Картотека игр - распевки со звучащими жестами
материал

Захарова Галина Владимировна

Распевки  со звучащими жестами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspevki_so_zuchashchimi_zhestami.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лиса

Уж как шла лиса дорожкой - хлопок, шлепок по коленям

Нашла азбуку в обложке - поочерёдно шлепки по коленям

Она села на пенёк - притопы

И читала весь денёк - раскрыть ладони – смотреть в «книгу»

Лепёшки

Наберу мучицы -   круговые движения по коленям

Подолью водицы   - шлепки оп коленям

Для детей хороших   - притопы

Напеку лепёшек  - хлопки

Лягушка

Вот лягушка по дорожке - поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

Скачет, вытянувши ножки:  щелчки ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)

Ква-ква-ква - руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши

Ква-ква-ква!- руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши

Ёжик и бычок

Встретил ёжика бычок -  поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

И лизнул его в бочок - поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

А лизнув его в бочок - притопы

Уколол свой язычок - пальчиками по коленям

Едет, едет паровоз.

Едет, едет паровоз - поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям

Две трубы и сто колёс - поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям

Две трубы, сто колёс- 2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок

Машинистом – рыжий пёс - поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям

Две трубы, сто колёс - 2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок

Машинистом – рыжий пёс  - поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям

Дождь


Дождик слабенький бывает, вот такой…- м.р.
тихо и редко хлопает в
ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! - дети повторяют движение

А бывает дождик сильный, вот такой…-
м.р. хлопает в ладоши сильней
(четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! - дети повторяют движение

А ещё бывают в небе чудеса –
гром гремит и начинается ГРОЗА! -
топает и хлопает
одновременно (восьмые).
Дети подхватывают движения

Фома и Тимошка

        Задача: развитие слухового внимания,                     ритмичности.

      Стучит, бренчит по улице,     топающий шаг вперёд по кругу

               Фома едет на курице.

              Тимошка на кошке          

               лёгкий бег по кругу

               Туда же по дорожке.

Скок-скок-поскок (с предметом или инструментом)

       Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

       Скок-скок-поскок,    -   ритмичные поскоки по кругу,

       Сколочу мосток,         в руках  деревянные ложки или кубики, на них

       Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

       Всех ребят пущу.

    В конце все останавливаются, ведущий  вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

Стало теплее

       Задача: Воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-х дольном размере.

               Стало теплее,

               Воздух свежее.

               День прибывает,

               Снег  уже тает.

Апрель

     Задача: Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами.

  а) декламация стиха с пластическими жестами;

  б) подбор сопровождения к стиху:

  — мелодическое остинато;

  — сопровождение на треугольнике (капельки);

  — остинато на ксилофоне: тоническая квинта  или терция 2-мя руками  одновременно.

   Апрель, апрель!                      4 хлопка

   На дворе звенит капель,        «капельки» или шлепки

   По полям бегут ручьи,           перебор пальцами, «ручьи»

   На дорожках лужи,                 ладошки вниз, руки двигаются как по поверхности лужи

   Выбегают муравьи                 перебирают пальцами, как бы поднимаются вверх

   После зимней стужи.

   Пробирается медведь             имитируют шаги

   Сквозь густой валежник.

   Стали птицы громче петь       взмахи рук

   И расцвёл подснежник        изображают подснежник

Сильная и слабая доли

   Задача: различать и выделять звучащими жестами сильную и слабую доли в стихах и в пении.

Методика проведения:  дети выделяют сильную долю хлопками, а слабую – шлепками при ритмизации текста и во время пения.

Осенние листочки

     Задача: почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

         Листья осенние тихо кружатся,

        Листья нам под ноги тихо ложатся

        И под ногами шуршат, шелестят,

         Будто опять закружиться хотят.

Снежная баба

     Задача: развитие координации, внимания, плавно, напевной речи.

   Сегодня из снежного мокрого кома

   Мы снежную бабу слепили у дома.    Идти по кругу, катить воображаемый ком.

   Стоит эта баба у самых ворот –пружинки, руки на пояс

   Никто не проедет! Никто не пройдёт! 

   Грозить пальцем пр. и л. руки по очереди

   Знакома она уже всей детворе, 

   Хлопки с прыжками

   А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

    Притопы

Помидоры

      Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

        Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

         В огороде за забором

         Созревают помидоры.

         Держатся за колышки,

         Греются на солнышке.

Ай, дуду

      Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

            Ай, дуду, дуду, дуду,                     

     Имитация игры на трубе

            Сидит ворон на дубу.

            Он играет во трубу,

            Во трубу серебряну.

            Через мышкин, мышкин дом        

      Изображают дым

            Идёт дым столбом, столбом.         

      Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

            Кошка с мышкой подрались,         

      Пружинка с разворотом

     В одной ямке собрались.                

      Сужение круга в центре, присесть

Ты, мороз!

      Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

     Ты, мороз, мороз, мороз,-  сужение круга

      Не показывай свой нос! - расширение круга

       Уходи скорей домой,-  сужение круга

        Стужу уноси с собой. - расширение круга

        А мы саночки возьмём  - лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

        И на улицу пойдём.

        Сядем в саночки-самокаточки,

        С горки –Ух!                           присели

Тили-бом!

      Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

       Тили-тили, тили-бом!            прист. шаг, пружинка (2 раза)

       Сбил сосну зайчишка лбом!       3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

      Жалко мне зайчишку –               наклоны головы вправо-влево

       Носит зайка шишку.

       Поскорее сбегай в лес,                 лёгкий бег по кругу

       Сделай заиньке компресс!          на последнее слово — присесть

Маляр

       Задача: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

       Есть у мастера сноровка:                       Плавные движения рук, будто красим кистью

        Водит кистью очень ловко,

       Тянет следом за собой

       Ленту краски голубой.

       Удивлялась птичья стая,              «Незнайка»

       Мимо дома пролетая:

      «Вот так крыша! Чудеса!           Хлопки

       Голубей, чем небеса».

Лесенка

Вот иду я вверх - пальчики «шагают» по коленям, шлепок

Вот иду я вниз - притопы ногами, хлопок

Скок – скок – поскок

Скок-скок-поскок -  два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

Сколочу мосток - два шлепка по коленям, притоп, хлопок

Серебром замощу - два шлепка по коленям, притоп, хлопок

Всех ребят пущу - два шлепка по коленям, притоп, хлопок

Дятел

Тук, тук, тук-тук-тук - стучим кулачок об кулачок

Мы в лесу слыхали стук- поочерёдно хлопки по коленям

Тук, тук, тук-тук-тук - стучим кулачок об кулачок

Это дятел сел на сук- поочерёдно притопы ногами.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук - стучим кулачок об кулачок

Тук-тук-тук - поочерёдно хлопки по коленям

Тук-тук-тук, тук-тук-тук- стучим кулачок об кулачок

Тук-тук-тук - притопы ногами

Жучка и кот

В погреб лезет Жучка,- пальчики «бегут» по коленям

С нею кот - поочерёдно шлепки по коленям

Если в небе тучка - пальчики стучат по коленям

Дождь пойдёт - погладить колени

Лужи


Шлеп-шлеп-шлеп - дети ритмично постукивают ладонями по ногам

Иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп, вода в ботинках.-
Ритмично притопывают ногами.
Кап-кап-кап, мне зонтик нужен —
Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами  с одновременным движением рук сверху вниз.
Оп-оп-оп, вода по спинке —
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.
Буль-буль-буль, упала шапка —
Выполняют ритмичную пружинку.
Ой-ой-ой, кругом вода -  
качают головой, руки к голове.
Да-да-да, себя так жалко -
ритмично кивают головой.
Одевайтесь в дождь всегда!

Лиса по лесу ходила

          Задача: развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходил,

Звонки песни заводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

Дробный шаг по кругу

На последний слог – разворот лицом в круг

Хлопки-тарелки

Поочерёдное выставление ног на пятку

На стене часы висели

   Задача: закреплять слуховые представления о  равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.

          На стене часы висели:        Качание     

   «Тик-так, тик-так».             Хлопки                                                                          Деревянные палочки

        Тараканы стрелки съели,    Качание        

    «Хрум-трак, хрум-трак».    Хлопки тарелочки         Рубель, ксилофон

         Мыши гири оторвали,         Качание

       «Бом-бом, бом-бом».       Шлепки                  

          Тарелка

        И часы ходить не стали:      Качание

 «Динь-стон, динь-стон».         Притопы             

  Треугольник

Капельки

Задача: Развитие внимания, выразительности движений, координации.

    Побежали капельки в синеньких сапожках- лёгкий бег

     Превратились капельки в ручейки-дорожки,

Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал - бег

Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал  - дети приседают: «засыпают»,

Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал - подскоки с перестроением в круг,

Увидел речку - прыг туда - прыжки вперёд,

И сразу замолчал  - дети садятся на ковёр.

Едем, едем на тележке

   Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

   Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

    Едем, едем на тележке                 Скрип-скрип

    Распевать в лесу потешки.

    Листья ласково шуршат,                Ш-ш-ш

    Птички звонко так свистят.           Фью-фью

     Белочка на ветке орешки грызёт,      Цок-цок

     Рыжая лисичка зайца стережёт.            Тс-тс

     Едем, едем на тележке                   Скрип-скрип

     Распевать в лесу потешки.

