Образовательный проект "Сезонный кочевой детский сад-школа"
проект

Возелова Наталья Терентьевна

Образовательный проект "Сезонный кочевой детский сад-школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор проекта:

Учитель начальных классов

МБОУ «Шурышкарская СОШ «Образовательный Центр»

Шурышкарского района ЯНАО

Возелова Наталья Терентьевна

Образовательный проект

«Сезонный кочевой детский сад - школа»

«Организация работы сезонного кочевого детского сада-школы, как новая модель мобильного образовательного учреждения МБОУ «Шурышкарская средняя общеобразовательная школа «Образовательный Центр», которая адаптирует систему дошкольного и школьного образования в условиях кочевья с использованием инновационных образовательных технологий».

Одним из ключевых требований модернизации системы общего образования является требование обеспечения образовательными организациями государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования для всех слоев населения, независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

В Ямало-Ненецком автономном округе ведется активная работа по созданию образовательной среды, обеспечивающей равные возможности всем категориям населения, в первую очередь, детям из числа коренных малочисленных народов Севера. Одним из приоритетных направлений является организация кочевого образования детей тундрового населения в местах их традиционного проживания в неразрывной связи  родителей с детьми, обеспечивающей возможность этнического выживания, сохранения самобытной культуры северных народов, их языка, обычаев, обрядов, ремесел.  

Для качественной организации современной образовательной среды в условиях кочевья необходимо использование инновационных информационных технологий, интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, возможность удаленного доступа к учебной и справочной литературе непосредственно в местах традиционного проживания тундрового населения, их кочевья и ведения традиционной хозяйственной деятельности.

Актуальность проекта

Жизнь и деятельность кочевых коренных малочисленных народов Севера непосредственно связаны с природой. Они создавали веками традиционную культуру бережного природопользования, уникальные отрасли хозяйствования. Необходимость сохранения культуры, традиции и обычаев малочисленных народов Севера, а так же обеспечение конституционных прав на образование детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни,  послужили для разработки данного образовательного проекта.

Вблизи поселения Шурышкарское располагаются 2 оленбригады №3 и №4. В оленбригаде №3 проживают семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста от 2-х до 6-ти лет – 6 детей и один ребёнок – учащийся начальной школы. В оленбригаде №4 проживают семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста от 2-х до 6-ти лет – 2 ребёнка и один ребёнок – учащийся начальной школы. Расстояние от поселения Шурышкарское до оленбригад  примерно 50 километров. В летнее время оленеводческие бригады располагаются за Уральскими горами, вблизи железнодорожных станций «Хорота» и «Елецкая».

Своевременность и актуальность проекта выбранной темы, подтверждает ее дальнейшую необходимую разработку, в создании организационно педагогических условий для формирования познавательных процессов, основных ключевых компетенций в дошкольном детстве у тундровиков к успешной адаптации к школе, социализации и к получению в полном объеме начального общего образования. Кочевая школа признана наиболее приемлемой формой школьного обучения в условиях Севера под влиянием глубоких социально- экономических и общественно – политических преобразований. В ходе разработки проекта были изучены различные документы и материалы, посвященные проблемам образования на Крайнем Севере. Ближе к предмету нашего исследования стоят работы ученых-педагогов по Республике Саха (Якутия) В.Ф. Афанасьева, Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, Б.Н. Попова, Ф.С. Донского, У.А. Винокуровой,  А. Е. Афанасьева, П.П. Борисова, Н.Е. Егорова, Е. П. Жиркова, З.С. Жирковой, А.Д. Семеновой, Г.С. Поповой, А.А. Потаповой и другие. В частности, особенно созвучны исследования А.Е. Афанасьева по осуществлению профильной дифференциации в школах Крайнего Севера, Г.С. Поповой по традиционному семейно-бытовому воспитанию якутских детей, З.С. Жирковой по совершенствованию деятельности школ малочисленных народов Севера. Речь идет об обеспечении рациональных социально-педагогических условий деятельности школ коренных народов Севера с учетом национально-региональных особенностей.

 Проект  ориентирован на получение дошкольного и начального общего образования в период с декабря по апрель, июль в условиях кочевья и направлен на укрепление связи поколений, воспитание детей, в совершенстве владеющих родным языком, знающих традиции и культуру своего народа, способных продолжить профессию своих родителей. Одной из примечательных особенностей кочевой школы было её проникновение в самые отдаленные, труднодоступные места: в тундре, в глухой тайге, в горах.

