Технологии управления системой сопровождения интеллектуально одарённых детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Курилова Татьяна Сергеевна

Пояснительная записка

…Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.  

 Как же разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии управления системой сопровождения интеллектуально одарённых детей дошкольного возраста.

Т.С. Курилова, методист ИМЦ Петроградского района СПб, заведующий ГБДОУ детский сад № 90 Петроградского района СПб

Пояснительная записка

…Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.  

 Как же разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?

Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей. 

Но сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.  

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность?

Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Таким образом, в последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.

Реализация проекта

Руководствуясь национальным проектом «Образование», мы видим, что полноценное обучение и воспитание одарённых детей является задачей государственной важности.

В связи с этим, в рамках реализации Проекта ИМЦ Петроградского района «Творческая среда и интеллектуально одарённые дети», который реализуется с 2016 гола в Петроградском районе, возникла необходимость охвата детей на всех ступенях образования, начина с самой первой – дошкольной.

Проект базируется на партнерстве, совместной деятельности, направленной, в частности, на решение задач: разработка и осуществление совместных образовательных, культурных проектов, направленных на выявление и поддержку одарённости у детей и подростков; обмен ресурсами и кооперация ресурсов, диссеминация опыта. 

Подпроект «Мудрый совеночек. Развитие и сопровождение одарённых детей в условиях дошкольного воспитания» стартовал с 01.09.2019 года и за три сезона приобрел много единомышленников среди воспитанников и педагогов дошкольных образовательных учреждений Петроградского района.

Для эффективной и результативной работы по данным направлениям встал вопрос о необходимости разработки оптимальных подходов, приемов и методов по раннему выявлению и поддержке одаренных детей. Реализация данных задач включает в себя проведение ряда мероприятий.

Сформированы цель и задачи внедрения данной практики.

Цель: 

- создание системы раннего выявления и сопровождения интеллектуально одарённых воспитанников ДОУ в Петроградском районе

Задачи:

  1. создание образовательной среды для раннего выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей детей, подготовка к обучению в современной школе;
  2. формирование системы взаимодействия научно-педагогической общественности, педагогов, воспитанников ДОУ и их родителей, по созданию образовательной среды, способствующей выявлению, развитию и поддержки одаренных (талантливых) детей в рамках сетевого сообщества;
  3. повышение компетенции педагогов и специалистов ДОУ в работе с одаренными (талантливыми) детьми, обеспечить методическую поддержку и сопровождение по организации, содержанию и методике выявления наиболее способных и талантливых детей ДОУ.
  4. Использование в образовательной деятельности направлений на развитие интеллектуальной сферы (интеллектуальные игры, олимпиады);
  5. создание системы взаимодействия между педагогами и родителями, воспитывающими интеллектуально одарённых детей, определить направления взаимодействия с при организации сопровождения интеллектуально одарённых воспитанников в условиях ФГОС ДО;
  6. психолого-педагогическая поддержка родителей при воспитании интеллектуально-одарённых детей.

Реализация данных задач включает в себя проведение ряда организационных, методических, аналитических и педагогических мероприятий.

Проведены необходимые организационные мероприятия:

- формирование участников проекта (сбор заявок):

- создание творческой группы педагогов и разработка плана работы,

- разработка программы повышения квалификации для педагогов и специалистов,  

- проведены разъяснительные семинары с педагогами и родителями, методические совещания.

Разработан пакет документов, включающий в себя:

- Проект «Творческая среда и интеллектуально одаренные дети, подпрограмма проекта «Мудрый совеночек. Развитие одаренных детей в условиях дошкольного образования»

- Положение о работе творческой группы

- Схемы взаимодействия (пошаговые инструкции для педагогов) при организации, проведении и обработке результатов (игр, олимпиад), как в очном, так и в дистанционном формате.

- Функциональные обязанности участников проекта.

- Анкеты

- Формы заявок.

- Система оценки участия в мероприятиях проекта (ведомости для занесения результатов, сводные ведомости)

- График проведения мероприятий (утверждается ежегодно).

Проект для дошкольников реализуется по трем направлениям: интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», введение в олимпиадное движение, «Головоломка ДО», а с 2021 года стартовало новое направление, Фестиваль проектов - «STEMлики». (Приложение 1)

Интеллектуальные тематические игры «Что? Где? Когда?» проводятся ежегодно в течении учебного года, возрастная категория участников -  6-7 лет. В течении года проводится четыре тематические игры: Осенние игры, Зимние игры, Весенние игры и Финал. Ежегодно в Академии талантов, проводится торжественное открытие проекта и Финал с награждением победителей сезона.

В течение трех лет проект не стоит на месте, находится в постоянном развитии.

Проведено 11 тематических игр «Что? Где? Когда?» для дошкольников. Это командная игра – шесть игроков, в том числе капитан команды. Нужно отметить, что игры очень полюбились как детям, так и педагогам. На сегодняшний день к участию привлечены и болельщики команд, для которых предусмотрены отдельные раунды с вопросами в формате викторины или в форме эрудит-лото. У болельщиков появилась своя миссия, они следят за ходом игры, выбирают лучшего игрока команды и др. Таким образом, охват участников проекта непрерывно расширяется и приобретает новых единомышленников. Появились раунды с включением «Черного ящика», видео вопросов, появился блицтурнир, а также конкурс капитанов. Это делает игры более красочными, захватывающими и интересными для детей, что не маловажно в этом возрасте.

