Психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Шукайло Ольга Анатольевна

В рабочей программе описаны особенности одарённых детей, календарно-тематическое планирование занятий, планируемые результаты работы, анкета"Определение склонностей ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая прграмма56.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                                            Администрации городского округа «Город Калининград»                   муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 102

                                                                                        Утверждаю:

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №102

______________ С.И. Габитова

«____»________________2018 г.

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей       старшего дошкольного возраста

             

                                                                                                                                      Составитель:

Педагог-психолог

Шукайло О.А.

Рассмотрена и принята  на педагогическом совете  

№ ___ от «____»  _____________ 2018 г.

                                                         г. Калининград

                                           Содержание

1.Целевой раздел

     1.1Пояснительная  записка…………………………………………....3

     1.2 Особенности одарённых детей …………………………………...4

       1.3 Планируемые результаты освоения программы………………..4

2.Содержательный раздел

       2.1 Направления работы……………………………………………...5

       2.2Календарно-тематическое планирование занятий…………..…..9

   

3.Организационный раздел

       3.1 Условия реализации программы………………………………..11

       3.2Методическое обеспечение………………………………… …...12

       3.3 Перечень литературных источников…………………………... 15

Приложения

Приложение 1 Анкета «Определение склонностей ребенка» Савенков А.И.

Приложения 2 Конспекты занятий

   

                                          1.Целевой раздел

                                   1.1Пояснительная  записка 

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Сегодня в обществе отмечается  новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими  способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Одаренность интеллектуальная - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется еще несколькими обстоятельствами:

  • В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
  • Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра.

     В основу рабочей программы по психологическому сопровождению интеллектуально способных и одарённых детей положены принципы:

1. Системный подход -основанный на понимании ребёнка как целостной системы;

2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;

3. Принцип личностно- ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);

4. Принцип ведущей деятельности;

Цель: психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей в ДОУ.

Задачи:

  1. Выявление у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной одарённости;
  2. Психологическое сопровождение, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей старшего возраста;
  3. Повышение  психологической компетенции участников педагогического процесса (педагоги и родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.

Адресат программы: данная программа предусмотрена для работы с интеллектуально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), а также для работы с педагогами и родителями.

Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса:

- Индивидуальная

- Подгрупповая

- Групповая

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю, занятия ориентированы на сохранность актуального уровня развития интеллектуальной сферы детей. В частности:

- развитие эмоциональной и коммуникативной сферы;

- развитие личностной сферы и волевой сферы.

-развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления).

                                       Особенности одарённых детей

Одаренные дети - это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Одарённые дети как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Планируемые  результаты:

  • Дети  с хорошо развитой интеллектуальной и коммуникативной сферой, сформированной адекватной самооценкой и уверенностью в себе.
  •  С развитой эмоционально-волевой сферой и сформированной позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
  • Формирование внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу для успешной социализации и самореализации одаренных детей.

2.Содержательный раздел

                                                 2.1 Направления работы

В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:

1. Психодиагностика

2. Коррекционно - развивающие работа

3. Психопрофилактика и психологическое просвещение (информирование педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития интеллектуально одарённых детей).

Психодиагностика

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

        Для этого используется наблюдение и анкетирование. Анкета на определение склонностей ребенка, Савенков А.И.

2-й этап: отбор детей в группу интеллектуально одарённых.

        Интеллектуальное  развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в  начале  XXI века - века информационных технологий, т.к.  учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

        При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей  (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

        Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного  определения уровня развития  интеллекта у детей используем следующие методики:

  • Экспресс диагностика психически - познавательных процессов (Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко)
  • Методика «Дерево желаний» В.С. Юркевич
  • Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф

        На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии интеллектуальной одарённости детей.

 

3-й этап: мониторинг одарённости.

        Для того чтобы отследить динамику развития одарённости проводится психолого-педагогическая диагностика (в начале года), и итоговая диагностика (в

конце года).

