Картотека игр-пальчиковые игры для детей старшей группы
материал (старшая группа)

Захарова Галина Владимировна

Пальчиковые игры для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_dlya_detey_starshey_gruppy.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселый оркестр

Дружно наш оркестр играет        движения дирижера

Всё о музыке он знает.                

Нежно скрипочка поет,                имитация игры на скрипке

За собой она зовет.

Трубы громко затрубили,           один кулак около рта, пальцы другой руки                                    

                                                       играют

И тарелки в такт забили              хлопки ладонями

Следом дудочка дудит.               имитация игры на дудочке

И струна гитар звенит.                имитация игры на гитаре             

Барабан вступил, как гром,         игра на барабане

всех перекрывает он.                   покрывающие движения ладонями  

Весна

Весенний день!                        хлопать в ладоши

На дворе звенит капель.         встряхивать кистями рук

По полям бегут  ручьи.          волнообразные движения рук

На дорогах лужи.                    руки соединить перед собой

Выползают муравьи               «пробежать» пальчиками по бедрам

После зимней стужи.              к колену

Пробирается медведь             «переступать» большими пальцами и                                                

Сквозь лесной валежник.       мизинцами по бедрам 

Стали птицы громче петь,      взмахи кистями рук

И расцвел подснежник.          сложить из ладошек бутон и

                                                  открыть его

Дружат

в нашей группе

Дружат в нашей группе

девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим

маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

(руки опустить вниз,

встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

 

Мы делили апельсин

Мы делили апельсин.

(пальцы обеих рук широко расставлены,

соприкасаются только кончики одноименных пальцев)

Апельсин всего один.

 (Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «1» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням, остальные - поднять вверх.)

Эта долька – для кота,

(загнуть указательные пальцы)

Эта долька – для ежа,

(загнуть средние пальцы)

Эта долька – для улитки,

(загнуть безымянные пальцы)

Эта долька – для чижа,

(загнуть мизинцы)

Ну, а волку – кожура.

(поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики»)

Он сердит на нас, беда!

(погрозить пальцем)

Разбегайтесь кто куда!

Кулачки

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

(поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке)

Разогнуться и подняться,

 (ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики,

широко их расставляя)

Пальчик к пальчику прижаться.

(ритмично прижимать

одноименные пальцы)

 

       

Кошечка

Вышла кошечка вперед,

(указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверху – как «ушки», остальные пальцы прижаты к ладони: большой палец придерживает средний и безымянный)

К нам идет, хвостом играет.

 (левой ладонью махать у основания

правой кисти)

Ей навстречу их ворот

(соединить перед собой кончики средних пальцев – «воротики», ладони перед собой, большие пальцы выпрямить.)  

Две собаки выбегают.

(указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе)

 

     

                               

Крючочки

Это наши мальчики,

маленькие пальчики.

(энергично и ритмично выполнять кистями рук движение «фонарики»)

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

 (сцепить мизинцы обеих рук

и тянуть в разные стороны)

А еще мы можем так:

(движение «фонарики»)

Вот ладонь, а вот кулак,

Хочешь, тоже делай так –

То ладонь, а то – кулак!

(энергично разжимать и сжимать в кулачки пальцы обеих рук)  

 

                               Паучок

Паучок ходил по ветке, 

А за ним ходили детки.  - Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил -  Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение             (дождик).

Паучков на землю смыл.  - Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать -  Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять - Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. - «Паучки» ползают на голове.


                              Гусеница

1. Гусеница, гусеница, (Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев).
2. Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
3. По травинкам ползает, (
То же другой рукой «от корня к верхушке»)
4. Кушает листочки: (
по другой стороне обратно).
5. Ам!Ам!Ам!Ам! (
Ладони складываем вместе перед собой. При  слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями).

6. Поела – (Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
7. Спать захотела. (
одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко).
8. Проснулась – (п
остепенно расправляем ладони)
9. Бабочкой обернулась!
(Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки).
10. Полетела, полетела, полетела! (
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.)

