Конспект родительского собрания в младшей группе "Развиваем речь посредством игровой деятельности"
методическая разработка (младшая группа)

Коткина Наталья Александровна

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как вы говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит успех его в усвоении языка. Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Развиваем речь посредством игровой деятельности»

Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с играми и упражнениями, помогающими формировать речь ребенка, через активные формы работы.

2. Поддерживать инициативу родителей (законных представителей) к сотрудничеству с педагогами ДОУ: - в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста (помощь в изготовлении игр для речевого развития детей).

Формы проведения«аукцион»

Ход мероприятия:

-Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Предлагаем Вам немного поиграть.

Игра «На что похоже настроение?»

Игра проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше с ведущего: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а Ваше?». Упражнение проводится по кругу. Ведущий обобщает, какое же сегодня настроение у всего круга: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.

Наше собрание пройдет в форме «Аукциона» по теме «Развиваем речь посредством игровой деятельности». Аукцион – это публичная продажа товаров с использованием торгов.

- Представляем Вашему вниманию:

Ведущий аукциона – воспитатель …

Аукционист – воспитатель …

Аукционеры – Вы, уважаемые родители. Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто быстрее поднимет сигнальную карточку и правильно ответит на вопрос. За правильный ответ выдается жетон. В конце собрания родитель, у которого собралось наибольшее количество жетонов, получает приз.

Аукционист: Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги речевого развития. Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по развитию речи детей, которые вы сможете проводить дома.

Аукционист: Представляем вашему вниманию лот №1.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Назовите наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка.

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

4. Чтение детской художественной литературы.

5. Игра взрослого с ребёнком.

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос). Победителю вручается жетон. Поприветствуем.

Ведущий: Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как вы говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит успех его в усвоении языка. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном. 

Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Аукционист: Представляем вашему вниманию лот № 2.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос. Внимание на экран (на экране дети выполняют комплексы артикуляционной гимнастики)

-Что делает ребёнок?

- Как вы думаете, для чего нужна артикуляционная гимнастика?

(Укрепить мышечную систему языка, губ, щек; научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить напряженность артикуляционных органов; Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.)

Аукционист: Продано! (стук молотка) Торг выиграла  (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!

Ведущий: Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для тренировки подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки, переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять сидя (перед зеркалом), ежедневно 3-6 минут. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Обязательно контролируйте правильность выполнения задания. Выполняя упражнения для языка, можно использовать ладонь своей руки, имитируя движения языка. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе со временем переходя к более быстрому.

Одно артикуляционное упражнение выполняется несколько раз 

(3-4 упражнения.)

Аукционист: А теперь мы предлагаем вам попробовать выполнить артикуляционные упражнения, которые мы рекомендуем выполнять с ребенком дома. Выполнять будем артикуляционную гимнастику, используя сказку.

«Зоопарк»

Жил –был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были…Правильно лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем-перестанем

И нисколько не устанем.

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же…слон! Давайте покажем какой у слона хобот!

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну. (зубы сомкнуты).

Вдруг подумал Язычок: а не пора ли мне домой? Надо узнать который час. Покажем, как работают часики.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал язычок который час и поспешил скорей домой.

Ведущий: Как вы могли заметить, мы потратили всего немного времени, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

Аукционист: Представляем вашему вниманию лот № 3.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопросы. Внимание на экран.

- Что делают дети?

- Как вы думаете, для чего нужна дыхательная гимнастика?

(Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.)

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!

Ведущий: Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все упражнения дыхательной гимнастики помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки, а также способствуют развитию правильного речевого дыхания. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным и плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Аукционист: А теперь мы предлагаем вам попробовать выполнить некоторые дыхательные упражнения. Основное правило всех дыхательных упражнений – это вдох носом и выдох ртом, не надувая щек (раздать игры для дыхательной гимнастики).

Аукционист: Представляем вашему вниманию лот № 4

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Как обогатить словарный запас ребенка? (пополняется благодаря общению с окружающими людьми, чтению каких-либо текстов, с помощью общения в бытовых ситуациях и т. д.)

Ведущий: правильно!

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!

 Ведущий:  Красивая и грамотная речь - очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка- тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому. Пополняется словарный запас благодаря общению с окружающими людьми.

Аукционист: А теперь вашему вниманию предоставляются игры на расширение словарного запаса детей.