Коррекционно-развивающая работа

     Многие исследователи, изучающие проблемы одарённых детей (Т.А. Репина, Т.В. Сенько), отмечают, что в сфере общения со сверстниками у таких детей возникают определённого рода проблемы. Они объясняют это диспропорцией в умственном и социальном развитии одарённых детей.

Высокий уровень самосознания одарённых детей сопровождается ранним пониманием своего отличия от других. Это может восприниматься негативно, приводить к самоизоляции или чувству отверженности, в результате страдает уверенность в себе и тормозится эмоциональное и личностное развитие. С другой стороны, восприятие ребёнком и окружающими одарённости как заслуги может формировать у него высокомерие и чувство превосходства над другими, что также ведёт к личностным и межличностным нарушениям.

     Необычная глубина интенсивность эмоций одарённых детей, их незащищённость и чувствительность к несоответствию между идеями и реальностью требуют уделять особое внимание обсуждению этических вопросов, сопоставлению и осмыслению своего и чужого эмоционального опыта.

Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию эмоциональной и социальной сфер у одарённого дошкольника.

Решением этой задачи, на наш взгляд, является реализация программы групповых занятий коррекционно -развивающей направленности. В разделах рабочей программы были использованы интеллектуально-развивающие занятия «Лаборатория профессора Ума», занятия взяты с электронного носителя «Психологическая работа в ДОУ» издательство «Учитель» и психологические упражнения, взятые с комплексной программы «Цветик - Семицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой.

Этапы занятий:

1. Организационный этап

• создание эмоционального настроя в группе;

• упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Основной этап

• задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;

• отработка полученных навыков на практике.

3. Заключительный этап

• обобщение полученных знаний;

• подведение итогов занятия

 Пример интеллектуально-развивающего занятия Приложение 2

Психопрофилактика и психопросвещение

 

1.    Работа с педагогами:

   Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

  • теоретические знания по вопросу одарённости;
  • наличие практического опыта;
  • позитивная Я-концепция;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
  • эмоциональная стабильность;
  • чуткость;
  • креативность.

Формы работы с педагогами:

  • консультация
  • беседы
  • памятки с рекомендациями
  • стендовая информация

         

2. Работа с родителями:   

        Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А.М. Матюшкин, Ю.С. Багимов и другие). Однако, даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка.

        Помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.

Формы работы с родителями одарённых детей:

  • беседы
  • индивидуальные консультации
  • памятки
  • стендовая информация

Примерное годовое планирование работы с одарёнными детьми

Месяц

Мероприятие

Форма работы

Сентябрь

Знакомство с детьми и их родителями (законными представителями)

Наблюдение, беседы

Октябрь –ноябрь

Составление соглашений с родителями (законными представителями) на проведение диагностического и коррекционного сопровождение интеллектуально одарённых детей

Беседа, заключение соглашений

Психодиагностическая работа с участниками образовательного процесса по выявлению у детей признаков одарённости

Анкетирование, диагностика, наблюдение

Представление педагогической информации родителям, общественности

Консультации, беседы

Декабрь – апрель

Проведение занятий с использованием различных технологий

Коррекционно-развивающие упражнения и игры

Проведение профилактических и просветительских работ

Практикумы, консультации

Консультации для педагогов и родителей

Консультации, рекомендации

Май

Итоговая диагностика (мониторинг)

Диагностика, наблюдение

Систематизация материалов по итогам реализации проекта.

Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных

Обобщение и распространение опыта.

Статьи, презентации, выступления, буклет, сборник

Тематическое планирование занятий с детьми, имеющими высокий уровень развития познавательных процессов

Тема

Цель

Кол-во часов

1

Знакомство

Создать  благоприятный психологический климат в группе, познакомить с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них; сформировать у детей интерес и положительное отношение к занятиям в группе.

1

2

Добро пожаловать.

Развитие концентрации внимания, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики рук, усидчивости.

1

3

Попробуй, разберись!

