Музыка в быту детского сада
статья

Доклад/ реферат/ курсовая работа на тему "Музыка в быту детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_bytu_detskogo_sada.doc189 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ И МЕСТО МУЗЫКИ В БЫТУ

ДЕТСКОГО САДА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

ГЛАВА I: РОЛЬ И МЕСТО МУЗЫКИ В БЫТУ ДЕТСКОГО САДА

1.1. Музыка в повседневной жизни детей и детского сада……………...4

1.2. Музыка и физкультура………………………………………………...9

1.3. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников……..15

1.4. Музыка и игра………………………………………………………...19

ГЛАВА II.  СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИАЗЦИИ МУЗЫКИ В БЫТУ

2.1. Музыка и развлечения……………………………………………….25

2.2. Музыкальный уголок в детском саду……………………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………42

ВВЕДЕНИЕ

"Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, интерес и чувство дружбы к народам других стран"[4].

Актуальность исследования: Изучением вопросов использования музыка в быту детского сада занимались такие педагоги как, Ветлугина Н.А., Гончарова О.В., Богачинская Ю.С., Кенеман А.В., Радынова О.П., и многие другие. Анализ этих исследований показывает что данный вопрос недостаточно разработан в методической литературе и дает возможность по-новому посмотреть на роль музыки в повседневной жизни детского сада.

Цель работы: изучить роль и место музыки в быту детского сада. 

Объект исследования: использование музыки в быту в детском саду.

Предмет исследования: создание предметно-развивающей среды в музыкальных уголках в группах.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

2. Раскрыть сущность основных форм работы по использованию музыки в быту с детьми в детском саду.

3.Определить роль и место музыки в быту детского сада

4. Определить содержание и наполнение музыкальных уголков как пространства для использования музыки в быту в группах.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования: методы работы с научной литературой: реферирование, конспектирование, метод изучения передового опыта.

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА I: РОЛЬ И МЕСТО МУЗЫКИ В БЫТУ ДЕТСКОГО САДА

1.1. Музыка в повседневной жизни детей и детского сада

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках.[2]

Музыка в повседневной жизни (быту) детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне занятий и служит важным средством организации эстетически-развивающей музыкальной среды, средством создания благоприятного эмоционального настроя ребёнка, нормализации его психофизического состояния. Она включает в себя:

использование музыки в быту детского сада;

слушание записей музыки, упражнения, игры, самостоятельное музицирование, включение музыки в различные занятия: по развитию речи, изобразительной деятельности и т.д., утренняя гимнастика под музыку;

развлечения: тематические музыкальные вечера, беседы, концерты, театральные постановки и спектакли, аттракционы;

праздники и т.д.

В отличие от музыкальных занятий использование музыки в быту организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя. Развлечения и праздничные утренники музыкальный руководитель всегда готовит и проводит с помощью воспитателя. Это требует от воспитателя:

понимания целей и задач музыкального воспитания;

обладания определенным уровнем развития музыкальной культуры и художественных способностей;

овладения способами художественной практики.

Если на музыкальных занятиях воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетным становится косвенное руководство взрослых музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Так, например, в развлечениях, праздниках, утренней гимнастики без прямого руководства не обойтись, но взрослым всегда следует помнить, что любое музыкальное общение с ребёнком следует строить на основе совместной деятельности, партнерства, всячески поощряя его инициативу [3]

Музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей,  отражать окружающий  их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребёнка, побуждать к творчеству.

Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе по инициативе самих детей в различные моменты их деятельности, вызывая радостное ощущение жизни. Для этого необходимо, чтобы дети имели определенный запас песен, игр, хороводов, исполняли мелодии на детских музыкальных инструментах. Вся эта доступная ребенку музыкальная деятельность и должна быть предметом внимания воспитателя группы. При этом очень важно, чтобы он сам имел музыкальный слух, владел всем детским репертуаром, играл на различных детских музыкальных инструментах, мог показать образец исполнения. Во многом от воспитателя зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их насущной потребностью.

У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому так важно иметь в каждом детском саду электропроигрыватель и комплект аудиозаписей детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т.д.

Воспитатель, любящий музыку, использует аудиозапись, поет детям, прививает им навыки слушания музыкальных произведений, вовлекает в пение. В такие моменты создается особое настроение, эмоционально сближающее детей и педагога, возникает непринужденная, задушевная беседа, непосредственные высказывания детьми своих мыслей, впечатлений, желаний, возникает общность переживаний детского коллектива, укрепляются дружеские чувства.

Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения, проводы в школу, встречи со школьниками, бывшими воспитанниками детского сада. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.

 Так же планируется воспитателем слушание радио, телепередач, организует и  поддерживает возникающие по инициативе детей  песни, игры, хороводы, вводит пение и музыку на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, предварительно согласовав это с музыкальным руководителем. [5]

Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.

Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают. Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, звучащую по радио или в аудиозаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган).[6]

Музыка на прогулке. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы. Многие песни можно инсценировать.

Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.

Воспитатель должен заранее придумывать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

Музыка и ознакомление детей с природой. Различные явления природы, её красота всегда вызывает у композиторов стремление выразить свои чувства, впечатление в музыке. С этими впечатлениями мы должны знакомить детей так, чтобы музыка помогла им острее увидеть и почувствовать красоту природы. Ребёнок учится сопоставлять образы музыки с образами природы. Много песен написано о деревьях, животных, временах года и т.д. Песни можно использовать на занятиях, прогулках, во время экскурсий и т. д. Можно так же включить в любую часть занятия, учитывая возраст детей, знания, психологические особенности восприятия и мышления.

В результате такого воспитания ребёнок учится наблюдать явления природы, чувствовать их красоту, проникается любовью к окружающей среде.

Музыка на художественных занятиях. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками воспитатель сопровождает свой рассказ исполнение небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют её самостоятельно. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном её пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты.

Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса "Клоуны" Д. Кабалевского, прослушанная детьми в аудиозаписи в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить веселого и смешного клоуна в рисунке.

На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры - ритмичные мазки называет капельками дождя. " Кап-кап-кап - капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее", - говорит воспитатель и поет песенку: "Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку - хлебай понемножку!" [7]

1.2 Музыка и физкультура

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений: выразительность, ритмичность, четкость, плавность, слитность; организует коллектив.

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, воспитывают временную ориентировку - способность двигаться в рамках определенного времени, согласовывая свои движения в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Метроритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики. Все это содействует общему оздоровлению организма.

Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий - способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т.д.

Музыкальное сопровождение дается на физкультурных занятиях при выполнении детьми основных движений (ходьба, бег, прыжки, поскоки), а также общеразвивающих, гимнастических упражнений, особенно интересных для детей, когда они выполняют их с предметами (ленты, мячи, флажки, обручи, шарфы и т.п.). такие упражнения близки в своей основе простейшим движениям художественной гимнастики, они увлекают детей, развивают координацию и пластичность, способствуют развитию навыка обращения с предметами.

Не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыжки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также помогает детям усвоить различные построения и перестроения, которые обычно проводятся в начале или в конце занятия [8]

Музыкальное сопровождение строевых упражнений содействует их согласованности и целенаправленности, соответствия изменениям характеру и формы музыкального произведения.

Один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утреней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, по этому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию - снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка  носят торжественный, приподнятый характер.[2]

Подбираю музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т.д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера.

Перед выполнением движений с музыкальным сопровождением детям необходимо послушать музыкальное произведение в целом, понять его содержание и форму. Следует обратить внимание на средства музыкальной выразительности произведения, что должно отразится в форме и динамике движений.

При подготовки упражнений для физкультурных занятий, а также к утренней гимнастике, необходима полная согласованность между воспитателем и музыкальным руководителем.

Прежде всего, это относится к отбору для утренней гимнастики упражнений, сопровождаемых музыкой, а также требований к каждому из них по качеству выполнения, темпу и длительности. Музыкальные произведения подбирает музыкальный руководитель.