Мы варили суп

Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (
пальцы в щепотку)
Получилась каша (
указательным пальцем водим по ладошке другой руки)
То-то горе наше (
хватаемся за голову)
Замесили тесто (
стучим кулачками по столу или  по коленкам)
А оно ни с места (
удерживаем ладони  в покое перед собой )
Замесили на дрожжах (
снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (
расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

                           

                            «Кошка»

Посмотрели мы в окошко
(делают пальцами обеих рук «окошко»)
По дорожке ходит кошка («бегают» указательным и средним пальцами
 правой руки по левой руке)
.
С такими усами
(показывают «длинные усы»)
С такими глазами (показывают «большие глаза»)
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет
(»зовут» правой рукой)


«Дом»

На опушке дом стоит – сложить ладони над головой

На дверях замок висит – сомкнуть ладони

За дверями стоит стол – накрыть правой ладонью кулачок левой руки

Вокруг дома  частокол – растопырить пальчики перед собой

Тук-тук-тук, дверь открой – постучать кулачком по ладони

Заходите, я не злой – раскрыть руки в стороны, приглашая всех в гости.

«Вот какой веселый пальчик»

Вот какой веселый пальчик,

Будто зайчик-попрыгайчик!

Посмотри внимательно:

Пальчик указательный!

А вот этот пальчик длинный самый крепкий, самый чинный.

И его все уважают,

Средним пальцем называют.

ПА вот это безымянный,

Слабенький он постоянно

Может, плохо кашу кушал?

Может, мамочку не слушал?

Этот пальчик самый малый,

Говорят – малец удалый!

Пальчик маленький смеется,

Он мизинчиком зовется!

Этот пальчик – он большой,

Толстый, маленький такой,

Ручкам силу придает.

Всех в кулак он соберет.

Пальцы все мы сосчитали,

С ними в игры поиграли,

Главного тут пальца нет,

В этом кулачка секрет

Мы писали

Мы писали, мы писали – ритмично сжимать и 

наши пальчики устали       разжимать кулаки

Вы скачите пальчики  - пальчики «скачут»

как солнечные зайчики -  по столу. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх. остальные выпрямить и соединить.

Прыг, скок, прыг, скок – пальцы «скачут» по столу

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает – легкие движения кистями рук вправо-влево

Вправо-влево наклоняет

Вы не бойтесь ветра, зайки – погрозить пальчиком

Веселитесь на лужайке – помахать пальцами обеих рук

Веснянка

Солнышко, солнышко – поочередно выбрасываем руки вверх

Золотое донышко – покачиваем туловище со сцепленными над головой руками

Гори, гори ясно – 2 раза прыжки на двух ногах

Чтобы не погасло

Побежал в саду ручей – бег на месте

Прилетело сто грачей – взмахи руками, как крыльями

И сугробы тают, тают – медленно приседаем

И цветочки вырастают – ладошки разводим в стороны

Пчелки

Домик маленький на ёлке – одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы  растопырены (ёлка). На второй пальцы смыкаются в кольцо («улей» прижат к «ёлке»)

Дом для пчёл, а где же пчёлки? заглядываем в «улей»

Надо в домик постучать – сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга

Раз, два, три, четыре, пять

Я стучу, стучу по ёлке – стучим кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать: - разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчелы летают

Раз, два, три, четыре, пять.

                            Кораблик
По реке плывет кораблик,
(прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние открыты: показываем «кораблик»)
Он плывет издалека,
(приставляем горизонтально левую руку к глазам)
На кораблике четыре очень храбрых моряка  
(показать четыре пальца)
У них ушки на макушке,
(приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
(показываем две открытые от себя ладошки)
Только кошки да коты!
(пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)

Город

Город – это улицы  - постукиваем пальцами правой руки по столу

Проспекты и дома, 

Площади, музеи, 

Парков тишина, - то же пальцами левой руки
Блеск огромных стекол,- разводим пальцы в стороны и соединяем их
Праздничных витрин

Быстрое движенье    - круговые движения руками, согнутым в локтях 
Прохожих и машин - указательные и средние пальцы «бегут»

по столу, остальные сжаты в кулак

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять      Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.    «Идём» по столу указательным и средним пальцами

Бабу снежную лепили        «Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили   Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались     Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки, тоже другой рукой

А ещё в снегу валялись.          Кладём ладошки на стол, то одной  стороной, то другой

Все в снегу домой пришли.  Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.      Движения воображаемой ложкой

«Наступает Новый год!»