Развитие концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

1

4

Наш первый эксперимент

Развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу; формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

1

5

Продолжаем эксперимент

Развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания, мелкой моторики рук

1

6

Перепутанные буквы

Развитие  наглядно-образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания, мелкой моторики рук.

1

7

Ассоциации

Развитие  мышления, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.

1

8

Что спрятано?

Развитие  концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам, выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки.

1

9

 День в Лаборатории работы с клетками

Развитие  умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки.

1

10

Заколдованные слова

Развитие  психически познавательной сферы,  невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.

1

11

Что на что похоже?

Развивать  образное мышление, воображение, внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.

1

12

Психологические игры

Развитие сплочённости, развитие эмоциональной сферы детей, развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики, развитие произвольности психических процессов.

1

13

Учимся думать

Развитие  , коммуникативных навыков, эмпатии,  развитие словесно-логического мышления, внимания, мелкой моторики руки.

1

14

Царство геометрических фигур

Развитие  мыслительных процессов, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

1

15

Умники и умницы

Развитие наглядно-образного, логического мышления, развития речи, памяти и внимания.

1

16

В гостях у сказки

Развитие  мыслительной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки.

1

17

Волшебный лес

Развитие логических мыслительных процессов, внимания, мелкой моторики руки, графические навыки

1

18

В Лаборатории Ума

Развитие мыслительных процессов, памяти, графических навыков, коммуникативных навыков, моторики рук, эмпатии

1

19

Заключительное занятие        

Развитие  творческих способностей,  мелкой моторики руки, коммуникативных навыков.

1

19 часов

                                             3.Организационный раздел

                                      3.1 Условия реализации программы

 Условия для успешной реализации данной программы:

-личностно -ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

В процессе работы с Программой  педагог должен ориентироваться на свойства и качества личности ребёнка. К концу дошкольного возраста психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно оказывать ребёнку, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации;

- активное участие родителей в воспитательном процессе.        

Проведение консультаций для родителей с целью обсуждения индивидуальных особенностей детей и способах взаимодействия в проблемных ситуациях. Например, обучение технике «Я- сообщение», «Специальное время» и пр.

    Методы освоения содержания данной программы:

        Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ.  

       Словесные: беседа с детьми, тестирование, опрос родителей.

Практические: психогимнастика, игры с песком, водой, сенсорный уголок, палочки Кьюзера, блоки Дьенеша, коврограф «Ларчик», проигрывание ситуаций, рекомендации.

Длительность программы.

     Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю. Продолжительность занятий детей старшего дошкольного возраста 25-30 минут.

Занятия ориентированы на развитие и поддержку эмоционально – волевой сферы и коммуникативных умений; развитие и сохранность интеллектуальной сферы; развитие мыслительных умений (наглядно - действенного, наглядно - образного, словесно-логического, творческого и критического мышления), психически-познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения).

Оснащение занятий:

  • магнитная доска доска, мел, губка,
  • цветные карандаши или фломастеры,
  • белые листы бумаги формата А4,
  • клей, ножницы,
  • мяч,
  • колокольчик.
  • ксерокопии бланков заданий,
  • тетрадь в клеточку

                                           3.2  Методическое обеспечение

Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Созданная пространственно-предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.

Зона для проведения коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

  • магнитная доска;
  • столы детские;
  • стулья детские;
  • песочница с подсветкой.

Консультативная зона включает в себя:

  • Рабочий стол педагога – психолога;
  • Шкаф для хранения документов;
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
  • Набор диагностических методик;
  • Ноутбук
  • Музыкальный центр

В кабинете педагога-психолога также имеются:

  • Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
  • Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
  • Шкаф  для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.

 

       

               Дидактический, наглядный материал

Количество

1

Готов ли  ребёнок к школе?(внимание).

1

2

Готов ли ребёнок к школе?(мышление)

1

3

Эталоны формы фонарики Воскобович.

1

5

Геоконт Малыш. Воскобович.

