Тренинг на сплочение педагогов в детском саду «Вместе мы - сила»
методическая разработка

Кудашкина Наталья Александровна

Для улучшения качества взаимодействия между воспитателями, психологического климата в коллективе, развития ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач педагогу-психологу детского сада необходимо проводить психологические тренинги на сплочение педгогического коллектива. Именно такое мероприятие состоялось в нашем детском саду в апреле 2022 года. Участники тренинга были активны, дружны и  ответственны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл splochenie_kollektiva_dlya_pedagogov_i_sotrudnikov.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду 

«Вместе мы - сила»

Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи  тренинга:

- Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.

- Профилактика профессионального выгорания педагогов.

- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач.
Ожидаемые результаты:

1. Воспитатели лучше узнают друг друга.

2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

3. Увеличится работоспособность группы.

4. У педагогов сформируется умение работать в команде.

5. Улучшится психологический климат в коллективе.

6. Повысится сплоченность педагогического коллектива

Оборудование: мяч, парные карточки с названиями животных, листочки-стикеры на каждого участника тренинга, банка, карандаш, листы бумаги,  ручки, маленькие бумажные сердечки, одно большое картонное  красное сердце.

Ход тренинга:

Психолог: «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

 Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

1.Упражнение  «Меня зовут…я делаю так»

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

2.Упражнение  «Мы с тобой похожи тем, что…»

Цель: снятие агрессии, формирование чувства общности, и целостности в коллективе.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

3.Упражнение  «…, зато ты»

Ход: каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…, зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

4.Упражнение  «Построй фигуру»

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Психолог: «Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя».

Возможные фигуры:

  • треугольник;
  • ромб;
  • угол;
  • буква;
  • птичий косяк;
  • круг;
  • квадрат.

         Обсуждение:

Трудно было выполнять задание?

Что помогло при его выполнении?

5.Упражнение «Душечка-Марфушечка»

Цель: показать участникам, насколько влияют на коммуникацию «личностные фильтры»

Методика игры: выбирается один доброволец, ведущий приглашает ребят выйти из аудитории и подождать, пока их пригласят войти. Оставшимся объясняют правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному, и прослушивать приготовленный рассказ, а затем пересказывать следующему человеку всё, что они запомнили. Участники не должны ничего подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче одного человека к другому. Когда последний доброволец передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, предложенный в самом начале.

      В конце игры нужно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе и СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам, мифам.

Обсуждение:

- За счет чего произошло искажение информации?
- Что «своего» каждый внес в рассказ?

- Бывает ли так в жизни?

- Что надо делать, чтобы искажения были минимальными?  (Записывать, задавать уточняющие вопросы и т.д.)

Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.

Текст  «Марфуша»

      Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты - только из магазина. А секс только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом.

6.Упражнение «Найди пару»

Цель: сплочение участников тренинга.

      Участники садятся в круг.

      Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

      Психолог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении). «Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

      Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

      После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

      После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

7.Упражнение «Пчелы и змеи»

Нужно разбиться на 2 группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа выбирает своего короля. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их позовут. Затем я спрячу 2 предмета, которые короли должны отыскать. Король пчел должен найти мед – баночка, а змеиный король – ящерицу (карандаш). Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа должна делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжж, а змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшш.  Чем ближе король приближается, тем громче издается соответствующий звук. Команда помогает своему короля, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при удалении. Во время игры никто не имеет права ничего говорить.

8.Ассоциативный тест» Волшебный сон»

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

 Описание:

 Мы приглашаем Вас в чарующее путешествие по Вашей душе.

 Все люди видят сны и не для кого не секрет, что сны — это наше подсознание, которое никогда не лжет и часто знает о нас самих больше, чем мы сами. Но не все люди запоминают свои сны и уж далеко не все умеют истолковать то, что видят во сне.

Мы предлагаем Вам поиграть в ассоциации, погрузиться в мечту и описать в деталях то, что Вы увидите.

Инструкция:

 Представьте себя в ситуациях, которые будут Вам предложены, а потом опишите «увиденное», отвечая на вопросы теста. Чтобы было удобнее расшифровывать результаты, записывайте свои ответы на листе бумаги.

Тестовое задание:

Вы спите или мечтаете. В Вашей мечте Вы оказываетесь в Вашем собственном доме. Какой он? Опишите в деталях. (Большой/маленький, светлый/темный, старый/новый, сколько комнат)

Теперь Вы идете по узкой тропинке. Внезапно Вы видите на земле перед Вами какой-то сосуд. Что это такое? Что внутри? Если внутри что-то есть, то попробуйте это на вкус. Каково оно?