Наступает Новый год!  Хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.  Кисти сцеплены пальцами,  руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,        Поочередно соединяем пальцы на двух  руках, образуя шар

Светятся фонарики.         Делаем «фонарики»

Вот сверкают льдинки,       Сжимаем и резко разжимаем кулаки по очереди

Кружатся снежинки.         Легко и плавно двигаем кистями

В гости дед Мороз идет,     Пальцы шагают по коленям или по столу

Всем подарки он несет.      Трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:       Хлопаем по коленям одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем

меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.      По очереди массажируем каждый палец

«На елке»

Мы на ёлке веселились,    Ритмично хлопаем в ладоши

И плясали, и резвились.     Ритмично бьем кулачками

После добрый Дед Мороз   «Шагаем» средним и указательным

Нам подарки преподнёс.    пальцами обеих рук по столу

Дал большущие пакеты,     «Рисуем» руками большой круг

В них же – вкусные предметы Ритмично хлопаем в ладоши

Конфеты в бумажках синих,   Загибаем на обеих руках

Орешки рядом с ними           пальчики, начиная с большого

Орешки рядом с ними,                              

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

«Птицы»

Прилетайте, птички!       «Зовущие» движения пальцев 4р.

Сала дам синичке. «Режущие» движения одной ладони по другой

Приготовлю крошки Пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, Вытягиваем вперёд правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям. То же – левой рукой

Галки да вороны, Трем ладонью о ладонь,

Ешьте макароны!         «катая из хлеба макароны»

«Правила дорожного движения»

Две педали крутят ноги,  Раскрытыми ладонями выполняем круговые движения

Мчат колеса по дороге   Вращаем согнутыми в локтях руками

Я рулю, куда хочу – Имитируем, что держим руль

Влево, вправо покачу   Поворачиваем влево и вправо

То в перед, а то назад   Круговые движения кулаками вперед и назад

Нажимаю тормоза Обеими ладонями жмем на стол

Дорожных правил очень много.

Раз - Внимание дорога! Показываем указательный палец

Два - сигналы светофора, Показываем два пальца

Три – смотри дорожный знак,  Показываем три  пальца

А четыре – «переход».  Показываем четыре пальца)

Правила все надо знать Грозим указательным пальцем

И всегда их выполнять.

«Много есть профессий!»

Много есть профессий знатных, Соединяем пальцы правой руки

с большим
И полезных, и приятных. Соединяем пальцы левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединяем
Продавец, шахтёр, строитель… пальцы обеих рук с большим
Сразу всех не называю, Сжимаем и разжимаем кулаки
Вам продолжить предлагаю. Вытягиваем руки вперёд

ладонями вверх

«У Матрешиной сестрицы…»

У Матрешиной сестрицы     Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с

указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц         То же по правой ладони
Ходит утка в юбке,      На каждое название животного 
В теплом полушубке,      загибаем пальцы на руках, начиная 
Курочка — в жилете,      с больших
Петушок — в берете, 
Коза — в сарафане, 
Заинька — в кафтане, 
А всех их пригоже        Ритмичные чередующиеся хлопки 
Корова в рогоже.       в ладоши и удары кулачками.

«Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять По одному загибаем пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяем ладони вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальцы обеих рук соединяем с большими, образуя «бинокль»
Что он видит впереди? 
Солнце, планеты, Загибаем пальцы обеих рук

Спутники, кометы, 
Большую желтую луну. 

«Цветок на поляне»

Вырос высокий цветок на поляне.   Руки вверху делаем бутон,

Утром весеннем раскрыл лепестки.       пальцы разводим, ладошки вместе.

Всем лепесткам красоту и питанье.     Ритмичные движения

пальцами вместе – врозь

Дружно дают под землей корешки. Опускаем ладони вниз,         прижимаем тыльной

стороной, пальцы разводим

«Электроприборы»

Что за шум на кухне этой?   Сгибание мизинцы

Будем жарить мы котлеты. Сгибание безымянные пальцы

Мясорубку мы возьмем Вращаем средние пальцы вокруг друг друга

Быстро мясо провернем. То же указательными пальцами

Миксером взбиваем дружно То же большими пальцами

Все, что нам для торта нужно, Соединяем мизинцы

Чтобы торт скорей испечь, Соединяем безымянные пальцы

Включим мы электропечь. Соединяем средние пальцы

Электроприборы – это чудо! Сжимаем пальцы в кулаки большой палец поднимаем вверх

Жить без них нам было б худо. Пожимаем плечами

               «Как у нас семья» 

Как у нас семья 
Большая да веселая  - хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно
Два у лавки стоят, -
загибают большие пальцы
Два учиться хотят. - Загибают указательные пальцы
Два Степана сметаны объедаются. загибают средние пальцы
Две Дашки у кашки питаются.
Загибают безымянные пальцы
Две Ульки в люльке качаются Загибают мизинцы

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай-
соединение пальцев по очереди с большим
В морях – корабли, ледоколы, суда,-
то же пальцами другой руки
Они очень редко заходят сюда.


                             
«Новый год»

Перед нами ёлочка: -показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, -показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики,
показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, -
показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки - показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

«Мышка зёрнышко нашла»

Мышка зёрнышко нашла, -соединяем большой и указательный пальчики
И на мельницу снесла. – крутим ладонями одна вокруг другой
Намолола там муки, -
трем ладошка о ладошку
Испекла всем пирожки:- «печем» пирожки
Мышонку – с капустой, -
загибаем поочередно пальчики левой руки большим пальчиком правой руки 
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – 
поднять большой пальчик и пошевелить им
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой. –
указательным пальчиком давить на большой пальчик

«Лепим мы из снега ком»

Лепим мы из снега ком, - дети сжимают и разжимают кисти рук 
Из комочков слепим дом -  
соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны
Звери будут в доме жить,-
хлопают в ладоши 
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить -
соединяют руки в «замок» 
Раз, два, три, четыре, пять, -
загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили. -
«лепят» 
Круглый, крепкий, очень гладкий - показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.-
грозят пальчиком
Раз — подбросим,  -
«подбрасывают». 
Два — поймаем, - «ловят» 
Три — уроним -
«роняют» 
И... сломаем. –
«топают» 

«Утята»

Раз-два – шли утята – поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого

Три-четыре – за водой

А за ними плялся пятый

Позади бежал шестой

А седьмой отних отстал

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался – громко-громко запищал:

Пи-пи-пи – не пищи! – ритмичные хлопки

Мы тут рядом, поищи! – развели руки в стороны

 

 

Снеговик

Давай, дружок, смелей дружок – лепят снежки

Кати по снегу свой снежок,

Он превратиться в толстый ком – развести руки в стороны, показывая большой ком.

И станет ком снеговиком –поставить руки на пояс

его улыбка так светла! – показать руками улыбку

Два глаза – глаза

Шляпа – положить одну ладонь на голову

Нос – нос как Петрушка

метла – поднять одну руку вверх и раздвинуть пальцы

Но солнце припечет слегка –поднять вверх скрещенные руки

Увы! И нет снеговика! – пожать плечами и развести руки в стороны.

Пальчики

Вот какой веселый пальчик, 

Будто зайчик- попрыгайчик! 

Посмотри внимательно: 

Пальчик указательный! 

2. А вот этот пальчик длинный, 

Самый крепкий, самый чинный, 

И его все уважают, 

Средним пальцем называют. 

3. А вот это безымянный, 

Слабенький он постоянно, 

Может, плохо кашу кушал? 

Может, мамочку не слушал? 

4. Этот пальчик самый малый, 

Говорят - малец удалый! 

Пальчик маленький смеется, 

Он мизинчиком зовется! 

5. Этот пальчик- он большой, 

Толстый , маленький такой, 

Ручкам силу придает, 

Всех в кулак он соберет. 

6. Пальцы все мы сосчитали, 

С ними в игры поиграли, 

Главного тут пальца нет, 

В этом кулачка секрет! 

Поросята

Две свинки

(сжать пальцы обеих рук в кулачки,

большой палец поднять)

В загоне у фермера жили,

(сделать из пальчиков «плетень»)

И между собою толстушки дружили.

(сложить руки в замочек)

У каждой росло по четыре ребенка –

Четыре веселых смешных поросенка,

(большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами)

И вместе все восемь любили играть,

Плескаться в воде, кувыркаться, плясать

(выполнять произвольные движения руками)

А вечер настанет – и к маме бегут,

(большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами)

Лягут в загоне и вместе заснут.

