ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ в ЭМОЦИОНАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка на тему

материал будет полезен логопедам и воспитателям дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalno_-_tvorcheskoe_razvitie.doc214.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ в ЭМОЦИОНАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА

Мир чувств и переживаний ребенка дошкольного возраста ничуть не менее сложен, чем эмоциональный мир взрослого. К тому же взрослые в большинстве слу чаев способны понять, что с ними происходит и как с этим справляться, могут выразить свои переживания...; у малыша таких возможностей гораздо меньше. Как помочь?

Очень важно научить малыша узнавать свои собственные эмоции, настроения, переживания, выражать их приемлемыми способами. А еще тому, что своим настро ением можно управлять. Для этого родителям и педагогам стоит вместе с малышом овладеть доступными способами расслабления, снятия эмоционального напряжения. Такие занятия никогда не будут скучными, к тому же они помогут вам с ребенком лучше узнать и понять друг друга.

Эмоции и чувства маленького ребенка

Конечно, эмоциональное воспитание дошкольника — задача не из самых простых. Ведь и словарный запас поначалу у него явно недостаточный, чтобы обозначить переполняющие его чувства. И все же основы эмоционального словаря закладываются в раннем детстве. Уже к 2—3 годам дети способны различать собственные чувства (хорошо, радостно, весело, грустно). Чем больше взрослые говорят с ребенком первые 4—5 лет жизни о чувствах — его собственных, чувствах близких людей, героев сказок и мультфильмов и т. п., — тем более точно ему удается их распознавать. Беседы с малышом на подобные темы обогащают его внутренний мир, учат анализировать собственные переживания и переживания других людей.

Развивая эмоциональную сферу ребенка, необходимо учесть ряд моментов: • Научите ребенка разделять эмоции и поступки. «Ты рассердился на Дениса. Побить его все равно нельзя. Поищи другой способ выразить свои чувства».

•Объясните, что чувства не делятся на «плохие» и «хорошие». Злость иногда помогает собраться и справиться с тем, что до сих пор не получалось. Чувство страха заставляет быть осторожным и помнить о правилах безопасности.

•Пополняйте активный словарь ребенка словами, обозначающими различные эмоциональные состояния. Помогут вам в этом любимые литературные произведения или мультфильмы малыша. Какие чувства испытывают герои: одиночества, радости, смущения, разочарования, гордости, злости, гнева, восторга?

•Очень важно, чтобы ребенок понимал: вы серьезно относитесь к его чувствам, не игнорируйте его эмоции, а поговорите о них.

Попробуйте объяснить ребенку, что люди могут по-разному проявлять одни и те же чувства. Кроме того, чувства могут измениться: «Вчера ты злилась на Аню, даже не хотела с ней разговаривать, а сегодня вы снова играете вместе».

Как справиться с плохим настроением?

Американский педагог Элизабет Кэрри предостерегает родителей: «Не пытайтесь заставить детей быть счастливыми... Вы лишь можете сделать окружающую обстановку более приятной, но каждый человек сам решает, быть ему счастливым или нет». Наверняка вам приходилось видеть малыша расстроенным, хотя это состояние не бывает продолжительным. Первое побуждение — вывести его из этого состояния, попытаться отвлечь, утешить или рассмешить. Возможно, вам помогут следующие советы.

•Если ребенок не в настроении, взрослые могут вести себя по-разному. Во-первых, можно просто согласиться с тем, что он чувствует (например: «Я вижу, сегодня ты предпочитаешь погрустить»).

•Во-вторых, можно позволить себе осторожно не согласиться с его оценкой происходящих событий: «Наверное, ты считаешь, что сегодняшний день совсем пропал? А если попробовать что-то сделать с этим? Я могу помочь?»

•В-третьих, можно дать ребенку понять, что в его силах изменить свое настроение («Я вижу, тебе сейчас грустно. Когда захочешь развеселиться, подойди ко мне»).

•Если же ребенок подолгу грустит или сердится, нужно помочь ему справиться с плохим настроением или узнать, что его так расстроило. Возможно, причина до статочно серьезная.