В частности, идет сохранение кочевого и полукочевого образа жизни. Требования к условиям реализации дошкольного и начального общего образования   должны включать кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решить задачу сохранения и укрепления здоровья дошкольников-тундровиков.

Новизна инновационного образовательного проекта:

Приобретение социально–адаптированного образования через создание этнообразного пространства для дошкольников КМНС через определение нового содержания, методов и форм подготовки дошкольников-тундровиков к школе в условиях кочевого образа жизни без «отрыва» от семьи и исконных занятий народа является инновационностью проекта.

- создание сезонного кочевого детского  сада –школы с декабря по апрель, июль в оленбригадах № 3, № 4 дает возможность получения детьми дошкольного   и начального общего образования, родители которых ведут кочевой  образ жизни;

 - содержание образования кочевой формы обучения на базе «Образовательного центра» направлено на сохранение этнокультурных традиций, формирование основ ведения традиционных видов хозяйствования;

- создание длительных поддерживающих отношений между участниками процесса;

- организация учебно – воспитательного процесса в условиях кочевья.

«Сезонный кочевой детский сад – школа» как структурное подразделение образовательного центра предполагает организовывать выезд ежегодно с декабря по апрель (для занятий с детьми дошкольного возраста),  и июль (выполнение учебного плана с учащимися начальных классов) в оленеводческие бригады, обеспечив обучающихся образовательным процессом. Периодичность выезда воспитателя в каждую оленбригаду составит примерно 4-5 раз в месяц, в зависимости от погодных условий и дорог. Выезд и проживание учителя начальных классов на летнем стойбище в июле месяце, примерно составит 1,5-2 недели в каждое стойбище.

Цель проекта:

- Обеспечение равного доступа к получению бесплатного, качественного дошкольного, начального общего образования детей, через создание сезонных кочевых дошкольных групп и групп начального образования кратковременного пребывания, в местах кочевий; соучастие родителей в организации обучения и воспитания детей.

Для достижения целей данного образовательного проекта «Сезонный кочевой детский сад - школа кратковременного пребывания» были поставлены следующие задачи:

- открытие кочевого структурного подразделения на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шурышкарская СОШ «Образовательный Центр»;

-      разработка нормативно-правовой базы;

-      разработка программ дополнительного образования дошкольников;

- корректировка основной общеобразовательной программы образовательного центра с учетом ведения кочевого образования;

- организация обучения по адаптированным образовательным программам дошкольного и начального общего образования;

          - обеспечение увеличения охвата детей 2-7 лет дошкольным образованием;

         - обеспечение 100% выполнения годового учебного плана учащимися начальной школы, обучающимися в сезонной кочевой начальной школе;

         - создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, обеспечения интеллектуального, личностного, физического развития детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих с родителями кочевой образ жизни;

        - взаимодействие образовательной организации с семьей для полноценного развития и обучения детей дошкольного и начального общего образования, педагогическое просвещение родителей и взаимодействие с ними для обеспечения полноценного и своевременного развития ребенка;

       - обучение родному языку, воспитание национального самосознания;

       - обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций при осуществлении кочевого образования;

Подробный анализ документов, посвященных проблемам образования на Крайнем Севере, подтверждает актуальность проблемы, решаемой в ходе реализации проекта.

В статье 8 Федерального закона «о гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» сказано:

«1. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

…9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов».

Пункт 2 статьи 8 Закона «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» гласит:

«С учетом географического положения автономного округа, экологической ситуации, сложившейся на его территории, а также этнической структуры населения, содержание образования должно быть также ориентировано на:

- содействие овладению личности знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность ее жизни и трудовой деятельности в условиях Крайнего Севера.

  Исходя из выше сказанного, сформулируем проблемы:

       -  отсутствие подготовки детей дошкольного возраста при поступлении в школу, в связи с кочевым образом жизни родителей;

-  с  необходимостью раннего выезда  детей  из оленеводческих семей к местам  кочевья родителей из-за удаленности и отсутствия транспорта, обучающиеся 1-4 классов не выполняют годовой учебный план,  т.к. в базовой школе обучаются только 29 недель из 33/34.

Срок реализации проекта: декабрь 2020 – 2025 г.  