(сделать из пальчиков «плетень»)

Зайка

Скачет зайка косой

(выпрямить указательный и средний пальцы левой руки,

остальные соединить)

Под высокой сосной.

(ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)

Под другою сосной

(ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)

Скачет зайка второй.

(выпрямить указательный и средний пальцы правой руки,

остальные соединить)

 

 

Коза и козленок

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

(указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем)

К ней козленочек спешит,

колокольчиком звенит.

(пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук вниз, потрясти ими)

За козленком бежит волк

(одновременно резко сжимать и разжимать

пальцы рук)

И зубами щелк да щелк!

(Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы.)

Рассердилась тут коза:

(попеременно стучать кулачком о кулачок)

«Волку выколю глаза!»

(указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные – прижать к  ладони большим пальцем)

 

Птички

прилетели

Птички прилетели,

(соединить пальчики обеих рук в «клювики»)

Крыльями махали,

(махи ладонями с широко расставленными пальцами)

На деревья сели,

(руки вверх, все пальцы широко расставить)

Вместе отдыхали.

(соединить пальчики обеих рук в «клювики»)

       

Цветок

Вырос цветок на поляне,

(руки в вертикальном положении,

ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их,

как «бутон»)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(выполнять ритмичные движения пальцами вместе - врозь)

Дружно дают корешки под землей.

(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими)

 

 

Улитка 
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! (Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки).

Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! (Разжимаете два пальца кулачка,  мизинец и безымянный. Если ребенок при этом разжимает, указательный и средний, или все пальцы – не нужно поправлять)
Улитка-улитка, пошли гулять! (
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго)).
- Поползли, поползли, поползли…
(«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла).
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (
При повторении – до свидания, улитки! «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями).

В доме пять этажей

Ладонь одной руки держать перед собой, раскрыв пальчики (этажи), другой рукой показывать этажи

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Пчелки

(Одна из рук стоит на столе (на колене), опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке»).

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать,

Дети заглядывают в «улей».

Раз, два, три, четыре, пять.  ( Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга).

Я стучу, стучу по елке  (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчелки летают))

Раз два, три, четыре, пять!

                  «Песочный домик»

Вот песочница
большая  (разводят руки в стороны)
С крышею в горошек (руки «домиком» над головой)
Из песка мы строим дом (стучат кулачком о кулачок)
В доме пять окошек (показывают раскрытую ладошку – «пять»)
Первое – для зайчика (загибают по очереди пальчики)
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку
(ладошки «спят» под щечкой)
Только кошке места мало (грозят пальчиком)
Прыг! И домик наш сломала (шлепают ладошками по коленям).

«Мишка по лесу ходил»

Мишка по лесу ходил - ладошки по коленкам

Звонки песни выводил:

-Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! - имитируем игру на дудочке  

Всем я лапотки сплету.

Себе-большие  - загибаем поочередно пальчики на руке

Жене-меньшие,

Сыну-с носочком,

Дочке-с цветочком,

А соседу заиньке

Сплету лапти маленькие.

С добрым утром!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? – указательными пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? – ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам «Чебурашка».

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? – поглаживаем то одну то другую руки. Хлопки в ладоши.

С добрым утром, ножки! Вы проснулись? – Поглаживание коленок. Потопать ногами

С добрым утром, солнце! Я проснулся! (проснулась) – поднять руки вверх, посмотреть на солнце (вверх)

Новые кроссовки

Как у нашей кошки – загибать на обеих   руках пальчики по одному, начиная с больших

    На ногах сапожки

 Как у нашей свинки  на ногах ботинки

     А у пса на лапках голубые тапки

А козленок маленький обувает  валенки

     А сыночек Вовка новые кроссовки

 Вот так, вот так – «шагать» по столу        указательными и средними пальцами обеих рук

Паучок

Паучок ходил по ветке

 А за ним ходили детки – руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки

Дождик с неба вдруг полил – кисти свободно опущены, стряхивающие движения

Паучков на  землю смыл – хлопок ладонями по коленям

Солнце стало пригревать –ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит

Паучок ползет опять –делаем движения такие же, как в самом начале.