Как научить малыша управлять своими чувствами

Научившись распознавать собственное эмоциональное состояние, ребенок постепенно будет учиться управлять своими чувствами. И все же время от времени даже самому выдержанному требуется разрядка. Попробуйте предложить детям игры, помогающие снизить агрессию и освободиться от эмоционального напряжения.

Что можно сделать для избавления от отрицательных эмоций?

 •Рассказать другому о своих чувствах.

•Попрыгать.

•Подумать о чем-нибудь приятном несколько минут

•Подурачиться и пошуметь.

•Послушать музыку.

•Встать перед зеркалом и строить себе гримасы. А еще можно: выбросить злость в мусорное ведро, нарисовать портрет собственной злости, надуть «мяч страха» и закинуть его подальше... Одно из лучших средств снятия напряжения — двигательная разрядка.

Как преодолеть страх

Страх — естественная человеческая эмоция, и отнюдь не бесполезная. Благодаря этому чувству мы можем избежать многих серьезных опасностей. Так что не стоит стыдить маленького «трусишку» и ставить перед собой задачу непременно избавить его от страха вообще или от какой-то конкретной боязни, например темноты. Луч шее средство — понимание (расскажите малышу, что вы понимаете его ощущения, что вам приходилось испытывать нечто подобное, что вы не сразу стали бесстрашным). Хорошо помогут игры, в которых страх можно лишить силы. Есть и такие занятия, которые помогают ребенку постепенно познакомиться с объектом своего страха и даже подружиться с ним (например, с водой или с темнотой).

Как снять тревожность и поднять самооценку

Тревожностью называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных, то есть становится устойчивой чертой личности. Такой человек испытывает неопределенное ощущение угрозы, а любое событие им воспринимается как неблагоприятное и опасное. Тревожный ребенок постоянно находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается им как пугающий и враждебный. Постепенно может закрепиться мрачный взгляд на свое будущее.

Каковы причины повышенной тревожности?

• Взрослые сами постоянно о чем-то беспокоятся такое состояние очень заразительно, и ребенок может перенимать у взрослых подобную форму реагирования на все, даже на ординарные события.

•Ребенок испытывает недостаток информации или пользуется недостоверной информацией; ему трудно самому разобраться в потоке событий, которые он наблю дает на экране телевизора.

•Тревожными дети могут расти у родителей, отличающихся высокой уверенностью в себе; но при этом они и к ребенку предъявляют завышенные требования, часто не считаясь с его возрастом и склонностями.

Исследования показывают, что в дошкольном возрасте более высокая тревожность свойственна скорее мальчикам, чем девочкам, к 9—11 годам соотношение выравнивается, а после 12 лет заметно повышается уровень тревожности у девочек по сравнению с мальчиками.

Специалисты говорят, что само по себе наличие страхов у ребенка — это норма. Но если страхов слишком много, значит, ребенку нужна помощь. Известный детский психотерапевт А. И. Захаров считает, что развитие тревожности у старших дошкольников еще можно остановить. Как? Во-первых, если взрослые попробуют скорректировать свое поведение, во-вторых, если обратятся; за помощью к детскому психологу.

Обратите внимание!

  • Чтобы помочь тревожному ребенку, измените сперва себя.
  • Научитесь его слушать.
  • Повышайте самооценку ребенка, хвалите его в присутствии других людей.
  • Не сравнивайте результаты его труда с результатами других детей.
  • Не высмеивайте ребенка за его страхи.
  • Научите ребенка снимать мышечное напряжение при помощи упражнений.
  • Будьте последовательны в своих действиях, поощрениях и наказаниях.
  • Не предъявляйте завышенные требования и не вводите его в роль неудачника.

ЗАНЯТИЯ и ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ РАСПОЗНАВАНИЮ

СОБСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

Разложи цвета

Вырежьте несколько квадратиков из бумаги разных цветов. Можно придать им форму лепестков. Попросите ребенка разложить эти цвета в последовательности от самого неприятного к самому приятному. А если получится, хорошо бы и рассказать, почему тот или иной цвет вызывает определенное чувство.