Место расположения: в зимний период - вблизи о. Танью располагается оленбригада № 3;  оленбригада № 4 находится возле о. «Умпи» лор, в переводе на русский язык означает «ковш», лор-сор. Расстояние между оленбригадами зимой 20 километров. В летний период оленбригады находятся вблизи железнодорожных станций Елецкая и Хорота и между ними расстояние 15 километров.

1. Гипотеза образовательного проекта:

Реализация образовательного проекта «Сезонный кочевой детский сад - школа» обеспечит доступность образования и всестороннего воспитания детей, создаст благоприятные условия для их развития и социализации в школе, с учетом специфических условий Севера, традиционной материальной и духовной культуры, самобытной жизни и хозяйственной деятельности  народа ханты.

Форма реализация проекта: сезонный кочевой детский сад – школа

Условия реализации проекта:

1. Ресурсное обеспечение (кадровые, научно-методические, информационные, финансовые ресурсы).

     2. Образовательные условия (обеспечение учебно-методических условий, создание единого здоровьесберегающего пространства, привлечение в реализацию проекта педагогов из числа КМНС).

     3. Образовательные результаты (развитие ребенка-тундровика в соответствии с нормативными социальными требованиями и личностными ожиданиями; выполнение учебного плана общеобразовательной программы детьми начальных классов).

2. Основная идея педагогической деятельности

В современном мире образование представляется ведущим ресурсом и фактором, обеспечивающим стабильное развитие цивилизации и человечества в целом, поскольку в системе образования формируется интеллектуальный, культурный и духовный потенциал общества. Внимание к системе современного качественного образования обусловлено тем, что образование как результат является основой для решения социально-экономических проблем общества, сохранения и развития науки, культуры, промышленности и технологии.

Анализ мониторинга учащихся 1-4 классов в условиях отдельного образовательного учреждения показывает, что дети-тундровики приходят в 1 класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический,  эмоционально-волевой компоненты готовности, обеспечивающий успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

 Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным  шагом развития дошкольника. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку – это личностная, социальная, эмоционально-волевая, интеллектуальная готовность, его речевое развитие и соматическое здоровье, состояние мелкой моторики и кругозора.

В основе образовательного проекта «Сезонный кочевой детский сад - школа» лежат следующие принципы:

- поддержка со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, необходимая для сохранения национальной самобытности, развития национальной культуры и родного языка;

- приобщение детей к традиционному образу жизни и традиционной хозяйственной деятельности;

- внедрение в учебный процесс учебно-методических пособий на ханты языке, новых образовательных технологий и дистанционного обучения;

- обеспечение кочевых школ педагогическими кадрами, знающими национальную культуру и язык, и совмещающими несколько педагогических специальностей;

- многообразие и сочетание различных форм обучения в соответствии с законодательством, возможность дистанционного обучения, экстерната и дополнительного образования.

3. Требования к условиям реализации образовательного проекта

Существует ряд разделов, определяющих направления и содержание мероприятий, обеспечивающих  реализацию образовательного проекта «Сезонный кочевой детский сад - школа».

Нормативно – правовое обеспечение

Нормативно-правовые документы, регулирующие реализацию проекта

Обоснование, почему именно этот акт будет являться нормативно - правовой рамкой проекта

1.

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего образования в пределах государственных образовательных стандартов

2.

Конституция РФ

Статья 43

1.Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях

Статья 68

2. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития

3.

Приоритетный национальный проект «Образование»

Новая система мотивации труда педагогов, поощрение лучших учителей

Укрепление материально-технической базы школы и «кочевой школы…»

4.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года

Обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства

5.

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»

Ст. 24. п. 6. Детям из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в автономном округе и ведущих традиционный образ жизни, предоставляется социальная поддержка в получении общедоступного и бесплатного образования

6.

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденная Председателем Правительства РФ В. Путиным от 04.02.2009 г. № 132-р

Создание в РФ условий для развития формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально- экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов

В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учетом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера

В рамках государственной поддержки планируется создать новые кочевые школы, фактории, объекты социальной и инженерной инфраструктуры в местах традиционной хозяйственной деятельности, развивать инновационные формы дистанционного образования, мобильные формы оказания медицинской помощи и телемедицины, предоставление услуг в сфере культуры и коммуникаций

7.

ФЗ от 20.07.2000  № 104-ФЗ (ред. 02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ»

8.

