Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
консультация

Сахипгараева Гульсина Сайфельбарисовна

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.  

 Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира.

Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали     видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестетиских ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии.

(Слайд 2) Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»  

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.  

 Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира.

Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали     видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинестетиских ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии.

(Слайд 2) Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

  На своих занятиях  я наблюдаю,  как  с  помощью конструирования можно развивать несколько направлений:  

  Эстетическое воспитание, например при ознакомлении детей с постройками и сооружениями,  а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус,  продумано используя цветовую гамму при постройках.  

   Ситуации, возникающие в процеcсе создания построек и обыгрывание их, способствуют cоциально - коммуникативному развитию детей. В процеccе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.

А что может быть лучше, чем самостоятельно проиграть игру c результатом своей деятельности.

Конструирование  так же  формирует элементарные математические представление. Ребенок воспринимает обучение как игру, у него появляется интерес, при этом легче усваивает материал.

  Наблюдая за детьми в  конструктивной деятельности  реализуются ряд воспитательных  задач:  воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение действовать сообща, договариваться с детьми.

          (Слайд 3) Виды конструирования

  Художественное - дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Техническое-  дети в основном отображают реальные объекты.

(Слайд 4,5) Конструирование техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей);

 Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, — до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего возраста.
(Слайд 6) Конструирование художественное (конструирование из бумаги и конструирование из природного материала);

 В современном мире человек выступает потребителем: каждый день он приносит в дом продукты, красиво и разнообразно упакованные. Ребёнок растёт таким же потребителем, пока взрослый не покажет ему новую роль - роль Творца, создающего из привычных предметов «на выброс» (стаканчик из-под йогурта, засохший фломастер, пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза) что-то оригинальное (цветок в горшочке). Совместный процесс работы с бросовым материалом объединяет ребёнка и родителей, ребёнка и других детей, оптимизирует общение между ними. Творческий ребёнок всегда популярен у сверстников, он как катализатор идей создаёт интересные игры. По мере накопления опыта работы с различным материалом, знакомством с их свойствами, ребёнок приобретает творческую самостоятельность: «Я могу сам сделать ракету». Происходит развитие личностных качеств (целеустремлённость, умение доводить дело до конца, аккуратность), формируется положительная самооценка (поставленная цель реализована), развивается мелкая моторика рук, художественный вкус, образное мышление. Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставлять его без пищи» К. Паустовский.

(Слайд 7) Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал — я широко применяю не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребёнок радуется тому, что созданная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плавает, самолётик, змей взлетают ввысь и т. д.
(Слайд 8)  Компьютерное конструирование.

Относительно новый вид конструирования в практике дошкольных учреждений. Его применяют

 для свободного и творческого создания замыслов и их воплощения, дети должны иметь достаточно развитые гибкие и подвижные пространственные представления. Мысленное оперирование образами — важная составляющая воображения и творческого конструирования.  

 

  (Слайд 9) Плоскостное конструирование (счетные палочки, танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы).

Плоскостное моделирование - это обучение детей построению различных изображений на плоскости из геометрических фигур.

Такая деятельность позволяет развивать у детей математическое мышление, комбинаторику, развивает фантазию и творчество, подводит детей к построению схем, планов и чертежей.

(Слайд 10) Способы конструирования из строительного материала

 Накладывание, приставление, прикладывание, установка близко друг к другу, установка на определенном расстоянии, замена детали, умение комбинировать, надстраивать в высоту, длину, ширину.

(Слайд 11) Основные приемы обучения конструированию

  1. Конструирование по образцу (Ф. Фребель)
  2. Конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурни)
  3. Конструирование по условиям (Н.Н. Подъяков)
  4. Конструирование по простейшим чертежам  и наглядным схемам (С. Леона Лоренсо, В.В. Холмовская)
  5. Конструирование по замыслу
  6. Конструирование по теме
  7. Каркасное конструирование (Н.Н. Подъяков)

В соей работе, как и многие другие коллеги  использую разнообразные приемы:

(Слайд 12) Конструирование по образцу

  Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.

 В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Рис. 1. Конструирование по образцу:

 а — полное репродуцирование образа,

 б — построение объекта по рисунку,

 и — воспроизведение образа с заменой отдельных деталей

http://litterus.ru/images/e10.png

(Слайд 13) Конструирование по нерасчлененной модели

 Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала (рис. 2). Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Рис. 2. Конструирование по модели

http://litterus.ru/images/e11.png

(Слайд 14,15)  Конструирование по условиям и конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

     Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

(Слайд 16,17)  Конструирование по замыслу и конструирование по теме

  Предлагая  детям   общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.  Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

 Формы организации конструирования

  Основные используемые формы организации конструирования с детьми дошкольного возраста:

  • Занятия;
  • Работа вне занятий (самостоятельная конструктивная деятельность детей);
  • Индивидуальная работа с детьми и их родителями;
  • Кружковая работа.

Данные приемы можно применять в различных сочетаниях, использование которых обуславливается:

  • во-первых, задачами обучения;
  • во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями. 

(Слайд 18-32) Хотелось вспомнить и о нетрадиционных материалах, которые должны быть у нас в природном уголке (одноразовая посуда, фольга, спилы деревьев, лоскутки тканей, пуговицы, скорлупа) и т.д. Конструкции из которых можно использовать на занятиях, как раздаточный материал.

 В заключение хотелось отметить, что конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.  

 На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

   

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»Цель: повышение теоретического и прaктичeского уровня ...

Выступление на педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"

Выступление на  педагогическом совете "Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию"...