Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Румянцева Елена Николаевна

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения произношения, обогащения лекси­ки, развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika-1_god.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека.

Пальчиковая гимнастика
для детей старшей группы
комбинированной направленности для детей с ОНР
по лексическим темам

«Я и мои друзья»

«Наш детский сад»

«Помиримся».
Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются.)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой.)
Раз, 2, 3, 4, 5.
(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев.)
Раз, 2, 3, 4, 5.
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«Игрушки»

«Овощи»

«Мои игрушки».

У меня игрушек много,
С ними я люблю играть.
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Этот пальчик – пирамидка,
Этот пальчик – желтый мяч,
Этот – красная машинка,
Этот – детская кровать,
Это пальчик – кукла Зина,
( Загибают пальчики на обеих руках.)

Я сложу их всех в корзину.
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски.                    

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

(По очереди разгибать пальчики.)

«Фрукты»

«Осень. Изменения в природе.
Лиственные деревья»

«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит:»Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы,
листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберём,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
маме осенний букет принесём.
(Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)

«Дикие животные наших лесов»

«Домашние животные»

«В лесу».

(Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.)

- Мальчик с пальчик,
Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.) 

Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

 Встретил я медведя, волка,

зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку. 
(Большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Всем подарки подарил,

 Всяк меня благодарил. 
(Четыре пальца последовательно
 соприкасается с остальными пальцами.)

«Котята».

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
(от большого к мизинцу).
 

«Перелетные птицы»

«Осень (обобщение)»

«Птицы к югу улетают».

Птицы в небе тают, тают –
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх.)
Всё, растаяли вдали
(Ладонь «козырьком» ко лбу.)
Аист, цапли, журавли.
(Загибаем по очереди, начиная с мизинца, мизинец, безымянный и средний пальцы.)

«Дождь».

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Дети постукивают по ладони одной руки поочередно подушечками пальцев другой руки. При повторе руки поменять.)

«Человек. Части тела»

«Одежда»

«Очень сложен человек».
Очень сложен человек:
(Указательный палец на лбу, нахмуриться.)
Двое глаз и двое век.
(Указательными пальцами показываем на глаза, затем на веки.)
И – внимательно смотри! –
(Указательные и средние пальцы «идут» от глаз в направлении висков.)
Уха два и две ноздри.
(Показываем на уши и ноздри.)
А вот пальчиков – по пять,
(Растопырить пальцы на обеих руках.)
Чтобы ими все держать.
(Хватающий жест руками.)

«Гномики – прачки».
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)
Стали гномики стирать:
(Трут кулачки друг о друга.)
Токи – рубашки,
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.

«Зимующие птицы»

«Зимние забавы»

«На кормушке».
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику.)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(Опять сжимать и разжимать кулачки.)
Всем хватило зернышек!

«Снеговики».

Между елок вдоль реки
(Нарисовать в воздухе елку.)
Разбрелись снеговики.
(Обе руки с «ножками» – указательными и средними пальцами – расходятся в разные стороны.)
Каждый ищет
(Рука «козырьком» ко лбу.)
                         и зовет
(Ладони «рупором» ко рту.)
Снежных баб на хоровод.
(Нарисовать в воздухе снежную бабу.)

«Хвойные деревья»

«Скоро Новый год»

«Елка».

Вот стоит большая елка,
(Руки перед собой, пальцы вместе. Показать толстый ствол большой елки.)
А на ней растут иголки,
(Пальцы на обеих руках широко развести.)
Есть на елке также шишки,
(Собрать пальцы на обеих руках в кулаки.)
А внизу – берлога мишки.
(Скрестить пальцы вместе, образовав «крышу».)

«На елке».

Мы на елке веселились, 
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
 
И плясали, и резвились, 
(Ритмичные удары кулачками.) 
После добрый Дед Мороз 
(«Шагают» по столу средним и указательными пальцами обеих рук.) 

Нам подарки преподнес. 
Дал большущие пакеты, 
(«Рисуют» руками большой круг.) 

В них же — вкусные предметы: 
(Ритмичные хлопки в ладоши.) 

Конфеты в бумажках синих, 
(Загибают пальчики на руках, начиная с больших.)
Орешки рядом с ними, 

Груша, яблоко, один 
Золотистый мандарин. 

«Мой город»

«Мой дом»

«До города».

До города дорога в гору,
От города – с горы.
(Внутренняя сторона обеих ладоней опущена вниз. Ладони соприкасаются большими пальцами, имитируя волнообразные движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

«Строим дом».
Целый день тук да тук, 
(Руки сжаты в кулаки, большой  палец поднят вверх.)
Раздаётся звонкий стук 
(Движение сверху большим пальцем.)
Молоточки стучат,
(Постучать кулаком о кулак.)
Строим дом для ребят. 
(Правым кулаком постучать сверху по левому.)
Вот какой хороший дом, 
(Сжимание пальцев обеих рук и разжимание их.)
Как мы славно заживём.
(Вращение кистями обеих рук.)

«Мебель»

«Посуда»

«Наша мебель».
Это стул — на  нем сидят.
 
(Левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх.)
Это стол — за ним сидят. 
(Левая в кулачке, правая  открытая ладошка лежит сверху.)
Вот кровать – на ней лежат. 
(
Руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой.)
В шкаф мы вещи убираем, 
(Имитация складывания вещей.)
На прогулку все шагаем. 
(Пальчики обеих рук шагают по коленкам.)