Распоряжение  Правительства  РФ от 17.04.2006  № 536-р (ред.  от 18.05.2010) «Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ»

          - Кадровое обеспечение 

         Для ведения образовательной среды с детьми в качестве выездного учителя начальных классов и воспитателя, будут привлечены учитель начальных классов с высшим образованием и с правом преподавания родного (ханты) языка, воспитатель дошкольного отделения, водитель имеющие соответствующее образование и являющиеся штатными работниками образовательного учреждения «Шурышкарской СОШ «Образовательный Центр», студент-вожатый.

- Финансовое обеспечение образовательного проекта (приложение)

- Материально – техническое обеспечение (оснащение)

  • учебно – методический комплект по учебным предметам;
  • 1 класс – общеобразовательная программа УМК «Начальная школа 21 века»

 - Букварь. Комплект в 2 частях. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

 - Русский язык. Авторы: Иванов С.В.Ю., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

-  Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.,

-  Математика. Комплект в 2-х частях. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э.

-Окружающий мир. Комплект в 2 частях. Автор: Виноградова Н.Ф.

- Технология. Автор: Лутцева Е.А.

- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

  • 2 класс – общеобразовательная программа УМК «Школа России»

- Русский язык. Учебник в 2-х частях. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В.

- Русский язык. Рабочая тетрадь в 2-х частях.

- Литературное чтение. Учебник в 2-х частях. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

- Литературное чтение. Рабочая тетрадь.

- Математика. Учебник в 2-х частях. Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.

- Окружающий мир. Учебник в 2-х частях. Автор: Плешаков А.А.

- набор сюжетных картинок;

- словари;

- детские книги разных типов и жанров;

- настольные-развивающие игры;

- видео уроки;

- дидактический материал;

          - счетный материал;        

          - Научно-методическое обеспечение

          1. Васильева М.А. Воспитание и обучение в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011г.

          2. Васильева М.А. Воспитание и обучение в детском саду Музыкальное воспитание в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез, 2011г.

          3. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов.- Ростов н/Д: Феникс, 2005г.

          4. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д: Феникс, 2007г.

          5. Поваляева М.А., Беденко Г.В.,и др. Педагогическая диагностика и коррекция речи. – Ростов н/Д: РГПУ, 1997г.

          6. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (часть I). – П,: Иматон, 2001г.

4. Механизмы  реализации образовательного проекта.  

Мероприятия образовательного проекта «Сезонный кочевой детский сад - школа» реализуются на  дошкольном и начальном школьном уровне.

Ступени обучения и воспитания детей-тундровиков:

I ступень – дошкольный период с 2-7 лет (младший, средний и старший дошкольный  возраст)

II ступень – начальные классы 8-10 лет( начальные классы)

Механизм и поэтапный план реализации проекта

Этапы и их

сроки

Содержание деятельности

Прогнозируемые

результаты и продукты

1.

Подготовительно-проектировочный этап (январь 2020- июнь2020)

(август 2020г.)

Анализ состояния проблемы:

- изучение теоретической базы и практического опыта реализации идеи «кочевой школы» в производственной андрогогике;

- формирование рабочей группы на базе МБОУ «Шурышкарская СОШ «Образовательный Центр»

с. Шурышкары;

-выявление ресурсных организационных условий по реализации проектной идеи;

- разработка нормативно- правового обеспечения проекта, методической документации;

- разработка образовательных программ дошкольного образования, включая дошкольную подготовку с учетом национально-регионального компонента и программ начального общего образования в условиях кочевого образа жизни для детей коренных малочисленных народов Севера 2-7лет и 8-10 лет с учетом специфики этнической культуры народов Севера в целях сохранения самобытной культуры, родного хантыйского языка, традиций, обычаев;

- оснащение материально-технической базы «кочевой школы».

Проект и план мероприятий по его реализации

Образовательные программы по реализации дошкольной подготовки детей -тундровиков 2-7лет, начального общего образования 8-10 лет.

План повышения квалификации педагогических кадров.

Критериальные показатели и диагностический инструментарий для определения эффективности проекта.

2.

Содержательно-деятельност

ный этап (сентябрь 2020г.)

(декабрь 2020г.– апрель, июль 2021г.)

(апрель 2021г.- май 2021г.)

(март 2021г.)