Упражнения утренней гимнастики сначала разучиваются на физкультурных занятиях без музыки. При этом основное внимание воспитатель уделяет качеству выполнения упражнений (четкость исходных положений, прямая осанка, правильность выполнения каждого упражнения, современность вдоха и выдоха с фиксацией его звуком или словом). Важно разъяснить и показать детям, что и как они должны делать, научить их самостоятельно ориентироваться в пространстве ( во время ходьбы, бега и при выполнении упражнений стоя на месте). Поэтому, начиная со второй младшей группы, воспитатель при ходьбе не должен быть впереди детей так как он будет заслонять перед ведущим ребенком и всеми детьми перспективу пространства, тем самым замедлять развитие у них пространственной ориентировки. Целесообразнее расставлять для ориентировки предметы - кубики, флажки и т.п. В таких случаях движения детей регулируются указаниями воспитателя ("Доходите до флажка"), и дети приучаются к восприятию пространства и постепенной ориентировке в нем. Если же дети ещё не могут этого выполнить, воспитатель должен повести группу сам, но в таком случае он должен идти рядом с ведущим ребенком, слева от него.

В сопровождении музыки все разученные физические упражнения приобретают большую четкость, точность, плавность.

Музыкальный руководитель обращает внимание на согласованность движений детей с характером музыки, ее началом и окончанием. В младшей группе педагог приучает к этому путем одновременного сочетания слова, музыки и действий самих детей, т.е. воздействует на их сознание, слуховое и зрительное восприятие. Так, начало ходьбы в соответствии с началом звучания музыки, обычно затрудняющее ребенка, подкрепляется командой педагога: "Идите". Окончание ходьбы подтверждается словом "остановитесь", совпадающим с одновременным прекращением музыки. Все это создает условия для наиболее быстрого и прочного усвоения детьми данного навыка.

Под руководством музыкального руководителя дети, выполняя физические упражнения в сопровождении музыки, двигаются и изменяют движения в согласованности с музыкальным произведением и средствами музыкальной выразительности, начинают и оканчивают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки. Таким образом, музыкально-ритмические навыки, формируемые в процессе музыкального воспитания, совершенствуются на физкультурных занятиях и утренней гимнастики.

Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян).

В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое - снизить его. В этом случае гимнастику лучше делать без сопровождения музыки.

Выполнение разнообразных физических упражнений под музыку возможно в тех детских садах, где хорошо поставлена работа по физическому и музыкальному воспитанию, т.е. большинство детей данной возрастной группы успешно справляются с программными требованиями.

Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения дается её характеристика.

Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как её восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их восприятию. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движений, выразительность.

В качестве музыкального сопровождения упражнений в основных видах движений используются народная, классическая музыка, сочинения советских и зарубежных авторов.

Исполнение произведений должно быть качественным, правильным, нельзя допускать акцентированных сильных долей тактов, произвольного повторения отдельных фраз, введения лишних пауз, синкоп и т.п. Все это искажает замысел композитора, нарушает содержание сочинения и снижает его художественные качества.

Различные музыкальные произведения в аудиозаписи также могут быть с успехом использованы в качестве сопровождения на утренней гимнастике и физкультурном занятии.

Музыка и развитие речи.

Уроки музыки развивают у детей красивую и грамотную речь. Чтобы ребенок успешно и хорошо говорил, не надо заставлять его что-то учить.

К таким выводам пришли ученые из Франции и Португалии после совместного исследования, результаты которого потрясли научный мир. Музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, говорят когнитивные психологи.

Связь музыкальности и речи интересовала ученых давно. После изобретения позитронно-эмиссионного томографа было сделано открытие, которое сейчас уже считается неопровержимым фактом. Мозг профессиональных музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества. Сканирование коры головного мозга показало у большинства обследованных значительно превышенные размеры левой височной извилины. А она совпадает с теми областями коры мозга, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи - это зона Вернике и зона Брока.

Гармоничное  сочетание умственного  и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности.   Достижению этой   высокой   цели   во   многом   способствует правильная организация музыкального воспитания детей.[9]

. Музыка, особенно песня, способствует развитию детской речи посредством расширения круга представлений. Беседы, сопровождающие слушание, знакомят детей с новыми понятиями, с новой терминологией, обогащают словарный запас. Пение улучшает произношение, помогает исправлять дефекты речи и является одним из приёмов логопедической работы. Пение песен в медленном темпе облегчает произношение, даёт возможность выговаривать трудные слова и словосочетания.

Пение в быстром темпе способствует выработке четкости произношения, активизирует артикуляционный аппарат. Большое значение в развитии речи имеют различные потешки, прибаутки, дразнилки и т.п. Короткие по размеру, яркие по образу, ритмичные, они привлекают внимание детей, требуют от них чёткого произношения. Большое значение имеет подбор таких песен для детей, в которых звук, затрудняющий ребёнка, повторялся бы многократно в различных сочетаниях.