1

6

Кораблик Плюх-Плюх. Воскобович.

1

7

Игровой набор фрукты и овощи в корзине.

1

8

Пирамидка деревянная. Логический круг

1

9

Дроби

3

10

Счетики деревянные «Радуга»

1

11

 Грибочки 15

1

12

Игрушка развив деревянная «Одеваем 3-х медвежат»

1

13

Пирамидка дерев. Геоконт

1

14

Калейдоскоп

1

15

Игрушка деревянная. Занимательная коробка

1

16

Вкладыши деревянные «Дроби квадрат», «Геометрия круг», «Геометрия».

1

17

Вкладыши художестыенные. «Фрукты».

1

18

Вкладыши художестыенные. «Овощи».

1

19

Лото «Магазин»

1

20

Лото «Растения-животные»

1

21

Лото «Буквы-цифры»

1          

22

Лото «Профессии»

2

23

Лото «Мир животных»

1

24

Лото деревянное «Предметы» 48дет.

2

25

Лото деревянное «Животный мир» 48 дет.

1

26

Лото-игра  малышам «Времена года»

1

27

Лото-ассоциации

28

Лото деревянное «Растительный мир» 48 дет.

29

Конструктор деревянный 48 дет.

2

30

Напольная мозаика 24дет.пластик

1

31

Логическое лото дерев.(обобщ.картини)

2          

32

Вкладыши узкие «Собачки»

1

33

Вкладыши «Детские игрушки»

1

34

Вкладыши деревянные «Лес»

2

35

Вкладыши геом.фигурами-домики животны

2

36

Набор геом.фигур «Сложи квадрат»

1

37

Вкладыши геом. Воскобовича

 1

38

Коврограф «Ларчик»

 1

39

Чудо-соты

 1

40

Игрушка деревянная «Арифметический счет»

 1

41

Мини-игры  пазлы «Чья тень?», «Урожай», «Цвет», «Карандашики», «Цифры», «Цвета»

 6

42

Пазлы для малышей в рамке

7

43

Пазлы для малышей 6 любимых игрушек

1

44

Лото в коробке «Времена года»

1

45

Набор «Учись считать»

12

46

Касса цифр и счетных материалов «Учись считать» (пластик)

 2

47

Веер – касса цифр, букв

3

48

Логический теремок с прорезями

2

49

Пирамида пласт. улитка

1

50

Азбука на магнитах игра

1

51

Касса букв на магнитах

1

52

Касса цифр на магнитах

1

53

Я знаю формы и цвета (кубики)

1

54

Весёлый зоопарк (пазлы)

1

55

Домашний уголок (игра в коробке)

1

56

 Подбери пару ( пазлы в коробке)

1

57

Предметы и вещи(демонст. карты в коробке

1

58

Большие и маленькие(игра-лото)

1

59

Во саду ли в огороде(разв. игра в коробк

 1

60

Большой-средний(игра-лото в коробке)

 1

61

 Мама,папа,я (игра в коробке)

 1

62

Времена года (в коробке)

 1

63

Часть и целое (в коробке)

 1

64

Формы и цвета (карточки и пластик.фигур

 1

65

Пальчиковый театр (Лубяная избушка,Три поросёнка)

 2

66

Тематические плакаты

 8

67

Демонстрационный материал «Игралочка» для детей 4-5 лет.

 1

68

Раздаточный материал ч.1,ч.2,ч.3

 3

69

«Кто кричит, что звучит?»игра-лото в папке

 1

70

Математическое лото (в папке)

 1

71

Развиваем речь (задания в папке)

 1

72

Овощное лото (в папке)

 1      

73

Готов ли ты к школе ( мышлениязадания в папке)

 1

74

Готов ли ты к школе (развитие речи)

 1

75

Цвет форма размер (в папке)

 1

76

Найди четвёртый лишний

 1

77

Скоро в школу

 1

78

Театр настроения ( в папке)

 1

79

Обучающие пазлы (в папке)