I–ый блок: организация образовательного процесса на стойбищах

Реализация проекта «Сезонный кочевой детский сад - школа кратковременного пребывания»

предполагает 2 ступени:

1ступень: дошкольная группа детей 2-7 лет, занимается кочевой воспитатель по модифицированной образовательной программе

 «подготовки ребенка к школе»;

2 ступень: начальное общее образование с детьми – тундровиками 8-10 лет; занимается кочевой учитель начальных классов по модифицированной общеобразовательной программе.

Реализация проекта предполагает  2 этапа:

-1 этап реализации «сезонный кочевой детский сад - школа»- выезд кочевого воспитателя на места кочевий  и осуществление дошкольного воспитания и предшкольной подготовки.

- 2 этап реализации «сезонный кочевой детский сад - школа» -деятельность осуществляет, кочевой учитель начальных классов на местах кочевий; реализует адаптированную программу начального общего образования.

II блок: Методическая деятельность

1. Проведение методических и педагогических мероприятий в рамках реализации проекта «кочевой сад-школа» на базе МБОУ «Шурышкарская СОШ «Образовательный Центр»

с. Шурышкары;

2. Проведение дней консультаций на базе МБОУ «Шурышкарская СОШ «Образовательный Центр»

1) «Организация деятельности детей - тундровиков в условиях «кочевой школы»;

2)«Модель управления содержанием образования детей

дошкольного возраста в контексте реализации новых федеральных образовательных стандартов»

3) Мониторинг готовности детей к обучению в школе

1. Банк информации по тематике деятельности «кочевой школы»

2. Совершенствование образовательных программ дошкольного и начального общего образования в условиях кочевого образа жизни для детей КМНС 2-10 лет.

3. Внедрение и совершенствование процесса дошкольного и начального общего образования на местах кочевий

4. Публичная презентация промежуточных и конечных результатов реализация проекта: представление промежуточных и итоговых результатов по реализации проекта «кочевая школа».

3.

Итоговый этап (май 2020- июль 2021 г.)

 

(сентябрь 2020г.- июль 2021г.)

1. Анализ  и оценка результативности реализации проекта

2. Оценка эффективности реализации проекта

3. Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата

4. Выработка стратегии дальнейшего результата кочевого дошкольного и начального общего образования

5. Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательного - образовательного процесса

Аналитические, информационные – методические материалы по результатам реализации проекта

При организации учебного процесса следует учесть объективные истины, которых следует придерживаться, например:

  1. В условиях кочевья в первом классе не рекомендуется давать по 4 урока в день, что может отрицательно повлиять на здоровье ребенка.
  2. Обучение должно быть практико-ориентированным, направленным на подготовку ребенка, в первую очередь, в школу и во-вторых к жизни.
  3. В дошкольном периоде образовательный процесс ведет один воспитатель.
  4. Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте воспринимают одинаково и игру, и труд. Поэтому эти предметы для них не учеба. В том смысле, что они не сидят за партой и хором повторяют за учителем. Для них это – познание жизни, открытие для себя нового, интересного под воздействием любимого (мать, отец) или уважаемого человека, притом один на один.
  5. На этих уроках (занятиях) каждый раз меняется обстановка класса (места занятия/учебы). Поэтому на этих занятия дети не учатся в принятом смысле этого слова, а живут обычной жизнью окружающих людей.
  6. Ребёнок, находящийся вместе с родителями на стойбище, если он здоров физически и психически, всесторонне развивается в этих условиях. Дети с большим удовольствием помогают отцу или матери в жизненно важном деле, чем играют с ровесниками. Это охота, рыбалка, наблюдение за оленями, резьба по дереву и т. д. – для мальчиков, а для девочек – занятия с матерью или бабушкой. Занятия проводятся ежедневно, в любой последовательности.

Формы образовательной деятельности:

- совместная деятельность педагога и ребенка (группы детей);

- самостоятельная деятельность воспитанников (учащихся);

- взаимодействие с семьями.

   Реализация проекта позволит облегчить адаптацию к образовательному процессу, доступностью дошкольного образования без отрыва детей от родителей способствующей к приобщению к национальной культуре, родному языку, традициям, обычаям, защите исконной среды обитания. Обеспечит гарантированным государственным правом на получение бесплатного дошкольного образования в условиях кочевья и поможет выполнят годовой учебный план в полном объёме.