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке паучки ползают по голове

Перелетные птицы

Птицы перелетные – двигаем кистями перекрещенных рук вверх-вниз

В стаи собираются – сжимаем пальцы рук в кулаки

В края теплые летят - двигаем кистями перекрещенных рук вверх-вниз

До весны прощаются – «машем, прощаемся» кистями рук

Стаи журавлиные – загибаем по очереди

 пальцы на руке

 Стаи лебединые,

Стаи соловьиные, гусиные, утиные

К югу все они летят – двигаем кистями перекрещенных рук вверх-вниз

Здесь замерзнуть не хотят – грозим пальчиком

Как наступят холода - хлопаем  себя по плечам

Не найдется им еда – разводим руки в стороны

Велосипед

У него два колеса
(показываем два колеса)
И седло на раме,
(кулачок сверху накрываем ладонью)
Две педали есть внизу
(хлопаем ладошками по воздуху)
Крутят их ногами.
(топаем ножками)

Мебельный магазин

Эту мебель мы купили  - ритмично сжимать и разжимает пальцы рук.

С папой вместе в магазине. 

Это стул, на нем сидят - загибать или разгибать пальцы на руке,

Это стол, за ним едят -   перечисляя мебель, произносить текст, ритмично соединять одноименные пальчики на руках.

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Эту мебель мы купили  - сжимать и разжимает пальцы рук

С папой вместе в магазине.  

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка           Пальцы рук переплетены, из больших   пальцев «верхушка» елочки

Шишечки, иголочки.      Кулачки; указательные пальчики выставлены

Шарики, фонарики,     «Шарики» из пальцев вверх, вниз

Зайчики            «Ушки» из указательного и среднего пальцев

И свечки              Обе ладони сложены, пальцы сжаты

Звёзды,          Ладони сложены, пальцы расправлены

человечки.        Средний и указательный пальцы стоят на   столе

«Подарки»

Дед Мороз принёс подарки:   Шагаем пальчиками по столу

Буквари, альбомы, марки,   На каждое название подарка

Кукол, мишек и машины,    загибаем по одному пальчику

Попугая и пингвина,    сначала на правой,

Шоколадок полмешка    потом на левой руке

И пушистого щенка!

«Пингвины»

Два пингвина пошли гулять,    Руки сжимаем в кулаки, большие пальцы вытягиваем и синхронно передвигаем по столу

А вторые – догонять.    Указательные пальцы «скачут»

Третьи пингвины – бегом,    «Скачем» средними пальцами еще быстрее

А четвертые – пешком.    По столу не спеша передвигаем безымянными пальцами

Пятые поскакали       Кулаки раскрываем полностью, начинают «скакать» мизинцы

И в конце пути упали.    Расслабленные ладони опускаем на стол

«Магазин одежды»

Открываем магазин,         Соединяем ладони, круговые движения в противоположные стороны

Протираем пыль с витрин.     Ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот

В магазин заходят люди,        Подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой

Продавать одежду будем.      Костяшки сжатых в кулак пальцев двигаем вверх- вниз по ладони другой рукидети называют различную одежду        

Магазин теперь закроем,       Фаланги сжатых в кулак пальцев вращаем по центру другой ладони

Каждый пальчик мы помоем.   Массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки

Потрудились мы на «пять» —   Потираем ладони

Пальцы могут отдыхать.         Поглаживаем каждый палец

 «День защитника Отечества»

Сегодня праздник всех отцов,         Сжимаем и разжимаем пальцы

Всех сыновей, всех кто готов,  Хлопаем в ладоши

Свой дом и маму защитить,    Из ладошек делаем «домик», руки прикладываем к сердцу

 Всех нас от бед отгородить!   Сжимаем и разжимаем пальцы

«Много мам на белом свете…»

Много мам на белом свете, Разводим руки в стороны

Всех их очень любят дети! Обхватываем себя за плечи

Журналист и инженер, Загибаем пальцы сначала на

Повар, милиционер, одной, затем на другой руке

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

Мамы разные нужны, Сжимаем обе ладони в замок

Мамы разные важны! Разводим руки, поднимаем ладонями вверх

«Пришла весна»

Снова солнце в небе улыбается, Соединяем пальцы правой

руки с большим
Снег растаял, ручейки звенят. Соединяем пальцы левой

руки с большим.
И подснежник первый распускается, Ладони вверх, пальцы

сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединяем пальцы, постепенно отводя их друг

от друга.
С юга птицы с песнями летят. Ладони повернуты к себе, большие пальцы

переплетены, остальными пальцами совершаем колебательные движения – «птичка». 