«Помощники».
Раз, два, три, четыре,                  
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)
Мы посуду перемыли:                  
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку      
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,                  
 
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Только чашку мы разбили,            
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.                
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

«Продукты питания»

«День защитника Отечества»

«Блины».
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
(Попеременно касаться поверхности стола тыльной
стороной кисти руки и ладонью.)

«Наши защитники».
Не допустят  к нам войну,
(Обе ладони от себя.)
Защитят свою страну:
(Руки соединить перед собой.)
Пограничник, вертолетчик,
Врач военный и танкист,
(Смена рук.)
А еще – десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.

(Произнося слова, загибаем пальцы по одному сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.)

«Зима (обобщение)»

«Снежок».

Раз, два, три, четыре,
(Загибать пальчики, начиная с большого пальца.)

Мы с тобой снежок слепили,
(«Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую.)
И совсем, совсем не сладкий
(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим.
Два – поймаем.

Три – уроним.
И… сломаем.

(Выполнять соответствующие словам действия.)

«Мамин день»

«Профессии»

«Маму я свою люблю».

Маму я свою люблю,
(Кулачок-ладошка поочерёдно.)

Я всегда ей помогу.
(Кулачок-ладошка поочерёдно.)

Я стираю, полощу,
(Имитация стирки, полоскания.)
Воду с ручек отряхну,  
(Трясём кистями рук.)

Пол я чисто подмету 
(«Подметаем».)
И дрова ей наколю.
(«Колем дрова».)
Маме надо отдыхать, 
(Ладошки под голову.)
Маме хочется поспать.
(Закрываем глаза.)
Я на цыпочках хожу. 
(«Идём на цыпочках».).

И ни разу, (Водим указательным пальчиком вправо-влево.)

И ни разу, (Грозим пальчиком.)
Ни словечка не скажу: "Тс-тс-тс!"
(Прижимаем пальчик к губам.)

«Много есть профессий знатных…». 

Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

«Транспорт»

«Безопасность на улице и дома»

«Есть игрушки у меня».

Есть игрушки у меня:
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран -
Настоящий великан.
(Загибают пальчики на обеих руках.)
Сколько вместе?
Как узнать?

Помогите сосчитать!
(Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

«Дорожных правил очень много».
Раз – внимание дорога!

(Загибаем все пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно.)

Два – сигналы светофора.

Три – смотри, дорожный знак,

А четыре – переход.

Правила все надо знать

(Разжимаем и сжимаем пальцы на обеих руках одновременно.)

И всегда их выполнять.

«Рыбы»

«День космонавтики»

«Рыбка-малютка».
Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.
(Речка – плавное движение расслабленных кистей рук;
рыбка – поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево,
имитируя движения рыбки).

«Солнце – яркая звезда».
Солнце – яркая звезда,
(Левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуты – это Солнце.)
А вокруг – планеты.

(Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца».)
И летают – кто куда –
(Собрать пальцы левой руки вместе в движении справа налево.)
Быстрые кометы.
(Собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо.)

«Детеныши домашних
и диких животных»

«Весна. Изменения в природе»

«Детеныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок,

(По очереди загибают пальцы, начиная с мизинца.)

Это лисенок, а это волчонок.

А это спешит, ковыляет спросонок

(Вращают большим пальцем.)

Бурый, лохматый, смешной медвежонок.

(Качают ладошку, ставя на стол

то большой палец, то мизинец.)

«Домашние животные и их детеныши»

Довольна корова своими телятами,

(Пальцы зажаты в кулак,

поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших.)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами.

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими ребятами!

(Показывают на себя и разводят ладони в сторону.)

«Распускаются цветы».

После снежной пустоты
(Развести руки в стороны ладонями вниз.)
Распускаются цветы.
(Кисть вверх, пальцы раскрыть.)
Как давно не видел ты
(То же самое другой рукой.)
Этой хрупкой красоты!
(Дунуть на обе ладони и распрямить пальцы, ладони вверх.)

«Цветы»

«День Победы»

«Цветочек».
Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится.
(Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основание кистей прижаты друг к другу.
Разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.)  

«Бойцы».

Пальцы эти – все бойцы,
(Показать раскрытые ладони.)

Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два – сметливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца-коротышки –
Очень славные мальчишки!
(Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.)  

«Насекомые»

«Здравствуй, лето!»

«Сколько насекомых здесь!». 

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(Дети сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают головой сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

Это бабочка – краса.

Муравей и стрекоза,

(Поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,
А она красуется!

(Поочередно ударяют кулаками и ладонями.)

«Радуга».
В небе гром, гроза.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Закрывай глаза!
(Закрывают ладонями глаза, потом открывают.)
Дождь прошёл, трава блестит,
(Стучат пальцами по столу.)
В небе радуга стоит.
(Рисуют в воздухе полукруги.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Картотека пальчиковых игр для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития детей. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального п...

Картотека пальчиковых игр и упражнений с использованием мячика «Су-Джок» по лексическим темам

Упражнения на  стимуляцию биологически активных точек на кистях рук для коррекции моторных и речевых нарушений...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Деревья"

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Деревья"...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Признаки осени"

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Признаки осени"...

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звук И. Буква И» Лексическая тема «Фрукты»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука И, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; упражнять в словообразовании, в умении преобразовывать форму ед...