «горкой»), потом покачались на качелях (прикасаться кончиком языка то к верхней губе, ток нижней), надули воздушный шар (надули обе щеки). Тут мама Зайчиха позвала Зайчонка домой, а его друзей угостила вкусной конфеткой (при закрытом рте надавить кончиком языкато на одну щеку, то на другую). Друзья решили пойти по домам, а завтра встретиться снова. Язычок вернулся в свой домик-ротик и уснул (широко открыть рот, высунув широкий язык вперед, и быстро спрятать его во рту.)

Большой интерес для ребенка-дошкольника представляют скороговорки, положенные на музыку.  Можно проговаривать и пропевать  скороговорки в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов. Гиперактивные дети при исполнении песенок – скороговорок становятся более внимательными, так как надо следить и за мелодией, и за текстом, стараясь правильно интонировать и проговаривать все слова.

Застенчивые и нерешительные дети заинтересовываются  содержанием и мелодией песен и активно включаются в процесс исполнения, которое можно сравнить с музыкальной игрой. Такие песенки повышают эмоциональную отдачу, закрепляют работу над дыханием, дикцией и интонацией.

Образы песенок-скороговорок, их шутливый характер развивают воображение, а игровые ситуации пробуждают и закрепляют интерес к пению.

Разучивать песенки-скороговорки рекомендуется в медленном или умеренном темпе, ускоряя его по мере усвоения материала.

«Три сороки тараторки» (Картушина М.Вокально-хоровая работа в детском саду)

Три сороки тараторки тараторили на горке

Все стоят в кругу, исполняют скороговорку.

После  исполнения дети «передают сплетню»  - по очереди произнося звукосочетание «тр-р-р» и задевая соседа по плечу

«Вёз корабль карамель»

Вёз корабль карамель

Налетел корабль на мель

И матросы три недели

Карамель на мели ели

«Щенок» (Картушина М.Вокально-хоровая работа в детском саду)

Щеткой чищу я щенка.

Щекочу ему бока

 (предварительно прохлопать сильную долю в ладоши). Дети стоят в кругу и поют скороговорку. Передавая на сильную долю  друг другу щетку. У кого после окончания пения окажется щетка, тот поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.

V. Фонопедический метод развития голоса, разработанный врачом отоларингологом и певцом Виктором Вадимовичем Емельяновым, направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона голоса. В речевых играх по методу Емельянов используются   крайние звуки регистров от самого низкого, грудного до фальцетного, шипения, хрипа, глиссандо от крайних звуков диапазона.

Игра «Как на горке снег» 

Музыкально-дидактическая игра «Будем петь мы вот так» (рассматриваем карточки и исполняем)

VI. Развивая у детей  вокальные навыки,   большое внимание необходимо  уделять звукообазованию, звуковедению, развитию ладового чувства, развитию чувства ритма.

Игра «Барашеньки, крутороженьки.  В этой игре движения, совмещенные со звуковедением требуют хорошего дыхания на опоре. Все движения, которые сочетаются с текстом, с пропеванием этого текста, требуют развития ритмического слуха, интонационного слуха, все это необходимо при пении.

Ход игры:

 М.р.: Сегодня нас ждет сказочное музыкальное путешествие, а отправимся мы  с волшебными сказочными барашками, которые будут нас водить по разным волшебным полянкам.

(Дети идут по кругу)

Барашеньки,  (руки впереди, сжаты в кулачки, идут друг за другом, повторяя ритмический рисунок слова)

Крутороженьки – глиссандо голосом сверху вниз

По горами ходили (притопывают ногами  восьмыми длительностями)

По лесам бродили (то же)

В скрипочку играли – (изображают игру на скрипке, плавно пропевают фразу)

Ваню потешали  -  (громко говорят) Разводят руки в стороны, ногу ставят на пяточку

Выходит Ваня, ставит руки на бочок, ногу на пятку

Дети (дразнят Ваню):  Ваня, Ваня, простота (идут в круг, притопывают четвертными)

Купил лошадь без хвоста (из круга, притопывают четвертными)

Сел задом наперед и поехал в огород (прыжок спиной в круг)

М.р.: Догоняй нас, Ваня (Ваня догоняет)

М.р.: Раз, два, три, лесная фигура, замри!

А в лесу фигуры разные, волшебные, сказочные, здесь есть и ёлочки, и зайчики, и белочки, и пенечки.

Ваня (отгадывает фигуру, пропевая): Ты пенек?

Ребенок (пропевая): Нет, я не пенек, я ёлочка.

VI. Очень хорошо способствует развитию вокальных навыков пение и игра на музыкальных инструментах.

Игра-упражнение  «Падают снежинки».

Играем на металлофонах три звука «ля, фа, ре – вниз, вниз, вниз» и одновременно пропеваем мелодию.

. Певческие возможности дошкольников невелики. И все же, начиная, с подпевания, подражания, они выражают свои чувства, постепенно овладевая певческими вокальными навыками (четкой дикцией, правильному звукообразованию, дыханию, чистому интонированию). Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии, влияет на всестороннее развитие личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков.

Сборник игр направлен на умение детей в процессе игры развивать свои коммуникативные навыки.Игры делятся на 4 блока : 1. Умение сорудничать ;                ...

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков  и эмоциональной сферы дошкольников....

Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки у детей с нарушением зрения

В статье подобраны игры и упражнения, позволяющие родителям организовать занятия со своим ребёнком в увлекательной форме по формированию навыков ориентировки в  пространстве....

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников...

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков делей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста....

ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ в ЭМОЦИОНАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА

материал будет полезен логопедам и воспитателям дошкольных учреждений...