     Ручеёк журчит,                         Болтание языко

     В речку он бежит.

     Долго-долго ехали,                       Скрип-скрип

     Наконец, приехали!

     Ух!                                                         Хором

Будем листья собирать

    Задача: развивать ритмичность, мелкую моторику.

         Раз, два, три, четыре, пять,                          Сжимают и разжимают кулачки

       Будем листья собирать.

       Листья берёзы, листья рябины,                      Поочерёдно загибают пальцы

       Листики тополя, листья осины.

       Листики дуба мы соберём.                              Сжимают, разжимают кулачки

В садик  осенний букет принесём

Снежинка

Задача: развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха.

         Кружатся снежинки

         В воздухе морозном.

         Падают на землю

         Кружевные звёзды. -  Медленно присесть,      показать плавное падение снежинок

         Вот одна упала

         На мою ладошку -  Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку

        Ой, не тай, снежинка, - Бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой

       Подожди немножко! Кружение на носочках

   В конце игры дети легко дуют на      воображаемую снежинку.

Сенокос

    Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

       Старый заяц сено косит,         «косит»

       А лиса сгребает.                       «сгребает»

       Муха сено к возу носит,           «носит»

       А комар кидает.                     «кидает»

       Довезли до сеновала.    вращение колёс

       С воза муха закричала:               

       «На чердак я не пойду,    

        движение головы вправо-влево

         Я оттуда упаду,                  притопы

         Ноженьку сломаю,      

         4 прыжка на одной ноге

         Буду я хромая.                    «хромает»

Яблонька

        Задача: декламация текста с  движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

       Веточки на яблоньке      Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

       Висли от печали.

       Яблочки на веточках      Качание опущенных рук вправо-влево.

       Висели и скучали.

       Девочки и мальчики        Качание рук вперёд-назад

      Ветки раскачали,

      Яблоки о землю               Хлопки по коленкам

      Громко застучали.

Волк

     Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

          Через речку, через мост           

          приставной шаг с пружинкой

          Серый грозный волк идёт.  

          выбрасывание пальцев рук вперёд, 

          Страшный волк-волчи-ще       

           раскрывая кулачки

          Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.           

            4 хлопка

           Острые зуби-щи,                      

         выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки                                            

           Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

Как на горке снег

      Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

       Как на горке снег, снег,     4 хлопка

       И под горкой снег, снег.   4 шлепка по коленкам

       А под снегом спит медведь,       

                             7 притопов

      Тише, тише, не шуметь.       

                   «тс» — показать 4 раза

Тук-тук

        Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

         Тук-тук-тук-тук-                    Кулачок о кулачок

        Это что за стук?                       Хлопки

        Деревянный это звук:            Шлепки

        Тук-тук-тук-тук.                     Кулачок о кулачок        

        Тук-тук-тук-тук-                     Кулачок о кулачок     

        Это что за стук?                      Хлопки      

        Дятел жил в дупле пустом,    Шлепки

        Дуб долбил, как долотом.      Кулачок о кулачок

Едет мышка на ежах

      Задача: развивать внимание, координацию, чувство ритма.

       Трах-трах-тарарах!          Хлопки

       Едет мышка на ежах.       Шлепки по коленкам

     — Подожди, колючий ёж!      Щелчки-клювики

       Больше ехать невтерпёж!     Притопы

        Больше ехать невтерпёж!    Хлопки – «тарелочки»

        Очень колешься ты, ёж!       Хлопки

«Котенька-коток»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,           Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,         «Зовут» ручками

Нашу деточку качать              плавные движения качания

Я тебе коту, коту                     Шаги по кругу в другую сторону

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,               Будто держат пирог и миску на ладошках,

Полну миску молока             делают пружинки в это время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звучащие жесты» в музыкальной педагогике

Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе об...

Конкурс. Семинар для родителей "Игры со звучащими жестами"

Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные зв...

Речевые игры со звучащими жестами

Игры используются для отработки чувства ритма, развития фонематического слуха и речи....

Консультация для воспитателей "Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма"

Краткие теоретические вопросы о развити чувства ритма детей дошкольного возраста и возможности использовать музыкальные игры в условиях совместной деятельности восптателя и детей в режимных моме...

Звучащие жесты как эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно...

Распевки со звучащими жестами.

Звучащие жесты - это "природные инструменты " человека - Шлепки, щелчки, хлопки , притопы, щелчки пальцами и пр. Обучение музыки происходит непосредственно через тело человека....

Картотека "Речевые игры со звучащими жестами"

Картотека Речевые игры со звучащими жестами...