Особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста
статья

Тепаева Ольга Александровна

Данная статья была опубликована в 2016 году в сборнике работ: "Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований"

Статья посвящена вопросу развития и формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Даны характеристика особенностей каждого возрастного периода. Рекомендации в подборе игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Тепаева

г. Челябинск

ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития и формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Даны характеристика особенностей каждого возрастного периода. Рекомендации в подборе игр.

Ключевые слова: сенсорное развитие, игра, восприятие, развитие, формирование.

В период раннего детства большое значение имеет сенсорное развитие ребенка. Его целью является обеспечение правильного развития малыша.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируется эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве, развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается  основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значения для возможности дальнейшего обучения.

В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами.

Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет ещё не стал для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.

Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Выполнение ребёнком орудийных и соотносящих действий создаёт условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие, более точным и правильным.

Собирая пирамидку, матрёшку, закрывая коробочку, застёгивая пуговицы, кнопки, завязывая шнуровки, ребёнок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определённых правил.

Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки – примериванием. Знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых предметов, например треугольные предметы с крышей, красные с помидором.

Выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.

Важно, чтобы ребёнок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определённый признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребёнка сформировались некоторые представления о свойствах предметов.

Развитие фонематического слуха протекает по тем же закономерностям. В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонематические свойства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу 2-го года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.

Таким образом, можно выделить следующие особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста:

К 1,5 годам – ориентация на отдельные, бросающиеся в глаза (ярко выраженные) признаки.

К 2-м годам – появляется опредмеченность восприятия; восприятие по средствам сравнения свойств предметов при манипулировании ими; активно развивается зрительное и слуховое восприятие;

К 3-м годам – характерен ускоренный темп сенсорного развития (сензитивный период), появляется потребность в воспроизведении за взрослым (слов – названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению).

В игровой форме можно представлять ребенку любые новые понятия.

Несколько раз в неделю полезно проводить упражнения для развития осязательных качеств. Для этого лучше всего взять игрушки, с которыми малыш знаком. Это может быть мячик, кукла, кубик, книжка, расческа и т. д. Предметы накрывают тканью. Задача ребенка — определить на ощупь, какие игрушки присутствуют на столе.

На третьем году жизни можно проводить игру «Это чья вещь?». Задача ребенка — разложить вещи по группам: «мое», «мамино», «сказочного персонажа» и т. д. Детям этого возраста также полезно складывать пирамидки и матрешки.

Особое внимание следует уделять формированию восприятия формы. Для этого используйте игры «Разложи на две группы».

Например, квадраты и круги, овалы и треугольники, круги и овалы, и другие сочетания. Перед игрой взрослый перемешивает все фигуры. Затем он дает ребенку задание.

Всегда полезными являются занятия с раскладыванием палочек. Их можно заменить карандашами, кубиками, шариками и прочими предметами. Раскладывать можно по цвету, размеру и форме. При этом надо оперировать понятиями «разные», «одинаковые», «такой» и «не такой».

Не стоит забывать, что дети младшего возраста только начинают познавать мир. У них формируются первые понятия о формах и положении предметов. В этот период ребенок начинает развиваться особенно бурно. Он становятся очень любознательным. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.

Именно поэтому у каждого малыша необходимо развивать пять основных сенсорных качеств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Каждой системе надо уделять внимание. Задача взрослых — максимальное развитие органов чувств малыша. Такое развитие возможно только в игре.


Литература:

1.Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

2.Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.

 3.Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство: «Скрипторий 2003». 2010.

4.Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал: «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.

5.Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

6.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

7.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

8.Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности....

Мастер-класс "Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста"

В этом материале я знакомлю педагогов с опытом работы по развитию сенсорного восприятия детей раннего возраста в повседневной жизни....

Сенсорное восприятие детей раннего возраста.

Сенсорное развитие  – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш вперв...

Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира

Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...