 1

80

Путешествие в мир эмоций (в папке)

 1

81

Рукавички (игра в папке)

 1

82

Азбука общения (игра-карточки)

 1

83

Игровой набор «Доктор»(в сумке)

 1

84

Пирамидка (пластиковая)

 1

85

Карточки –тренажёр «Буквы-прописи»

 1

86

Математические корзинки -10 игра Воскобович

 1

87

Чудо-крестики-3

 1

88

Трафарет Чудо-крестики-2

 1

89

Чудо-цветик

 1

90

Прозрачная цифра Воскобович

 2

91

Черепашки. Пирамидка

 1

92

Конструктор букв-1

 1

93

Волшебная восьмёрка

 1

                                      3.3 Перечень литературных источников

1. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми Л.А. Дементьева. –  Курган: РАГС, 2009. – 82 с.

2. Куражёва Н.Ю., Вараева Р.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.: «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет, - СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.-218с.

3. Куражёва Н.Ю., Вараева Р.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.: «Цветик – семицветик». Программа психолого - педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». – СПб. Речь, 2014.-208с.

4. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М.: Просвещение, 2004. – 214 с.

5. Пасечник, Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика/ Л.В. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 4. - С.61-73.

6. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И.Савенков //  Педагогика. - 2000.- №10. - С. 87-94.

7. Савенков, А.И. Психология детской одаренности /А.И. Савенков. - М.:  Учебник XXI века, 2010. – 448 с.

8. Электронное пособие «В помощь психологу ДОУ». Психологическая работа в ДОУ. Издательство «Учитель», 2011 г.

Приложения

Приложение 1

Анкета «Определение склонностей ребенка» Савенков А.И.

Проводиться в 2 этапа: с педагогами и с родителями

Инструкция для проведения. Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе

не свойственно ребенку, ставьте знак – (–),

если соответствует, но выражено не ярко – (+),

если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++).

Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

1.        Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

2.        Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

3.        Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

4.        Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

5.        Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.

6.        Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

7.        Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.

8.        Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

9.        Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

10.        Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

11.        Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.

12.        Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

13.        Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.

14.        Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

15.        Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

16.        Часто руководит играми и занятиями других детей.

17.        Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

18.        Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

19.        Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

20.        Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.

21.        Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

22.        Легко общается с детьми и взрослыми.

23.        В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

24.        Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

25.        Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

26.        Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

27.        Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

28.        Инициативен в общении со сверстниками.

29.        Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

30.        Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)

31.        Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

32.        Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

33.        Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

34.        Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

35.        Легко входит в роль какого-либо персонажа.

36.        Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

Дата __________ Фамилия, имя ребенка________________________________

Ф.И.О воспитателя, родителя_________________________________________

1        2        3        4        5        6

7        8        9        10        11        12

13        14        15        16        17        18

19        20        21        22        23        24

25        26        27        28        29        30

31        32        33        34        35        36

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

1.        интеллектуальная;

2.        академических достижений;

3.        творческого, продуктивного мышления;

4.        общения и лидерства;

5.        художественная;

6.        двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению

В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....

Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста

Раскрываются условия  для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей....

ПРОГРАММА психологического сопровождения вновь поступающих детей в детский сад в адаптационный период «Первый раз в детский сад»

Данная программа составленна с учетом основного запроса ГБДОУ детский сад №1, расчитана на 3 ясельные группы (1группа с 1,6 до 2 лет, 2 группы с 2 до 3 лет). Программа выстроенна с учетом возрастных о...

Психологическое сопровождение родителей агрессивных детей.

Большую роль в решении проблем социальной адаптации агрессивных детей могут сыграть педагоги - психологи, усилия которых должны быть направлены на оказание психологической помощи семье, начиная ...

Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...

Психологическое сопровождение интеллектуально способных и одарённых детей

Рабочая программа по психологическому интеллектуально способных и одаренных детей....

Технологии управления системой сопровождения интеллектуально одарённых детей дошкольного возраста

Пояснительная записка…Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижения...