Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Румянцева Елена Николаевна

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения произношения, обогащения лекси­ки, развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika-1_god.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека.

Пальчиковая гимнастика
для детей старшей группы
комбинированной направленности для детей с ОНР
по лексическим темам

«Я и мои друзья»

«Наш детский сад»

«Помиримся».
Два больших пальца спорят:

(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)

Кто главней из них двоих?

(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)

«Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются.)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой.)
Раз, 2, 3, 4, 5.
(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев.)
Раз, 2, 3, 4, 5.
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«Игрушки»

«Овощи»

«Мои игрушки».

У меня игрушек много,
С ними я люблю играть.
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Этот пальчик – пирамидка,
Этот пальчик – желтый мяч,
Этот – красная машинка,
Этот – детская кровать,
Это пальчик – кукла Зина,
( Загибают пальчики на обеих руках.)

Я сложу их всех в корзину.
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)

«У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски.                    

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

(По очереди разгибать пальчики.)

«Фрукты»

«Осень. Изменения в природе.
Лиственные деревья»

«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит:»Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы,
листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберём,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
маме осенний букет принесём.
(Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)

«Дикие животные наших лесов»

«Домашние животные»

«В лесу».

(Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.)

- Мальчик с пальчик,
Где ты был?

(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.) 

Долго по лесу бродил!

(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)

 Встретил я медведя, волка,

зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку. 
(Большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Всем подарки подарил,

 Всяк меня благодарил. 
(Четыре пальца последовательно
 соприкасается с остальными пальцами.)

«Котята».

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
(от большого к мизинцу).
 

«Перелетные птицы»

«Осень (обобщение)»

«Птицы к югу улетают».

Птицы в небе тают, тают –
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх.)
Всё, растаяли вдали
(Ладонь «козырьком» ко лбу.)
Аист, цапли, журавли.
(Загибаем по очереди, начиная с мизинца, мизинец, безымянный и средний пальцы.)

«Дождь».

Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Дети постукивают по ладони одной руки поочередно подушечками пальцев другой руки. При повторе руки поменять.)

«Человек. Части тела»

«Одежда»

«Очень сложен человек».
Очень сложен человек:
(Указательный палец на лбу, нахмуриться.)
Двое глаз и двое век.
(Указательными пальцами показываем на глаза, затем на веки.)
И – внимательно смотри! –
(Указательные и средние пальцы «идут» от глаз в направлении висков.)
Уха два и две ноздри.
(Показываем на уши и ноздри.)
А вот пальчиков – по пять,
(Растопырить пальцы на обеих руках.)
Чтобы ими все держать.
(Хватающий жест руками.)

«Гномики – прачки».
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)
Стали гномики стирать:
(Трут кулачки друг о друга.)
Токи – рубашки,
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.

«Зимующие птицы»

«Зимние забавы»

«На кормушке».
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику.)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(Опять сжимать и разжимать кулачки.)
Всем хватило зернышек!

«Снеговики».

Между елок вдоль реки
(Нарисовать в воздухе елку.)
Разбрелись снеговики.
(Обе руки с «ножками» – указательными и средними пальцами – расходятся в разные стороны.)
Каждый ищет
(Рука «козырьком» ко лбу.)
                         и зовет
(Ладони «рупором» ко рту.)
Снежных баб на хоровод.
(Нарисовать в воздухе снежную бабу.)

«Хвойные деревья»

«Скоро Новый год»

«Елка».

Вот стоит большая елка,
(Руки перед собой, пальцы вместе. Показать толстый ствол большой елки.)
А на ней растут иголки,
(Пальцы на обеих руках широко развести.)
Есть на елке также шишки,
(Собрать пальцы на обеих руках в кулаки.)
А внизу – берлога мишки.
(Скрестить пальцы вместе, образовав «крышу».)

«На елке».

Мы на елке веселились, 
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
 
И плясали, и резвились, 
(Ритмичные удары кулачками.) 
После добрый Дед Мороз 
(«Шагают» по столу средним и указательными пальцами обеих рук.) 

Нам подарки преподнес. 
Дал большущие пакеты, 
(«Рисуют» руками большой круг.) 

В них же — вкусные предметы: 
(Ритмичные хлопки в ладоши.) 

Конфеты в бумажках синих, 
(Загибают пальчики на руках, начиная с больших.)
Орешки рядом с ними, 

Груша, яблоко, один 
Золотистый мандарин. 

«Мой город»

«Мой дом»

«До города».

До города дорога в гору,
От города – с горы.
(Внутренняя сторона обеих ладоней опущена вниз. Ладони соприкасаются большими пальцами, имитируя волнообразные движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

«Строим дом».
Целый день тук да тук, 
(Руки сжаты в кулаки, большой  палец поднят вверх.)
Раздаётся звонкий стук 
(Движение сверху большим пальцем.)
Молоточки стучат,
(Постучать кулаком о кулак.)
Строим дом для ребят. 
(Правым кулаком постучать сверху по левому.)
Вот какой хороший дом, 
(Сжимание пальцев обеих рук и разжимание их.)
Как мы славно заживём.
(Вращение кистями обеих рук.)

«Мебель»

«Посуда»

«Наша мебель».
Это стул — на  нем сидят.
 
(Левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх.)
Это стол — за ним сидят. 
(Левая в кулачке, правая  открытая ладошка лежит сверху.)
Вот кровать – на ней лежат. 
(
Руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой.)
В шкаф мы вещи убираем, 
(Имитация складывания вещей.)
На прогулку все шагаем. 
(Пальчики обеих рук шагают по коленкам.)

«Помощники».
Раз, два, три, четыре,                  
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)
Мы посуду перемыли:                  
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку      
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,                  
 
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Только чашку мы разбили,            
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.                
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

«Продукты питания»

«День защитника Отечества»

«Блины».
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
(Попеременно касаться поверхности стола тыльной
стороной кисти руки и ладонью.)

«Наши защитники».
Не допустят  к нам войну,
(Обе ладони от себя.)
Защитят свою страну:
(Руки соединить перед собой.)
Пограничник, вертолетчик,
Врач военный и танкист,
(Смена рук.)
А еще – десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.

(Произнося слова, загибаем пальцы по одному сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.)

«Зима (обобщение)»

«Снежок».

Раз, два, три, четыре,
(Загибать пальчики, начиная с большого пальца.)

Мы с тобой снежок слепили,
(«Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую.)
И совсем, совсем не сладкий
(Грозить пальчиком.)

Раз – подбросим.
Два – поймаем.

Три – уроним.
И… сломаем.

(Выполнять соответствующие словам действия.)

«Мамин день»

«Профессии»

«Маму я свою люблю».

Маму я свою люблю,
(Кулачок-ладошка поочерёдно.)

Я всегда ей помогу.
(Кулачок-ладошка поочерёдно.)

Я стираю, полощу,
(Имитация стирки, полоскания.)
Воду с ручек отряхну,  
(Трясём кистями рук.)

Пол я чисто подмету 
(«Подметаем».)
И дрова ей наколю.
(«Колем дрова».)
Маме надо отдыхать, 
(Ладошки под голову.)
Маме хочется поспать.
(Закрываем глаза.)
Я на цыпочках хожу. 
(«Идём на цыпочках».).

И ни разу, (Водим указательным пальчиком вправо-влево.)

И ни разу, (Грозим пальчиком.)
Ни словечка не скажу: "Тс-тс-тс!"
(Прижимаем пальчик к губам.)

«Много есть профессий знатных…». 

Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

«Транспорт»

«Безопасность на улице и дома»

«Есть игрушки у меня».

Есть игрушки у меня:
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран -
Настоящий великан.
(Загибают пальчики на обеих руках.)
Сколько вместе?
Как узнать?

Помогите сосчитать!
(Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

«Дорожных правил очень много».
Раз – внимание дорога!

(Загибаем все пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно.)

Два – сигналы светофора.

Три – смотри, дорожный знак,

А четыре – переход.

Правила все надо знать

(Разжимаем и сжимаем пальцы на обеих руках одновременно.)

И всегда их выполнять.

«Рыбы»

«День космонавтики»

«Рыбка-малютка».
Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.
(Речка – плавное движение расслабленных кистей рук;
рыбка – поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево,
имитируя движения рыбки).

«Солнце – яркая звезда».
Солнце – яркая звезда,
(Левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуты – это Солнце.)
А вокруг – планеты.

(Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца».)
И летают – кто куда –
(Собрать пальцы левой руки вместе в движении справа налево.)
Быстрые кометы.
(Собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо.)

«Детеныши домашних
и диких животных»

«Весна. Изменения в природе»

«Детеныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок,

(По очереди загибают пальцы, начиная с мизинца.)

Это лисенок, а это волчонок.

А это спешит, ковыляет спросонок

(Вращают большим пальцем.)

Бурый, лохматый, смешной медвежонок.

(Качают ладошку, ставя на стол

то большой палец, то мизинец.)

«Домашние животные и их детеныши»

Довольна корова своими телятами,

(Пальцы зажаты в кулак,

поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших.)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами.

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими ребятами!

(Показывают на себя и разводят ладони в сторону.)

«Распускаются цветы».

После снежной пустоты
(Развести руки в стороны ладонями вниз.)
Распускаются цветы.
(Кисть вверх, пальцы раскрыть.)
Как давно не видел ты
(То же самое другой рукой.)
Этой хрупкой красоты!
(Дунуть на обе ладони и распрямить пальцы, ладони вверх.)

«Цветы»

«День Победы»

«Цветочек».
Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится.
(Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основание кистей прижаты друг к другу.
Разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.)  

«Бойцы».

Пальцы эти – все бойцы,
(Показать раскрытые ладони.)

Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два – сметливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца-коротышки –
Очень славные мальчишки!
(Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.)  

«Насекомые»

«Здравствуй, лето!»

«Сколько насекомых здесь!». 

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(Дети сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают головой сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

Это бабочка – краса.

Муравей и стрекоза,

(Поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,
А она красуется!

(Поочередно ударяют кулаками и ладонями.)

«Радуга».
В небе гром, гроза.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Закрывай глаза!
(Закрывают ладонями глаза, потом открывают.)
Дождь прошёл, трава блестит,
(Стучат пальцами по столу.)
В небе радуга стоит.
(Рисуют в воздухе полукруги.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Тренажёр для детей старшей и подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Овощи»

Закрепление  лексико-грамматических  категорий  по теме "Овощи"...

Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности по лексическим темам

Методическая разработка по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности по лексическим темам предназначена для закрепления знаний по ле...

Картотека пальчиковых игр для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития детей. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального п...

Картотека пальчиковых игр и упражнений с использованием мячика «Су-Джок» по лексическим темам

Упражнения на  стимуляцию биологически активных точек на кистях рук для коррекции моторных и речевых нарушений...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Деревья"

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Деревья"...