Олимпиадное движение – это личный зачет каждого участника. Организованы межпредметные олимпиады, которые получили название «Головоломка ДО» и проводятся в сотрудничестве с ГБОУ НОШ № 99 «Старт». Основано на принципе преемственности: (приложение 2)

Нужно отметить, что дети - школьники сами иллюстрируют свои задания, и обращаются с приветственными словами к дошкольникам.
На данный момент разработана пошаговая технологии внедрения методических инструментов как в очном, так и в дистанционном форматах (Приложение 3,4).
В 2021-2022 году стартовало новое направление Фестиваль проектов «STEMлики». Если переводить дословно, то получаем:

STEM

Science -  Наука

Technology - Технология

Engineering - Инженерное дело

Math - Математика

 STEM - объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление.

Данное направление позволило расширить возрастной ценз участников проекта. В фестивале проектов могут принимать участие воспитанники, начиная с 4-х летнего возраста.

Положением определены направления, сроки, виды конечного продукта, критерии оценивания в рамках которых выполняются работы участниками Фестиваля проектов:

Направления:

- «Юные инженеры»;

- «Юный архитектор»;

- «Мой ЛЕГО-мир»;

- «РОБОТотехника»;

- «Юный биолог (физик, химик)»;

- «Мой любимый город»;

- «Путевые заметки»;

- «Моя родословная»;

- «Игрушки своими руками»;

- «Космическая одиссея»;

- «ЭКОмир» и  др.

Виды конечного продукта, выполненного в рамках Проекта воспитанниками ДОО:

- макет;

- модель;

- выставка;

- газета, журнал;

- карта;

- игра;

- коллекция;

- костюм;

- путеводитель;

- экскурсия;

- чертеж;

- гербарий;

- книжка-раскладушка;

- поделка;

- альбом и др.

Критерии оценивания выполнения конкурсных заданий Фестиваля

  • Полнота раскрытия тем Фестиваля;
  • Оригинальность художественных и технических идей и решений;
  • Техническая сложность исполнения макета/модели (использование разных видов конструкторов и материалов, движущихся механизмов, различных способов соединения и др.);
  • уровень        вклада        воспитанников        в        создание        проекта, макета/модели;
  • возможность        использования        макета/модели        в        разных        видах образовательной деятельности;
  • грамотность и логичность изложения;
  • ораторское мастерство.

На сегодняшний день сформирована сеть дошкольных учреждений Петроградского района, участвующих в реализации проекта «Мудрый совеночек. Развитие и сопровождение одарённых детей в условиях дошкольного воспитания»: 29 команд из ДОО Петроградского района участвуют в играх «Что? Где? Когда?», 15 дошкольных учреждений и более 70 воспитанников пробуют себя в олимпиадном движении для дошкольников, 21 учреждение подали заявки на участие в фестивале проектов.

  Данная сеть не ограничена перечнем и предполагает расширение.

  Проект «Творческая среда и интеллектуально одарённые дети» помогает детям и взрослым почувствовать себя активными участниками общественной и образовательной жизни Петроградского района.

Ожидаемые результаты проекта для разных целевых групп:  

для учащихся:

  1. развитие мотивационно-познавательной сферы детей
  2. развитие и коррекция коммуникативных умений взаимодействия в социуме
  3. развитие "чувства успеха"
  4. Повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  5. Подготовка детей к успешному обучению в школе.

для педагогов:

  1. овладение новыми технологиями, приёмами работы с интеллектуально-одарёнными учащимися
  2. увеличение числа педагогов, прошедших повышение квалификации, профессиональное развитие педагогов;
  3. коммуникативное взаимодействие, обмен опытом с педагогами района
  4. самореализация в условиях творческой интеллектуальной образовательной среды

для родителей:

  1. психолого-педагогическая поддержка при воспитании интеллектуально-одарённых детей;
  2. коммуникативное взаимодействие между родителями, воспитывающими интеллектуально одарённых детей.

Библиография:

1.Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")

2.Приказ Министерства образования и науки Российской федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

4.Конституция РФ

5.Конвенция о правах ребенка

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013  № 1155)

7. Статья 28 Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение Программы развития образовательной организации.

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Основано на принципе преемственности: Дети-детям:

  • Единое образовательное пространство ОУ и ДОУ.
  • Преемственность уровней образования.
  • Ранняя подготовка к успешности в олимпиадном движении: возрастосообразный подход
  • Поддержка талантливых воспитанников.
  • Реализация модели наставничества.

Приложение 3

Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?»Схема взаимодейсткия ЧГК.PNG

Схема взаимодействия при проведении игр.

Приложение 4

Приложение 5

Результативность инновационной работы для обучающихся:

мониторингу среди ДОУ, получены следующие        отзывы        об        участии в проекте (педагоги, воспитанники, родители):

родители отмечают повышение мотивации детей к познанию

расширяют профессиональную компетенцию педагогов

Выводы:

Педагоги находят новые формы работы с детьми

Дети отдают предпочтение игре «Что? Где? Когда?»

Педагоги считают, что участие в проекте расширяет кругозор воспитанников

Библиография:

1.Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")

2.Приказ Министерства образования и науки Российской федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

4.Конституция РФ

5.Конвенция о правах ребенка

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013  № 1155)

7. Статья 28 Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение Программы развития образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста

Раскрываются условия  для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей....

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей.

В рабочей программе описаны особенности одарённых детей, календарно-тематическое планирование занятий, планируемые результаты работы, анкета"Определение склонностей ребёнка"...

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в системе "РАЛЮСО"

Интеллекутальное развитие человека особо важно в условиях современной ситуации перехода общества в информационную стадию развития. В намечающихся контурах информационного общества, образованность и ин...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

«Использование игровой технологии «Головоломки» в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

опыт  работы по теме: использование игровой технологии «Головоломки» в развитии интеллектуальный способностей детей дошкольного возраста....