Музыку можно использовать и при проведении бесед о зиме, весне, о Родине и при рассказывании сказок. В старшем дошкольном возрасте можно широко использовать творческие способности детей. Музыка может применяться на занятиях и с целью создания определенного настроения, углубления его.[10]

1.3. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников занимает особое место при использовании музыки в быту детского сада. Она является средствами самовыражения ребенка в музыке, ярким проявлением потребности в музыке, когда ребенок обращается к ней по собственной инициативе. При этом общение ребенка с музыкой отличается увлеченностью и основано на произвольном использовании ранее выученных песен, попевок и мелодий, песенных, пластических или инструментальных импровизаций. Он чаще использует наиболее близкие ему виды музыкальной деятельности и хорошо выученные произведения.

Самостоятельные музыкальные проявления возникают только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке, желание музицировать и когда они владеют необходимыми музыкальными умениями и навыками: часто интонируют, пластично двигаются под музыку, умеют подбирать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.

Содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных возможностей.

Самостоятельные музыкальные действия детей выражаются в двух основных формах:

1.в сюжетно-ролевой игре с музыкальным оформлением;

2.в различных дидактических играх и упражнениях автодидактического типа (самообучение и взаимообучение).

Поэтому очень важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы.

В соответствии со сказанным следует отметить, что самостоятельная музыкальная деятельность является ярким показателем уровня художественного развития ребенка, ведь только обладая определенным опытом, запасом способов действий, умений и знаний, он сможет переносить все это в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей являются также показателем правильно организованной работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.

Н.А. Ветлугина и А.В. Кенеман намечают следующую структуру самостоятельной художественной деятельности.

Структура самостоятельной художественной деятельности:

1.Возникновение художественного замысла (цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных имеющимся художественным опытом

2.Реализация замысла, которая определяется уровнем владения, способами переноса имеющегося опыта в новые условия, применением воспроизводящих и творческих приемов действий, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.

3.Самостоятельные действия, стремление приблизиться к поставленной цели

Организация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, по мнению педагогов-музыкантов Н.А.Ветлугиной и А.В. Кенеман, требует особого подхода. В связи с этим выделяются определенные факторы, являющиеся источниками её возникновения и оказывающие влияние на её развитие:

1.обучение на занятиях, где ребенок приобретает исполнительские навыки и умения, развивающие у него различные способы самостоятельных действий. Предлагается ряд приемов, способствующих этому: правильное соотношение показа действий и действий по собственной инициативе; побуждение к самообучению и взаимопомощи; обучение умению выражать в конкретном образе содержание в песне, танце, игре; подбор доступного и увлекательного музыкального репертуара, который по тематике, технике исполнения должен быть доступен и привлекателен для ребенка, чтобы вызвать желание исполнить его самостоятельно; яркие впечатления от художественных зрелищ в детском саду, семье. Воспроизведение этих впечатлений побуждает ребенка вспомнить и самостоятельно использовать их в тех или иных ситуациях. К важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мульт и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Так, чтение сказки Ш. Перро «Золушка» и слушание музыки одноименного балета С. С. Прокофьева, музыкально-литературная композиция по сюите К. Сен-Санса «Карнавал животных» с чарующей пьесой «Лебедь», отрывки из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» помогут заложить в детях основы музыкальной культуры, «интонационного словаря разных эпох». Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии, «музыка устной традиции» (Б. В. Асафьев). Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор, проводить разнообразные игры под его сопровождение (настольные, подвижные, считалки и т. д.), а также хороводы и инсценировки. Эмоциональная насыщенность жизни ребенка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет и на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.[11]

2.ребенок должен иметь необходимые условия для реализации своих замыслов, а взрослые обязаны поддержать его, создать условия для творчества, предоставлять музыкальные инструменты, игрушки, пособия, т.е организовать предметно- пространственную музыкальную среду в дошкольном учреждении (зоны самостоятельной музыкальной деятельности: музыкальные уголки, "музыкальные гостиные", музыкально-изобразительные, музыкально-театральные студии, звуковое оформление детского сада и т.д.;