Игра «Чудесный мешочек»

Взрослый достает по одному предмету (например, фрукт) из чудесного мешочка, называет его: «Это груша, она желтая, сладкая, вкусная». Так взрослый описывает 3-4 фрукта. Затем взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «Груша какая?»  Ребенок называет признаки: «Она желтая, сладкая».

Игра «У кого, какая игрушка?»

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинается игра: «У меня медведь. А у тебя?». Ребенок: «А у меня заяц».

Взрослый: «У медведя коричневая шубка». Ребенок: «А у зайца белая шубка».

Взрослый: «У меня медведь большой». Ребенок: «У меня заяц маленький».

Взрослый: «У медведя маленькие уши». Ребенок: «А у зайца длинные уши».

Аукционист: Представляем вашему вниманию лот № 5.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Что делают дети?

- Как вы думаете, для чего нужна пальчиковая гимнастика?

(способствуют развитию ловкости пальцев; активизируют речевые центры; развивают внимание, память, воображение.)

Ведущий: Правильно.

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!

Ведущий: Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с  использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает тексты, его речь становится более выразительной.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.

Аукционист: А сейчас Вашему вниманию предлагаются игры на развитие мелкой моторики.

«Котенок кусается» (прищепки бельевые).

Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно).

После 1-го двустишия – смена рук.
2, 3, 4, 5 – кусается сильно котенок-глупыш,
5, 4, 3, 2 – он думает: это не палец, а мышь (смена рук).
2, 3, 4, 5 – но я же играю с тобою, малыш,
5, 4, 3, 2 – а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».

Игра «Проглот» с использованием носового платка

Берем небольшой носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает!

У меня живот проглот-

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стал у проглота

Животик, как у бегемота!

Игра «Горох и фасоль»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне- игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Аукционист: Представляется вашему вниманию лот № 6.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Как развивать у детей связную речь? (чтение, беседа по содержанию кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.)

Аукционист: Продано! (стук молотка)

Торг выиграла (Ф. И. О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается жетон. Поприветствуем!

Ведущий: Из произведений можно выяснить, что такое хорошо, что такое плохо, как можно и как нельзя поступать. Дети учатся понимать такие моменты, анализировать их с помощью взрослых и самостоятельно в дальнейшей деятельности. С помощью рассказов и сказок у малыша развивается воображение. Слушая описание героев или событий, он строит в голове их образ, фантазирует, додумывает, строит логические цепочки. Детский коллектив в дошкольном учреждении разнообразен, поэтому стоит учитывать особенности и пожелания каждого.

Аукционист: Вашему вниманию предоставляются игры, способствующие развитию связной речи.

Игра «Кто, что умеет делать?»

Ход игры: Воспитатель называет или показывает животное, дети называют его действия. Например, так.

Белочка – скачет, прыгает, грызет орехи.

Кошка – мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет с клубком.

Собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Зайчик – прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

Ведущий: Развитие речи дошкольников в игре -это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Аукционист: Вот и завершился аукцион речевого развития «Играяразвиваем речь». Сегодня вы познакомились с основными направлениями в развитии речи детей младшего возраста, узнали игры, незамысловатые упражнения, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном и которые помогут вам обогатить речь вашего ребенка, сделать её чистой и грамматически правильной.

Аукционист: У кого оказалось наибольшее количество жетонов получает приз! Поприветствуем их. Поздравляем вас, вы самые активные участники нашего аукциона!

Аукционист: Аукцион закрыт!

Ведущий: В завершении нашего собрания нам бы хотелось узнать ваши впечатления о сегодняшней встрече. Предлагаем Вам выразить свое впечатление о сегодняшней нашей встрече через рисунок дня.

Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект родительского собрания на тему "Развитие речи в семье и детском саду" 2 младшая группа

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива! ...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Развитие познавательной, коммуникативной деятельности посредством игры"

Конспект родительского собрания в подготовительной группе«Развитие познавательной, коммуникативной деятельности посредством игры"...

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Экспериментальная деятельность дошкольников в ДОУ и дома»

Конспект родительского собрания на тему:«Экспериментальная деятельность дошкольников в ДОУ и дома»Цель:заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспер...

Конспект родительского собрания в младшей группе «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)

Конспект родительского собрания в младшей группе «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум).Автор: Новоселова Ю.Г. воспитатель МАДОУ «Детский сад «Гус...

Родительское собрание в старшей группе на тему «Развитие речи посредством игровой деятельности»

Родительское собрание«Развитие речи посредством игровой деятельности» Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. 1 часть:Уважаемые родители!Спас...