Картотека игр - артикуляционная гимнастика
материал

Захарова Галина Владимировна

Картотека игр - артикуляционная гимнастика

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Кот Рыжик

Котик Рыжик утром встал (потянуться)

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

(в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево)

Чистим зубки мы умело.

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочитать вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

   Упражнение для речевого аппарата.

«Укольчик»                            языком в щеку

«Кусака»                                разминаем губы.

«Сладкое варенье»              облизываем рот.

«Мамочка-папочка»             повторить в быстром темпе несколько раз («разогреваем»                 губы).

Скороговорки                        повторить несколько раз четко, в быстром темпе:

«Три сороки-тараторки тараторили на горке».

«Наш Полкан попал в капкан».

Динамические упражнения

 служат для выработки умения переключаться с одной артпозы на другую, поэтому должны выполняться в более быстром темпе

«Часики» – рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. Вместо счёта «раз-два» произносим звукоподражания: «тик-так»;

 «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный («Клоуны»  Д.Кабалевского);

Цоконье и пощелкивание языком

«Зевота». Зевать с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

«Смех». Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Смех можно вызвать и искусственно, «ха-ха-ха». Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.

«Жаба Квака»

Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала - глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Артикуляционная гимнастика (все по 4 раза)

- Слегка прикусить зубами кончик языка.

-«Шинкуем капусту». Высунуть язык до отказа, слегка прикусывая начиная с кончика языка до корня

-Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

-«Щёточка» круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом, как бы очищая зубы, вправо, влево

-«Иголочка» - проколоть верхнюю, нижнюю губы.

- Пощелкать  языком, изменяя форму рта. Издавать одинаковые щелчки, более высокие и более низкие  (большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони – цокают быстро и высоко.)

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

-«Обиженный кролик» - вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.

-«Веселый кролик» - Приподнять верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки (чередовать с «обиженным кроликом»)

- Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем, пальцы не трут кожу лица, а сдвигают всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

- Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары достаточно сильные, чтобы лицо «загорелось».

- «Экскаватор». Нижней челюстью круговое движение вперед - вниз

- Нижней челюстью движение вправо- влево (медленно).

«Обезьянки».

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу (движения по тексту). Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

«Лошадки»

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Быстро «щелкать» языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Медленно «щелкать языком, вытянув губы (низко). И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко-низко, быстро-медленно «щелкать» языком. Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий выдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» «Щ.» высоко «Да куда же ты пойдешь? - ответила мама, - на улице сильный ветер». От нижнего звука «у» до верхнего «о», от верхнего «о» к нижнему «у». 
Но Лошадка не послушалась и побежала.
«Щ.» высоко
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать.
Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а», медленно 4 раза. Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше. «Щ.» высоко.
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук «ш-ш-ш»
«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка. «Щ» высоко
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку.          
Звук «ш» короткий по 4 раза
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. 
Звук «ф» по 4 раза
Застрекотал кузнечик. Звук «ц» по 4 раза
Пролетел жук Звук «ж» продолжительный
За ним – комар
Звук «з» продолжительный
А ветер дул все сильнее и сильнее
Продолжительный выдох
Лошадка замерзла
Звук «брр» 4 раза
И побежала домой
«Щ.» высоко
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама
«Щ.» низко медленноОна стала согревать Лошадку Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза

Чок, чок, язычок

Чок, чок, чок, чок, покусаем язычок - по четыре  раза слегка прикусывать кончик языка.

Язычок  свой  без  приказа покусаем  до отказа -высунуть язык до отказа,  прикусывать  от начала языка

Жвачки  все мы пожуём   -  жуем язык правыми и левыми  боковыми зубами

Танец  выполнять начнём: Меж зубами и губами языка  начнём круженье. Выполняй скорей движенье!   - круговое движение между губами и  зубами с  закрытым ртом вправо-влево

Язычком мы словно шпагой поработаем с отвагой -как бы протыкая насквозь верхнюю, нижнюю губу, правую, левую щёки 

 Язычком  активно  щёлкай. Как  лошадка  звонко  цокай  - пощёлкать языком, изменяя форму рта).

Что – то нам  обидно стало, настроение пропало.

-вытянуть нижнюю губу, обнажив дёсны

   Постарайтесь улыбнуться, от обиды отвернуться.

  - Приподнять верхнюю губу, обнажив дёсны

Массажируем лицо, сразу видно мастерство.

  (Пройтись  по всему лицу от корней  волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем.)

Пальчиками поколотим, чтоб  лицо зарделось очень - пройтись по всему лицу поколачивающим массажем кончиками  согнутых пальцев, чтобы лицо загорелось

 Пальцы ставим под глаза, играем мышцами лица.

поставить  указательные пальцы  горизонтально под глаза, пытаться приподнять пальцы  мышцами лица, контролируя активность мышц.

Упражнения и игры для активизации речевого аппарата.

1) Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до основания.


2) Цоканье и пощёлкивание языком.


3) Круговые движения языком между зубами и щеками.


4) Покусывание языка боковыми зубами.