3.косвенные методы руководства музыкальным воспитанием и гибкий творческий подход педагога, совместная деятельность. Взрослый стимулирует проявления самостоятельности в разных видах музицирования; поощряет любые формы самостоятельной музыкальной деятельности, помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач (подсказать вовремя забытые слова или мотив исполняемой попевки и т.п.). [3]

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания, проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду, и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений:

1.обучение - средство музыкального воспитания, нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности, учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

2.музыкальные занятия — основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так и в семье;

3.содержание обучения должно соответствовать целям музыкального воспитания, обеспечивая перенесение полученных умений и навыков ребенка в повседневную жизнь детского сада и семьи;

4.руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху), в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки: напевая, танцуя или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. [11]

1.4. Музыка и игра

В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в "концерт", "музыкальное занятие", "цирк" и т.д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.

Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их "путешествие" на автомобиле. Мальчики, играя в "солдат", четко маршируют под звуки барабана, "аккомпанируют" себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т.д.

Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т. д.). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее. Слушая музыкальные произведения, дети должны различать плавное и отрывистое движения мелодии, акценты, регистр, темп, тембр и т. д. и выполнять движения, соответствующие характеру частей, образам персонажей.

Различение свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Как было отмечено, дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее—о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.

Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше – ниже, длиннее – короче), помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношения звуков по высоте и длительности.

Существуют различные классификации игр и пособий. Например, разделяются игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей. Разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью. Выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Аналогично можно подобрать музыкально-дидактические игры и пособия для овладения детьми различными видами исполнительства (пением, музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах).

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию—их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования свойств музыкальных звуков помогает воспроизведению их детьми.[9]

Возможны различные варианты применения музыки в играх.

В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут.

В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и младшей. Примечательно следующее: если дети играют в «праздники» или «музыкальное занятие», то они используют свой детский репертуар, если же они изображают «концерт», «оркестр», «телевизор», то явно предпочитают песни взрослых. Это объясняется тем, что тематика таких игр передает действия взрослых, и что дети привыкают петь свой репертуар только на музыкальных занятиях.

Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музыкальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с детьми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потребностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятельно, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В него следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясовые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.

Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает девочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, воспитатель говорит им: «Пароход уходит все дальше и дальше, поэтому песня едва слышна. Воспитатель может предложить построить часть игры или всю ее на основе музыки. Удобна в этом отношении игра в «моряки», в которую очень любят играть мальчики. Построив пароход из строительного материала, дети отправляются в плавание; слышны команды капитана. Кода «корабль» подходит к «пристани», воспитатель предлагает «морякам» пригласить на него гостей и устроить для них концерт (исполнить танец, спеть песню, рассказать стихотворение). Получается творческая игра «в концерт». Проводя игру «Путешествие на поезде», воспитатель сообщает, с какими остановками он следует. Дети садятся на «поезд», «едут». Сойдя на первой остановке, например, «песенной», дети поют свои любимые песни, затем занимают места и едут дальше. Впереди у них много станций: «Загадочная», «Игровая», «Сказочная». Воспитатель может запеть песню Н. Метлова «Поезд». Дети с удовольствием ее подхватят и в дальнейшем не забудут включить в игру. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая хода игры, то в какой-то степени будет преодолен разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музыкальной деятельности.

Дети с увлечением играют в кукольный театр, превращая в артистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоскостных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об уровне развития воображения у детей, понимания ими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыгрываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров песенки или же некоторые пьесы из репертуара детского оркестра. Эти инициативы надо обязательно отметить, поддержать, поощрить. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный патефон, телевизор, пианино, миниатюрную театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».[8]

Музыка в повседневной жизни детей поднимает их жизненный тонус, эмоционально окрашивает разнообразную деятельность, воспитывает нравственно-эстетическое отношение к окружающему, развивает мысль, творческую инициативу, вносит значительный вклад в формирование личности ребенка.

ГЛАВА II СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИАЗЦИИ МУЗЫКИ В БЫТУ

2.1. Музыка и развлечения

Развлечения — одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность. В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатели, родители и др.). Роли в них распределяются по-разному: в одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других — дети дошкольного возраста одной или нескольких возрастных групп. Возможно и совместное участие взрослых и детей.

Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это прежде всего беседы-концерты по слушанию классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей. Так, если на занятиях дошкольники слушают отдельные пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского, то беседа-концерт «Детский альбом П. И. Чайковского» поможет закрепить впечатления и познакомить с новыми пьесами или всем циклом.

Если на занятиях дети слушают небольшие фрагменты из произведений А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинки и других композиторов, то при проведении беседы-концерта можно взять более крупные отрывки. Беседа-концерт, посвященная творчеству одного из композиторов, расширяет, обогащает, углубляет впечатления детей.

Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль музыкального оформления.

Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически малыши могут включаться в действие, это активизирует их восприятие, внимание, воображение. Ребенок начинает чувствовать себя участником происходящего и увлеченно, с удовольствием сопереживает артистам, персонажам сказок, спектаклей.

 Развлечения — особая форма организации воспитательного воздействия на дошкольника. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к прекрасному средствами музыки, художественного слова, танца и изобразительного искусства. Развлечения дают возможность проявиться самостоятельной художественной деятельности ребенка, формируют его творческую активность. [11]

2.2 Музыкальный уголок

Музыкальный зал – это маленькая планета в детском саду, на которой дети получают возможность реализоваться в разных видах творчества. Это концертная или театральная сцена, музыкальная гостиная, мини-музей, игровая площадка. А в группах дети должны иметь возможность закрепить знания и навыки, полученные на музыкальных занятиях. Поэтому создание предметно-развивающей среды, в частности — музыкального уголка в группе, является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса  и создания возможности творческой самореализации детей.

В свободное от занятий время дети проявляют индивидуальные склонности: одни рисуют, другие лепят, третьи поют, музицируют с помощью детских музыкальных инструментов, то есть действуют самостоятельно. Чтобы эта деятельность развивалась как можно успешнее, необходимо создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его соответствующей мебелью и пособиями.[12]

Используя предметно-развивающую среду музыкального уголка, ребенок выбирает себе занятие по душе, но это не значит, что он предоставлен самому себе. В функции воспитателя входит: влияние на музыкальные впечатления детей, организация музыкальных игр, создание условий, способствующих развертыванию деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен следить за тем, насколько бережно дети обращаются с музыкальными игрушками.[13]

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и ее красоту. Слушание музыки занимает важное место в воспитании детей. Благодаря этому процессу ребенку прививается желание любить и познавать прекрасное. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

По собственной инициативе дети могут играть в музыкально-дидактические игры и организовывать «концерты» и «театры» с игрушками, плоскостными фигурками и куклами.

 При  создании  музыкальных  зон  в  ДОУ рекомендуется продумать:

Целесообразность  размещения  зоны,  

Доступность оборудования  для  детей

Хранение

Разнообразие  оборудования.

Учёт  возрастных  особенностей  детей.

Эстетическое  оформление  музыкальной  зоны  и пособий, находящихся там

Возможность  переноса  оборудования  в  другие места.

Структура музыкальной среды может быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребёнком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную или частичную трансформацию игровых модулей, мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Мини-центры оформляются в одном стиле с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. [14]

Рекомендации:

Создание творческой зоны в группе необходимо для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.

С чего начать создание такой творческой зоны?

 I Изучить рекомендацию для воспитателей по организации и оформлению музыкального уголка в группе.

II Совместно с  музыкальным руководителем подобрать оборудование

по разделам, которые соответствует данной возрастной группе:

2.1. Слушание :

-Приобрести портреты известных русских, зарубежных ( в том числе современных композиторов (М.Глинка, П.Чайковский, Д.Кабалевский, А.Моцарт, Л.Бетховен, И.Бах, Красев);

-Пополнить фонотеку по слушанию и восприятию музыки (классические, детские, тематические и современные музыкальные произведения)

-Приобрести DVD диски с познавательной информацией об искусстве .

-Подобрать иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

2.2.Игра на детских музыкальных инструментах:

-Бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (изготавливаются педагогами, совместно с детьми) - это не озвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами (пианино, гармошка, балалайка);

- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки, куклы - неваляшки, образные музыкальные поющие или танцующие игрушки (собачка котик, петушок, зайка);

-Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования: детское пианино, гармошка, со средней группы добавляется металлофон;

-Озвученные игрушки: (музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки) Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию;

-Шумовые инструменты: бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, ложки.