Разложи значки

Па белых бумажных квадратиках нарисуйте разнообразные значки: любые геометрические фигуры, закорючки, иероглифы и т. д. Пусть малыш попробует разложить их в ряд, начиная с самого неприятного и заканчивая самым приятным. Попросите его обосновать его выбор. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Главное — попытки ребенка научиться обозначать свои чувства.

Ощущения

Память о положительных эмоциях, которые ребенок испытывал ранее, поможет ему выработать чувство уверенности в себе. Если ребенок растет в атмосфере радости, успеха, он будет чувствовать себя таким же счастливым, как и окружающие его взрослые.

Для закрепления положительных ощущений чаще в деталях вспоминайте события, которые доставили малышу радость, позволили испытывать гордость и успешность. Что это было за событие? Во что он был одет? Какова была последовательность действий? Что он при этом чувствовал?

Научите ребенка вызывать в памяти приятные моменты его жизни и те чувства, которыми они сопровождались, особенно в периоды, когда нужно поднять настро ение и помочь ребенку обрести уверенность в своих силах.

На что похоже настроение?

Пусть все дети сядут в круг и сосредоточатся на своем настроении, подумают, с чем его можно сравнить. Начать может взрослый: «Мое настроение похоже на большой воздушный шар. Вот он взлетает кверху, качнется то в одну сторону, то в другую... А на что похоже твое настроение?» Теперь другой сидящий в круге рассказывает о своем настроении и т. д. Когда все выскажутся, взрослый может обобщить, какое настроение у всех собравшихся.

Говорящие головы

Приготовьте для этой игры бумажные тарелки, фломастеры или маркеры, полоски плотной бумаги, скотч или стиплер, линейку или плоскую палочку.

Нарисуйте лицо на нижней стороне бумажной тарелки. Прикрепите линейку или палочку под подбородком. На месте рта сделайте две вертикальные прорези. На полоске бумаги нарисуйте рот, выражающий разные чувства и настроения. Это может быть улыбающийся,  печально опущенные уголки рта, сердитая гримаса и т.д. Теперь пропустите полоску через прорези. Маску держите перед лицом, меняйте выражения лица, а ребенок пусть попробует рассказать, что чувствует маска.

Конкурс хвастунов

Усадите детей в круг и объявите, что сегодня среди них проводится конкурс на лучшего хвастуна. Но хвастаться нужно не своими успехами или красотой, а... соседом справа: «Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что умеет делать, что у него хорошо получается. А теперь похвастайтесь: Лена - очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется и т. д. Когда все участники круга расскажут о своем соседе, можно выбрать лучшего хвастуна. Спросите каждого ребенка: что ему понравилось больше — хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о себе?

Чувства и... животные

Для этой игры понадобится набор маленьких фигурок, изображающих диких и домашних животных. Расставьте их на столе и назовите ребенку какое-нибудь чувство. Например, радость, грусть, удивление, злость, безразличие, спокойствие, веселье и т. д. А теперь попросите выбрать животное, которое ассоциируется с этим чувством, взять его в руки и попробовать объяснить свой выбор. Можно играть и по-другому: пусть малыш выберет какую-то фигурку и назовет чувство, с которым она ассоциируется. Хорошо, если он сможет объяснить свою ассоциацию.

Волны

Для каждого участника игры понадобятся две ленты (желательно голубого или синего цвета) длиной 1 — 1,5 м.) Лучше, если участников несколько. Ведущим будет взрослый — он называет детям по очереди то или иное чувство и предлагает попробовать превратиться в морские Волны. Детям нужно с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха» и т.д. Со старшими дошкольниками можно обсудить, почему они показали то или иное чувство именно так.

ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ

Танец-фейерверк

Поиграйте с детьми в салют или в фейерверк. Для этого сначала обсудите с ними, какие формы, цвета и звуки могут быть у фейерверка. А теперь представьте вместе с малышами, что вы и есть тот самый праздничный салют. Вот вы взметнулись в воздух с громким криком, а теперь уже медленно опускаетесь на землю с тихим угасающим звуком. Пробуйте снова и снова, прыгайте и «взрывай тесь» с последующим тихим-тихим приземлением. Наконец придумайте вместе с детьми танец маленьких фейерверков, взрывающихся один за другим.