  1. Прогноз эффективности и результативности образовательного проекта

         Общая стратегия образовательного проекта «Сезонный кочевой детский сад - школа» предполагает:

- развитие инновационной деятельности и вариативных форм оказания услуг дошкольного воспитания  и начального общего образования;

- создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса;

- становление партнерских доверительных взаимоотношений между образовательным центром и семьями, проживающими  на местах кочевья;

- решение конкретных проблем в вопросах подготовки детей – тундровиков к образовательному процессу.

6. Основные целевые группы, на которые направлен образовательный проект

Для определения целевой аудитории инновационного проекта проводится работа по исследованию  потребностей и интересов участников образовательного процесса в «Образовательном Центре»: детей дошкольного и младшего школьного возраста, педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся, представителей  Администрации ОЦ.

В результате определяется круг людей, заинтересованных в реализации   образовательного проекта «Сезонный кочевой детский сад –школа».

Целевая аудитория участников проекта отбирается по следующим критерия:

  • осознание значимости и целесообразности проекта;
  • потребности и интересы;
  • наличие способностей к определенному виду деятельности;
  • общественная активность.

Необходимые ресурсы для реализации проекта

Ф.И.О.

Должность в проекте

Обязанности

Место работы, занимаемая должность

Сюртахова Светлана Ивановна

Руководитель проекта

Разработка проекта, ресурсное обеспечение проекта

МБОУ «ШСОШ «ОЦ»

с. Шурышкары, директор

Кузнецова Ольга Васильевна

Организатор проекта

Разработка проекта, ресурсное обеспечение проекта

МБОУ «ШСОШ «ОЦ»

с. Шурышкары,

заместитель по учебной работе

Сибарева Галина Анатольевна

Организатор проекта

Разработка проекта, ресурсное обеспечение проекта

МБОУ «ШСОШ «ОЦ»

с. Шурышкары,

заведующая дошкольным отделением

Кондыгина Любовь Романовна

Организатор проекта

Методическое сопровождение проекта, информационное обеспечение

МБОУ «ШСОШ «ОЦ»

с. Шурышкары, учитель начальных классов- методист

Возелова Наталья

Терентьевна

Организатор практического сопровождения

Методическое обеспечение проекта, информационное сопровождение

МБОУ «ШСОШ «ОЦ»

с. Шурышкары,

учитель начальных классов-воспитатель

7. Практическая значимость образовательного проекта «Сезонный кочевой детский сад –    школа» заключается в том, что он

  • обеспечит конституционные права граждан Российской Федерации на образование и реализацию федерального закона «Об образовании РФ» по созданию условий организации и доступности дошкольного, начального общего и дополнительного образования, без отрыва детей от родителей, ведущих традиционный кочевой образ жизни;
  • будет способствовать восстановлению и сохранению традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.

По завершении реализации проекта ожидаются следующие реальные результаты:

-   модель «сезонный кочевой детский сад –школа» позволит реализовать дошкольную образовательную услугу для детей–тундровиков и организовать педагогический процесс с учащимися начальных классов с максимальным учетом этнокультурных, этнопедагогических, этнопсихологических, семейно – родовых традиций коренных народов Севера.

- предоставление вариативной формы организации общественного дошкольного и начального общего образования детям, родители которых ведут кочевой образ жизни;

- стопроцентный охват детей младшего и старшего дошкольного возраста, и детей начального общего образования.

-  подготовка детей, к началу школьного обучения в условиях кочевых групп дошкольного образования;

- воспитание физически развитого ребенка, овладевшего основными культурно-гигиеническими навыками, достигшего максимального уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных), со сформированными основными физическими качествами и потребностью в двигательной активности, соблюдающего элементарные правила здорового образа жизни;

-  удовлетворенность родителей качеством дошкольного и начального общего образования;

-  осуществление лёгкой адаптации детей-тундровиков дошкольного возраста к условиям базовой школы;

Результаты проекта планируется представить в следующих формах:

  1. сборника нормативно-правовых документов по работе с детьми в условиях кочевого дошкольного образования;
  2. методических материалов для участия в научно-практических семинарах и конференциях по указанной теме проекта;
  3. аналитической отчетной документации;
  4. фотоотчетов.

Используемые и необходимые ресурсы: средства передвижения (снегоход, квадроцикл для доставки на места кочевий оборудования), спецодежда, дидактические материалы и оборудование.