2.3  Пение и подпевание:

-Завести тетрадь для записи песен, стихов, потешек, разучиваемых на музыкальных занятиях;

-  Приобрести аудиозаписи плюсов или минусов, разучиваемого песенного материала.

2.4  Дидактические игры:

-«Солнышко или дождик» (на различение характера музыки)

-«Тихо-громко» (на различение динамики)

-«Угадай на чем играю» (на развитие тембрового и звуковысотного слуха)

-«Ритмические матрёшки» (на развитие ритмического слуха)

III  Оформить папку с теоретическим материалом :

3.1Консультации для воспитателей:

3.2Консультации для родителей:

3.3  Сценарии музыкальных утренников, проводимых в группе.

 При оформлении музыкально-творческой зоны нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.

 Музыкальная предметная среда должна  соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, стол, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.

В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также в виде пирамидки, в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик.

  Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

Музыкальный уголок можно оформить совместно с другими уголками, например, с речевым или познавательным.

Интересным вариантом оформление является объединение музыкальной и театральной зон.

Можно поместить в музыкальный уголок следующие виды театров:

1.  Театр картинок (Фланелеграф). (Как изготовить) Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично      держаться на фанерке обтянутой фланелью.

С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.

2. Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички). Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев.

3. Настольный театр (русские народные сказки)

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.[15]

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы) :

  1. куклы-неваляшки;
  2. образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  3. игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

1)игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

2)набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;

  1. атрибуты к музыкальным подвижным играм;
  2. флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;
  3. ширма настольная с перчаточными игрушками;
  4. магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  5. поющие и двигающиеся игрушки;
  6. музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада) :

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;

•фланелеграф или магнитная доска;

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

•портреты композиторов;

•иллюстрации из «Музыкального букваря»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.

•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада) :

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;

•портреты композиторов;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.) ;

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков "

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3. Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеодиски). [16]

Требования к содержанию музыкально-театрального уголка

Младшая группа

Плоскостные инструменты

Балалайка

Гармошка

Колокольчик

Барабан с одной палочкой

Погремушка

Трещотка

Кубики

Бубен

Музыкальный молоточек

Свистулька

Дудочка

Неваляшка

Шарманка

Музыкально-дидактические игры

Чудесный мешочек

Птицы и птенчики

Угадай-ка
Кто в домике живет?

Подумай и отгадай

Атрибуты для сюжетных игр

Маски

Иллюстрации

Различные виды театров

Средняя группа

Музыкальные инструменты

Труба

Металлофон

Барабан

Ложки

Гармошка

Музыкально-дидактические игры

Птица и птенчики

Курицы

Веселые дудочки

Узнай свой инструмент

Атрибуты для танцев и сюжетных игр

Платочки

Флажки

Маски

Лесенка (3 ступеньки)

Портреты композиторов в папке (с файлами) «Наши композиторы»

Иллюстрации к музыкальным произведениям

Различные виды театров

Старшая группа

Музыкальные инструменты

Скрипка

Гармошка

Триола

Ксилофон

Цитра

Трещотка

Колокольчики

Музыкально-дидактические игры 

Солнышко и тучка

Песня, танец, марш

Выбери инструмент

Лесенка

Ритмические кубики

Труба

Ритмическое лото

Повтори звуки

Определи по ритму

Волшебный волчок

Музыкальный телефон

Атрибуты для танцев и сюжетных игр

Маски

Иллюстрации

Различные виды театров

Подготовительная группа

Музыкальные инструменты

Аккордеон

Баян (плоскостной)

Арфа

Кастаньеты

Маракасы

Треугольник

Цимбала

Клавиетта

Пианино

Музыкально-дидактические игры

Весело-грустно

Кого встретил колобок?

Разноцветные кубики

Бубенчики

Лесенка-чудесенка

Громкая и тихая музыка

Ритмическое лото

Повтори звуки

Атрибуты для сюжетных игр

Маски

Лесенка (7 ступенек)

Портреты композиторов в папке (с файлами) «Наши

композиторы»

Иллюстрации к музыкальным произведениям

Различные виды театров. [12]

Работа воспитателей с родителями.

Родители не всегда заботятся о создании условий для художественного развития своего ребёнка вообще и музыкального развития в частности, не ощущают "дозу" художественно-музыкальных впечатлений, их эмоционально-эстетической окрашенности, не знают возможности своих детей.