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели      Скрещиваем большие пальцы,

С юга птицы прилетели!    машем ладонями

Прилетел к нам скворушка - Поочередно загибаем пальцы

Серенькое перышко  на обеих руках, начиная с мизинцев

Торопились: кто скорей? 

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели    Снова, скрестив большие пальцы, машем ладонями

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делаем клюв –

«птицы поют»

«Эти пальцы – все бойцы…»

Эти пальцы – все бойцы Разводим пальцы,

Удалые молодцы потом сжимаем их в кулак

Два больших и крепких малых  Приподнимаем 2 больших пальца,

И солдат в боях бывалых   другие прижаты

Два гвардейца – храбреца   Приподнимаем 2 указательных пальца

Два сметливых молодца            Приподнимаем 2 средних пальца

Два героя безымянных   Приподнять 2 безымянных пальца

Но в работе очень славных

Два мизинца – коротышки Приподнимаем 2 мизинца

Очень славные мальчишки

                                    «Насекомые»

Прилетела к нам вчера       Машем ладонями

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк      На каждое название насекомого

 И весёлый мотылёк,                     загибаем пальчик

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                        Делаем кружочки из пальчиков

и подносим к глазам

Пожужжали, полетали,                   Машем ладонями

От усталости упали.                        Роняем ладони на стол

«На поляне дом стоит»

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт.  Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем.  Изобразить «Дом»

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, -загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. -
имитировать лепку комков
Птичек крошками кормили, - крошить хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались- вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись-
класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли,-
Отряхивать ладошки
Съели суп и спать легли - Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку

                         «Повар»
Повар готовил обед,  - ребром ладони дети стучат по столу
А тут отключили свет.
Повар леща берет -
загибают большие пальцы
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, -
загибают средние пальцы
Угли бьет поварёшкой - загибают безымянные пальцы
Сахар сыплет в бульон-
загибают мизинец
И очень доволен он- разводят руками


                              «Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять, - хлопают в ладоши
В лес идем мы погулять. «идут» пальчиками по коленкам
За черникой, - загибают мизинец
За малиной, -
безымянный
За брусникой, -средний
За калиной. -  
указательный
Землянику мы найдем –
большим пальчиком шевелят
И братишке отнесем. 
Здравствуй, полянка большая!-
разводят руки в стороны
Здравствуй, трава – мурава! – поглаживают ладошка по ладошке ( по тыльной стороне)
Здравствуй, ягодка лесная!- соединяют в кольцо большой и указательный пальчики
Ты поспела и вкусна. – гладят рукой по животу
Мы корзиночку несём – шагают на месте
Всю тебя мы соберём. –
разводят руками  в стороны

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок!  - дети лепят воображаемый ком и катят его от себя
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком -
рисуют в воздухе круг
И станет ком снеговиком -
дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх
Его улыбка так светла! - прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку
Два глаза, шляпа, нос, метла... -
дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу
Но солнце припечёт слегка –дети поднимают руки вверх
Увы! И нет снеговика! - поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок, - поочередно надевают колечко на пальчик, начиная с мизинца правой руки.  (стучат поочередно палочками  по полу)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок.

А у утки есть утёнок
У каждой мамы малыши, все красивы, хороши! – катают ( суд-джок) палочки между ладонями

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы

Картотека пальчиковых игр для детей старшей группы....

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшей группы по темам

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика. Она является неотъемлемым элементом развития мелкой моторики рук. Это упражнения в игрово...

Пальчиковые игры для детей старшей группы

Пальчиковые игры для детей старшей группы...

Картотека игр - пальчиковые игры для детей младшей группы

Пальчиковые игры для детей младшей группы...

Картотека игр -пальчиковые игры для детей средней группы

Пальчиковые игры для детей средней группы...

Картотека игр - пальчиковые игры для детей подготовительной группы

Пальчиковые игры для детей подготовительной группы...