5) Покусывание внутренней поверхности щёк

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
па, по, пу, пы, пэ
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те
са, со, су, сы, сэ
ся, сё, сю, си, се
жа, жо, жу, жи, же

 ап, оп, уп, ып, эп
ат, от, ут, ыт, эт
ас, ос, ус, ыс, эс
аш, ош, уш, ыш, эш

Скороговорки.

-Прохор и Пахом ехали верхом.
-Галка села на палку, палка ударила галку.
-От топота копыт пыль по полю летит.
-У быка бела губа была тупа.
-Водовоз вез воду из водопровода.
-У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
-На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
-Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
-Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
-Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
-Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
-Чешуя у щучки, щетина у чушки.
-Сшит колпак не по-колпаковски,переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
-На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
-Корабли лавировали, да не вылавировали.
-Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Небольшие скороговорки произносить на одном выдохе. Соблюдать плавность и слитность их произнесения.

Статические артикуляционные упражнения

 выполняются в медленном темпе (каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд, после чего язык, губы и щёки принимают нейтральное положение на такое же время).

Цель статических упражнений – выработка у ребёнка умения удерживать органы артикуляции в определённом положении.

1. «Птенчик» - широко открыть рот;

2. «Улыбка» - широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты);

3. «Трубочка» - губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука У.

Игра «Язычок»

«Влево – вправо (протыкаем языком щеку слева,  щеку справа)

Раз, два (опять слева - справа).

Вверх- вниз (протыкаем языком верхнюю губу, нижнюю)

Вверх — вниз, язычок, не ленись! (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь! Ротик, открывайся (вибрируем губами, затем очень широко открываем рот)

Язычок, покажись, и зубов не страшись (кусаем кончик  языка, высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)

А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются и не унимаются (кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, то сильно обижаются ( в улыбке открываем верхние зубы, выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут, то снова обижаются (в улыбке открыть верхние зубы, выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами, улыбаемся)

Упражнения

«Обезьянки» - язычком «выталкивать» щечки по очереди при сомкнутых губах.

«Конфетка»- язычок «гуляет» во рту, как бы передвигает конфетку, «жуёт».

«Леденец»- активное «причмокивание», прижимая губки, резко открыть.

«Соска» - губки плотно закрыты и вытянуты трубочкой, «положить соску», сосательные движения без звука.

«Протяжный поцелуй»- вдохнуть через нос и на выдохе «долгий поцелуй».

«Ямки»- на звук «о» открыть рот, одновременно указательными пальчиками надавить на щечки между челюстями.

«Лошадка»- "поцокивание" язычком.

              «Град» (массаж лица).

Град, а, град, ты чему так рад?

Прыгаешь, смеешься, да еще дерешься.

«Вовсе я не рад», — отвечает град.

«Просто солнца луч проколол бока у туч,

И я вывалился, лечу,

С досады всех колочу.

«Язычок проснулся»

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

 «Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);

«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

Сказка про лисичку


Шла лисичка и нашла ягодку. Положила на язычок и стала пробовать – ах, какая вкусная (
покусать кончик языка).
Потом пришла к речке и поймала рыбку. Стала её кушать. Вот так (
постепенно высовывать язык вперед – назад, слегка прикусывая).
Съела рыбку, а косточка в зубах застряла, стала ее вытаскивать. Вот так (
упереться кончиком языка в одну щеку, в другую).
Вытащила косточку, а после еды надо обязательно почистить зубки (
круговые движения языком по передним зубам, в одну и в другую стороны).

Пробежал по лесу гул!

Педагог:                 Пробежал по лесу гул!

Дети:               Гу-гу-гу-гу! (слог пропевают  на сильном выдохе.)

Педагог:          Тут спросонок лес вздохнул...

Дети:                Уф! Уф! (сильный короткий выдох.)

Педагог:          И посыпалась роса…

Дети:               Динь-динь-динь! (пропевают в верхнем регистре, на улыбке, звук носовой.)


                         
Ест киска суп из миски.

                             (Утрировать звук с)
                    Сыта киска  пуста миска.
                    Носит Сеня сено в сени.
                    Спать на сене будет Сеня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по артикуляционной гимнастике

Занимательные считалки с выполнением упражнений для развития речи детей...

Картотека комплекса артикуляционной гимнастики на тему: «Сказочные истории про Язычок» для детей старшей группы (5 – 6 лет).

Задача  совершенствования  артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей, учить их при разговоре дос...

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики...

Картотека комплексов артикуляционной гимнастики

Картотека комплексов артикуляционных упражнений для различных звуков, для подвижности губ, для подвижности нижней челюсти и т.д. Картотека с целями и описанием упражнений, а так же списком используемо...

Картотека скороговорок, артикуляционной гимнастики

Вашему вниманию предлагаются картотека скороговорок и артикалюционной гимнастики, способствующих развитию артикуляционного аппарата, чёткой дикции, речи в целом....

Картотека по артикуляционной гимнастике

Артикуляцуионная гимнастика...

Картотека вкусной артикуляционной гимнастики

В картотеке вкусной артикуляционной гимнастики систематизированы и расширены нестандартные подходы к формированию артикуляционной моторики. Такой подход решает проблему нарушения звукопроизношени...