В связи с этим педагогическим коллективам дошкольных учреждений необходимо активизировать свою работу по пропаганде среди родителей вопросов музыкально-эстетического воспитания.

Ежегодно в годовой план должны включаться тематические консультации для родителей, такие как "Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в семье", "Детская музыкальная игрушка", "Какие детские музыкальные инструменты нужны вашему ребёнку", "Песни в вашем доме", "Как организовать просмотр детских передач" и т.д.

Целесообразно сопровождать такие консультации выставками соответствующего содержания, предлагать вниманию родителей папки-передвижки, литературу по данному вопросу.

Кроме консультаций можно использовать такие формы работы с родителями, как родительское собрание (посвященное данной теме), открытое музыкальное занятие, мастер-класс по изготовлению самодельных музыкальных инструментов из "бросового" материала.[14]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчеством детей в музыкальной деятельности.

     Музыкальная  среда  раскрывает  свои возможности   в  процессе  общения  детей  со взрослыми  в   этой  среде.  От  компетентности взрослого, его  доброжелательности  и заинтересованного  отношения  к  детям  зависит, станет  ли  эта  среда  развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности.                 

Ребёнок  и  взрослый  действуют вместе - им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде. Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создаёт  эмоционально –положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей. Им должно быть комфортно в музыкальной среде.

Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников ДОУ. [14]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Роль музыки в повседневной жизни детского сада [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-86100 (дата обращения: 11.03.2017)

2. Музыка в повседневной жизни детского сада [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/F6hVUGBS65Y/2.html [1] (11.03.2017)

3. Гончарова, О.В Теория и методика музыкального воспитания [Текст] - / Богачинская, Ю.С. Гончарова, О.В.: Москва. Издательский центр " Академия" 2014г.

4. Кабалевский, Д.Б Прекрасное пробуждает доброе [Текст] М., 1973, с69

5. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дошкол. педагогика и психология - / А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина, - М.: Просвещение, 1983. -255с.

6. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвии; Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владивос, 1994

7. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. Дошк. Воспитание /И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова, Н.А. Ветлугина, и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. -  270 с.: нот

8.  Музыка в повседневной жизни детского сада [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://lektsii.org/3-5887.html (дата обращения: 11.03.2017)

9. Музыка в повседневной жизни детского сада [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/F6hVUGBS65Y/2.html (дата обращения 11.03.2017)

10. Повалинская Музыкальные занятия и развитие речи, журнал Дошкольное воспитание 1968, №2

11. Музыка и развлечения [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3283397/page:5/ (дата обращения 11.03.2017)

12. Музыкальный уголок в группе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sadpavlovka.ru/muzykalnoe-vospitanie/muzykalnyj-ugolok-v-gruppe. (Дата обращения 18.03.2017)

13. Как оформить музыкальный уголок [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-61308-kak-oformit-muzykalnyy-ugolok#ixzz4b20L3DQs (дата обращения 18.03.2017)

14. Как организовать музыкальный уголок в групповой комнате [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://muzruk.nfdou13.edumsko.ru/articles/kak_organizovat__muzykal_nyj_ugolok_v_gruppovoj_komnate (дата обращения 18.03.2017)

15. Создание музыкального уголка в группе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/14/rekomendatsiya-dlya-pedagogov-doshkolnykh-uchrezhdeniy-sozdanie (дата обращения 18.03.2017)

16.Что должно быть в музыкальных уголках в каждой возрастной группе [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/18770.html (дата обращения 20.03.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фоновая музыка в жизни детского сада.

Фоновая музыка в жизни Детского сада!Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реал...

Консультация для воспитателей детского сада "Музыка в жизни детского сада"

Консультация для воспитателей "Музыка в жизни детского сада"...

Роль и место музыки в быту детского сада

Консультация для родителей, которую можно вывешивать на стенд....

"Роль и место музыки в быту детского сада"

Данная статья раскрывает роль и значение музыки в детском саду....

Роль и место музыки в быту детского сада

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую...

Роль и место музыки в быту детского сада

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую...

Роль и место музыки в быту детского сада.

Роль и место музыки в быту детского сада.  Я часто  слышу от родителей   высказывания: «Какой прок от их песенок?», «Все танцуют, вместо того, чтоб лишний ра...