Механизм самооценки

Апробация проекта модели подготовки педагогических кадров для работы в системе кочевого образования детей коренных малочисленных народов Севера требует разработки системы методов оценки его внедрения, которая осуществляется путем мониторинга к школе детей-тундровиков;

- мониторинг готовности к школе детей-тундровиков;

- мониторинг программно-методического обеспечения образовательного процесса (учебного  плана, учебных программ, основной образовательной программы и др.);

- мониторинг использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий в работе воспитателей (учителей), работающих в условиях «кочевой школы»

Риски и пути преодоления

Риски:

  1. Природно-климатические условия.
  2. Неисправность техники и отсутствия топлива (бензин, масло).
  3. Недостаточное развитие информационно-телекоммуникационного сопровождения образовательного процесса.

Пути преодоления рисков:

  1. Использование возможностей дистанционных  форм обучения.
  2. Обеспечение качественного контроля над ходом реализации проекта, уровнем ответственности координаторов и исполнителей проекта.
  3. Привлечение бюджетных средств  спонсорских средств.
  4. Отправка двух единиц техники в целях обеспечения кочевых воспитателей.

             Предлагаемые услуги и их предназначение:

          Проектом  «Сезонный кочевой детский сад- школа» предложены услуги, включающие дошкольную подготовку детей-тундровиков по модифицированным образовательным программам для выравнивания их стартовых возможностей и для освоения учащимися начальных классов, учебного плана в полном объёме. Изучение особенностей этнокультуры, этнопедагогики, этнопсихологии.

            Выгоды, получаемые потребителями услуг «Сезонный кочевой детский сад- школа»:

                - нет отрыва детей от семьи; 

                - воспитание детей-тундровиков происходит на ценностях номадической семьи через создание этнообразного пространства;

                - современное материально-техническое оснащение «сезонный кочевой детский сад- школа»;

                - повышение уровня готовности первоклассников - тундровиков к школе;

                - реализация учебного плана в сезонной кочевой школе;

                - обучение детей по индивидуальным образовательным программам;

Заключение.

Кочевая жизнь – это уникальная цивилизация, созданная и сохраняемая народами в течение многих столетий. Она является достойным вкладом в создание необходимых условий выживания на Севере, сохранения и приумножения этнической культуры коренных малочисленных народов. Восстановление традиционного уклада жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера невозможно без возрождения кочевой (этнической) школы.

Язык закладывается в детском возрасте, и в дальнейшем, когда эти дети вырастут – пусть не все, и не сразу,- но в какой-то момент они неизбежно задумаются о том, откуда они, какого роду, племени. Они вспомнят свое детство, и если это было заложено с любовью, то они будут интересоваться своей культурой, и не важно, кем при этом будут – врачами, инженерами, слесарями, рыбаками или охотниками.

Идея открытия групп кратковременного пребывания воспитанников в условиях кочевья достаточно актуальна, интересна, востребована. Она позволяет обеспечить доступность дошкольного, начального общего образования  без отрыва детей от родителей, способствуют приобщению к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.

«Сезонный кочевой детский сад – школа» - одна из возможных форм организации дошкольного и начального общего образования для детей, ведущих с родителями кочевой образ жизни. Именно эта модель является не только реальным, но и перспективным направлением развития дошкольного, начального общего образования на Ямале.

Таким образом, кочевое образование стало единственной формой подготовки тундровых детей к школе, а расширение сети сезонных кочевых детских садов - школ в настоящее время – возможность частично подготовить к школе отдельных детей из тундровых семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

Инновационная деятельность по теме «Моделирование непрерывного образовательного пространства при изучении якутского разговорного языка в системе «Детский сад-школа».

Особую актуальность в наше время приобрела проблема общих принципов преемственности между ступенями образованиями. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сегодня понятие преемс...

Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"

       Программа  включает  конкретное  содержание   образовательных  областей  с  учётом возрастных  и индивидуальных  осо...

Непосредственно- образовательная деятельность в подготовительной к школе группе Образовательная область «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) Воспитатель Сахарова Кристина Анатольевна. ГБДОУ детский сад №1 Тема: «Много

Непосредственно- образовательная деятельностьв подготовительной к школе группеОбразовательная область«Познавательное развитие»(развитие математических представлений)Воспитатель Сахарова Кр...

Детский сад-школа: создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности

laquo;Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, ...

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Детский сад. Школа. Для чего нужно учиться!»

Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д....