А сейчас тропинка заканчивается и Вы входите в лес. Вы идете довольно долго и, наконец, выходите на поляну. Посреди поляны стоит здание. Что это за здание? Какие ощущения у Вас в этом месте?

Вокруг здания сад. Опишите сад. Какой он? Цветущий или увядший?

Вы выходите из сада и вновь идете по лесу. На краю леса Вы видите стену. Стена такая высокая, что ее не перелезть, и такая длинная, что ее не обойти. Вдруг Вы видите в стене маленькую дверцу, которая приоткрывается, будто приглашает Вас войти. Вы войдете или нет?

А за стеной вода. Что это за вода? (Какой водоем? Спокойная или бурная вода в нем?) Хотите ли Вы искупаться в нем?

Ну а теперь читайте Интерпретацию и удачи Вам!

Интерпретация результатов теста:

 Дом.

 Дом — это представление о Вас самих.Если дом старый, то скорее всего Вы не любите меняться, предпочитаете традиционные вещи.

 Если дом большой, то это означает, что довольно уверенный в себе человек, с высокой самооценкой.

 Если дом светлый, то Вы оптимист. Если темный, то пессимист.

 Количество комнат — это количество людей, которых Вы бы хотели видеть в Вашей жизни.

 Сосуд.

 Сосуд — это Ваше представление о любви. Чем более красив и ценен сосуд, тем значимее любовь в Вашей жизни. Вы романтик. Содержимое сосуда — Ваш любовный опыт.

Здание.

Здание — это Ваше представление о религии и Боге.

Крепкое здание — крепкая вера.

Разрушенное здание — Ваша вера слаба .

Сад.

Это Ваше представление об окружающем мире, о Вашей стране, мире вообще. Если растения и цветы в саду умирают, то это может означать, что Вы обеспокоены состоянием окружающей среды и будущим мира.

Стена.

Это Ваше представление о смерти. Конец ли это или есть жизнь после смерти физического тела? Войдете ли Вы в эту маленькую дверцу? Или Вы сначала посмотрите и проверите, что там, прежде чем войти? Или же Вы совсем не хотите войти?

 Вода.

Вода — это Ваше представление о Вашем будущем. Если это море с большими волнами, то Вы уверены и не боитесь своего будущего. 

Если же Вы хотите поплавать, то это значит, что Вы не боитесь встретиться с возможными трудностями.

Если вода — это водоем со стоячей водой, то, возможно, Вы боитесь своего будущего и опасаетесь за будущее всего мира

9.Упражнение «Сердце коллектива»

Педагог – психолог: У каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю создать сердце нашего коллектива. Для этого напишите имя на листе бумаги и сложите его. Это необходимо для того, чтобы каждый из Вас мог вытянуть жребий с чьим – нибудь именем. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя Вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что Вы придумали. А сейчас, посмотрите, какое большое сердце я принесла. Оно станет сердцем нашего коллектива, после того, как мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце (педагоги под музыку приклеивают маленькие сердечки)

10.Задание «Большая семейная фотография».

Психолог предлагает педагогам представить, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Педагоги коллективно выбрали «фотографа», который расположил всю «семью» для фотографирования. Эмоционально, активно и доброжелательно участников распределили роли, найдя место всем коллегам.

Мы сделали реальный снимок, которым будет начинаться фотоальбом нашего коллектива. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду Я+ТЫ=МЫ

    В последнее время стали модными различные задания на teambuilding — cсплочение коллектива. Подобные тренинги особенно актуальны в детском саду, где все педагоги должны действ...

"Мальчики и девочки будут все дружить,в нашем детском саду,вместо дружно жить!"

НОД по гендерному воспитанию детей старшего возраста....

Тренинг на сплочение педагогов в детском саду Я+ТЫ=МЫ

В последнее время стали модными различные задания на teambuilding — cплочение коллектива. Подобные тренинги особенно актуальны в детском саду, где все педагоги должны действовать слаженно. Цена вопрос...

Тренинг на сплочение педагогов "Вместе мы сила"

Тренинг на сплочение педагогов включает в себя 5 упражений, направленными на создание чувства единства, организованности и сплоченности....

Тренинг на сплочение педагогов «Работать ВМЕСТЕ – это успех»

В нашем детском саду педагогом-психологом 2-3 раза в год проводятся интересные  тренинги. Цель таких тренингов-развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу, сплочени...

Тренинг на сплочение педагогов "Дружный коллектив"

Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфо...

Психологический тренинг на сплочение родителей группы детского сада

Сложно, когда родители одной группы детского сада не здороваются, встречаясь на улице. Чтобы этого избежать, надо организовывать совместный досуг родителей и детей, встречаться не только на простых ро...