Художественно-эстетическое развитие ребенка.
статья

Зюзина Екатерина Владимировна

В последние годы достаточно много уделяется внимания для развития и формирования детей, как всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Государством в целом поддерживается всестороннее развитие личности ребенка, а также детским садам отведена немаловажная роль в осуществлении всестороннего развития детей дошкольного возраста. Помимо физического, умственного и нравственного развития ребенка, значительное место в работе детского сада занимает и художественно-эстетическое развитие. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, посвященным художественно-эстетическому развитию, это занятия по лепке, музыкальные занятия, прослушивание художественной литературы, театрализованные спектакли, а также занятия, в которых дети сами принимают активное участие (поют, ставят театральные сценки, водят хороводы). Педагоги дошкольных учреждений, нередко с участием родителей, принимают участие в оформлении помещения садика, а также участка.

Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (театра, литературных произведений, музыкальных композиций). Самое главное, чтобы работа воспитателей базировалась на действующей в дошкольном учреждении программе с учетом современного уровня развития искусства, а также с учетом возраста и подготовки воспитанников с постепенным  и последовательным усложнением требований.

Поскольку с каждым годом все больше уделяется внимания в развитии эстетического и эмоционального восприятия искусства, то использование в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для его личностного развития, активизирует творческий, мыслительный процессы, углубляет эмоции, развивает чувства и интеллект.Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое развитие – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления приобщиться к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» (К.Д. Ушинский, 1974, 117).

Эстетическое развитие осуществляется в различных видах творческой деятельности: трудовой, конструктивной, изобразительной, литературной, музыкальной и др. Эстетическое  развитие ребенка происходит в процессе эстетического воспитания. Благодаря эстетическому развитию происходит обогащение чувственного опыта, эмоциональной стороны личности, развиваются творческие способности ребенка.

В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус – способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус ребенка проявляется в эстетических оценках и зависит от развитости ума, чувств, зависит от общей культуры личности.

Эстетические чувства начинают проявляться с раннего детства. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте у ребенка развивается познавательный интерес  и любознательность и задачи педагога и родителей состоят в том, чтобы всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.

В течение всего дошкольного периода у ребенка происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимает его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать в дальнейшем от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, усваивает знания о материалах, используемых для изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого, поэтому поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку играет большую роль в формировании у ребенка отношения к миру и искусству в целом. Так же, пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на предмет, музыку, картину особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, воспитатель может научить детей воспринимать  картину или предмет, как предмет искусства.

Эстетическая оценка – это ценностное отношение человека к определенным явлениям и образам, сопоставление его с эстетически нормативными идеалами. Это умение судить об эстетических достоинствах и недостатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал – это социально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве.

Цели художественно-эстетического развития: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, физической и духовной культуры.

Существуют следующие задачи эстетического развития дошкольников:

развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;

формирование элементарного эстетического сознания;

формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;

развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Задачи художественно-эстетического развития находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического развития дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве.  Процесс эстетического развития осуществляется с помощью определенных  средств: природа, эстетика быта, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура,  театр).

Каждой группе задач эстетического развития соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству,  развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач является: показ, наблюдение, объяснение,  анализ, пример взрослого.

Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического развития дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Делая вывод, мы понимаем, что для всестороннего развития ребенка, большую роль играет его художественно-эстетическое развитие. С раннего возраста взрослый может привить ребенку художественно-эстетический вкус с поддержанием его дальнейшего развития. Родители и воспитатель на протяжении всего дошкольного периода должны поддерживать вокруг ребенка атмосферу, которая будет способствовать развитию эстетических чувств, художественного вкуса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занятия оздоровительной аэробикой – как средство развития творческих, физических, коммуникативных и художественно-эстетических качеств личности ребенка дошкольного возраста».

В современных условиях развития общества, проблема здоровья детей, как и всегда, остается актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здор...

Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка

Данный ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка. Нетрадиционные музыкальные инструменты....

Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка

ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...