Танец спагетти

Лягте вместе с детьми на пол, вытянитесь при этом, прижав руки к телу. Попробуйте вместе с ними представить, что вы — спагетти. Теперь вообразите, что вас будут варить. Вы чувствуете, что ваши тела становятся все мягче и мягче? Пока кипит вода, вы сворачиваетесь в клубочек и варитесь, как спагетти. Наконец, нужно представить, как с вас стекает вода и вы красиво укладываетесь на блюде. У кого получилось лучше?

Выбиваем пыль

Для этой игры понадобится подушка. Пусть ребенок представит, что перед ним его собственный страх, или обида, или что-то другое. Страх можно не только поко лотить, но и сказать ему вслух: «Вот тебе, получай...»

Ковер мира

Если дети часто дерутся, выясняя отношения, предложите им разрешать конфликты на «ковре мира». Это может быть кусок толстого пледа или мягкий ков рик размером приблизительно 90x150 см.

Посадите детей на коврик, а сами устройтесь рядом. Скажите им, что на «ковре мира» нельзя драться и ругаться, зато можно договориться. Дети, сев на ковер, быстро успокоятся, а ваша задача — помочь им найти путь мирного решения этой проблемы.

День — ночь

В эту игру интересно играть, если участвуют не один-два, а несколько ребятишек. Понадобится большое пространство, чтобы дети могли свободно передвигаться. Перед началом игры участникам объявляются правила: если ведущий произнес слово «день», двигаться нужно быстро: бегать, прыгать и т. д. Если ведущий сказал «вечер», нужно сменить темп и двигаться плавно и медленно. При слове «ночь» все должны замереть на месте в той позе, в какой их застала команда.

Дразнилки

Если вы видите, что ссора ребятишек может вот-вот перерасти в драку, предложите детям поругаться, но не «плохими» словами, а... названиями овощей. Например: «Ты — огурец», в ответ другой ребенок говорит: «А ты -редиска» — «Ты — морковка» — «А ты — тыква» и т. д. Можно подразниться зверями: «Ты — собака» — «А ты — кошка» — «Ты — жираф» — «А ты — слон» и т. д. Через некоторое время злость уступит место общему веселью.

ПРИЁМЫ и УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ СНЯТЬ УСТАЛОСТЬ и ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Учимся расслабляться

Это упражнение будет полезно не только детям, но и вам. Освойте приемы расслабления сами и научите этому ребят.

Предложите им принять удобную позу и закрыть глаза. Объясните , что нужно слушать и выполнять все, что вы говорите. Мягким, спокойным голосом скажите, чтобы они постарались расслабить каждую часть своего тела: «Расслабьте пальцы ног: чувствуете, что им стало приятно?» Подождите несколько секунд, а затем скажите, чтобы они постепенно расслабили ступни, полностью все мышцы ног, ладони и руки. Сделайте паузу на несколько секунд и продолжайте давать команды

  • расслабить плечи, шею и, наконец, голову. После этого велите детям полностью расслабиться, успокоиться и думать о чем-нибудь приятном и хорошем. Через несколько минут на счет «три» дайте команду каждой части тела быть бодрой. Объясните, что расслабиться можно в любой момент, принимая удобную позу и мысленно повторяя несложные слова упражнения.

Гора с плеч

Чувство огромной усталости хорошо знакомо не только взрослым, но и детям. Посоветуйте ребенку такой способ снятия физического и эмоционального напряжения. Нужно встать, широко расставив ноги, поднять плечи, отвести их назад и опустить. В это время надо представить себе, что накопившееся чувство усталости

  • это гора, давящая на твои плечи. Когда отводишь назад опускаешь плечи, как будю сбрасываешь с себя эту гору. Попробуйте вместе с малышом повторить упражнение 5—6 раз, и вы почувствуете, как усталость покидает вас.

Сбрось усталость

Дайте ребенку примерно такую инструкцию: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки. А еще расправь пальцы, склони голову к груди и слегка приоткрой рот. Попробуй покачаться из стороны в сторону, вперед и назад... а сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, всем телом... Ты стряхнул с себя всю усталость, осталось с всем чуть-чуть, повтори еще раз».

Волшебные путешествия

Такие путешествия позволяют ребенку изучить свои чувства и освободиться от их давления. А еще они открывают «запасной выход» для снятия стресса и помогают восстановить энергию. Специального оборудования такие путешествия не требуют, достаточно воображения и желания фантазировать. Например, можно создать свой «остров» с помощью простыней, подушек и игрушек. Выполняются такие упражнения обычно в течение 3 минут, предлагать их можно детям 5—6 лет и старше. Спрашивать можно о том, что (или кто) ребенку не нравится, чего (кого) он боится, с кем бы хотел оказаться сейчас рядом и т. д. Разумеется, формулировки вопросов, с которыми вы обращаетесь к ребенку, должны быть понятны ему, соответствовать его словарному запасу.

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ для ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ и СНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Я умею...

Интереснее играть, если участников будет несколько. Посадите их в круг, попросите каждого закрыть глаза и вспомнить, как много он уже умеет делать сам. Это может быть какое угодно умение, а не только самое «важное» и «полезное». Теперь можно открыть глаза и начать игру. По кругу каждый будет называть и, если захочет, еще и показывать свое умение. Например: «Я умею быстро бегать», «А я умею забивать гвозди», «А я умею поливать цветы», «А я умею прыгать через лужи» и т. д. Нужно слушать других, потому что каждое умение может быть упомянуто только один раз. Задача взрослого - помогать вспоминать о своих способностях не очень уверенным ребятишкам.

Волшебный ковёр

Выберите в комнате подходящее место, где можно было бы постелить небольшой коврик. Сядьте на него вместе с детьми. Скажите им, что это волшебный ковер, попросите закрыть глаза и представить, что они отправляются в страну чудес и говорите фразу: «Сегодня наш ковер-самолет полетит...». Это может быть далекая планета, луна-парк, пустыня Сахара, цветущий сад... А дети фантазируют: что они там видят. Продолжайте «путешествовать» до тех пор, пока они не успокоятся. Тогда можно не спеша вернуться домой, плавно спланировать на кровать, а ковер свернуть до следующего вечернего путешествия.

Нарисуй свой страх

Сначала задайте ребенку вопросы о том, чего он боится, было ли такое, чтобы он очень сильно испугался и т. л. После обсуждения дайте ребенку чистый лист бумаги, фломастеры или карандаши. Пусть он попробует изобразить свой страх на листе бумаги. Не нужно подсказывать — ребенок прекрасно справится с этой задачей сам. Когда рисунок будет готов, попросите малыша разорвать свой страх на мелкие кусочки (или разрезать) и выбросить эти кусочки в мусорное ведро. Объясните ребенку, что вместе с мусором ушел и его страх, его увезут и сожгут, и больше его малыш не увидит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение творческого развития ребенка-дошкольника

Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной, так как глубокие преобразования в социальной, политической, социокультурной сферах жизнедеятельности нашего общества пор...

Дидактическая игра, как средство художественно-творческого развития ребенка-дошкольника.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами, Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. Сформированные в раннем ...

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СИНТЕЗ ОБУЧЕНИЯ И РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Презентация «Игра – ведущий вид деятельности во всестороннем развитии ребенка дошкольника»

ИГРА оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы...

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья дошкольников (планирование)

Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья...

Игры и упражнения, развивающие вокально-хоровые навыки ребенка-дошкольника

Игры и упражнения, развивающие вокально-хоровые навыки ребенка-дошкольника...

«Значение игр и упражнений с мячом в развитии ребенка - дошкольника»

 Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях: можно разбить окно, зеркало, люстру. Мяч побуждает к высокой подвижности и в руках малыша становиться «непредсказуемым»....