План по самообразованию "Детское экспериментирование- путь к познанию окружающего мира"
проект (младшая группа)
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Тема очень захватывающая и интересная.Надеюсь этот материал будет полезен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 312.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка- детский сад № 172»
План по самообразованию
воспитателя второй младшей группы
Симоновой Натальи Евгеньевны
Тема:
«Детское экспериментирование —
путь к познанию окружающего мира»
г. Иваново 2021-2022г.г
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема самообразования | Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира |
Цель | Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности |
Задачи |
|
Предполагаемый результат |
|
Форма отчета по проделанной работе |
|
Тема:
«Детское экспериментирование —
путь к познанию окружающего мира»
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.
Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.
Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Цель:
- создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Форма самообразования: индивидуальная
Возрастная группа: вторая младшая группа
Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2022 года
Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
- совершенствование учебно-методического сопровождения;
- внедрение современных технологий в образовательный процесс;
- разработка и внедрение дидактических материалов;
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.
Этапы создания системы работы:
Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Аналитико-диагностический.
- Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)
Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.
- Создать картотеку опытов и экспериментов.
- Оформить и провести консультации для родителей по данной теме.
- Оформить папки-передвижки в родительский уголок.
- Условия реализации.
Обобщающий (итоговый) этап.
- Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
- Свойства воды;
- Удивительный песок
- Воздух и его свойства;
- Твердое тело: камень;
- Свойства бумаги.
Перспективный план:
Раздел плана | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
Работа с детьми | 2021- 2022г. | Разработать перспективное планирование по теме «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» | Цикл занятий, игр Картотека игр, опытов |
Работа с родителями | Сентябрь Октябрь Декабрь Февраль Март | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования «Горячая вода – это опасно» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста» «Эксперименты на кухне» «Опытно-экспериментальная деятельность» «Нам интересно все, что неизвестно» «Опыты, которые можно провести с детьми дома» «Игры с водой и песком. Это интересно!» | Беседы с родителями Беседа по безопасности Консультация Папка-передвижка Консультация Анкетирование родителей Фотовыставка Индивидуальные беседы Консультация |
Работа с педагогами | Ноябрь Февраль Апрель | «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников» «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» «Экспериментирование в младшей группе» | Консультация Семинар-практикум Презентация |
Перспективный план работы с детьми
Занятия | Наблюдения | Игровая деятельность | Экспериментальная деятельность | Материал | ||||
Сентябрь – адаптационный период На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет». | ||||||||
Октябрь Тема «Вода» | ||||||||
«Водичка-водичка» Цель: Закрепление первоначальных представлений о воде, вода может литься, а может брызгать. | «Дождик» Цель: Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность. | Подвижные игры: «Птички и дождик», «Солнышко и дождик» Чтение стихотворения П. Синявского «Дождик». | «Вода прозрачная» Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества. | Лейка, пульверизатор | ||||
«Напоим кукол» Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. | «Лужи» Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи). | Дидактическая игра
«Времена года» «Побродим по лужам». | «Купание куклы Кати» Цель: продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной. | Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце | ||||
Ноябрь Тема «Песок» | ||||||||
«Песочек» Цель: Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. | «Чудесные фигурки» Цель: Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки. | Дидактическая игра «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку» | «Следы» Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Емкость с песком, кувшин с водой | ||||
«Песчинки» Цель: Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | «Сыпучий песок» Цель: Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком. | Дидактическая игра «Фрукты из песка». | «Песочные часы» Показать детям, что сухой песок сыплется. | Емкость с сухим песком, лист бумаги | ||||
Декабрь Тема «Воздух» | ||||||||
«Поймаем воздух» Цель: Дать представление о том, что воздух не виден. | «Ветер» Цель: Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух. | Подвижные игры «Ветер дует нам в лицо»; «Снежинки и ветер» Речевое упражнение «Ветерок». | «Утопим игрушки» Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды. | Пакет, емкость с водой, резиновые игрушки | ||||
«Мой веселый звонкий мяч? Цель: Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха. | «Кораблик плывет по воде» Цель: Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Игры с вертушками, мячами, шарами; Подвижная игра «Красный и синий мячик». | «Сделаем ветерок» Цель: Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха. | Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с нитками, шары, вертушки | ||||
«Буря в стакане» Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды. | «Наблюдение за ветками деревьев» Цель: Формировать умение определять скорость ветра. | «Игры с соломинкой» Цель: Формировать представление о том, что человек дышит воздухом; Хоровод «Раздувайся пузырь» Цель: Способствовать двигательной активности детей. | «Выдувание мыльных пузырей» Цель: Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри. | Стаканы с водой, трубочки для коктейля | ||||
Январь | ||||||||
«Заморозим» Цель: Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. | «Снег» Цель: Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый). | Подвижные игры «Дед мороз», «Берегись, заморожу»
«Снежинки и ветер». | «Плавает-тонет» Цель: Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью. | Небольшие формочки с водой | ||||
«Легкий -тяжелый» Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. | «Снегопад» Цель: Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок. | Дидактические игры «Собери картинку», «Какой» (игра с предметами). | «Твердый - мягкий» Цель: Дать представления о том, что камни твердые. | Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона | ||||
Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед. | ||||||||
Февраль | ||||||||
«Тайны снега и льда» Цель: Расширять представления детей о свойствах снега и льда. | «Тает льдинка» Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле. | Подвижная игра «Снежинки». | «Лед-вода» Цель: Развивать наблюдательность. | Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав | ||||
«Цветные бусы» Цель: Познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета. | «Лед» Цель: Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t). | Подвижная игра «Снег кружится». | «Украшение елочки на участке» Цель: Создать радостное настроение. | Формочки для замораживания воды | ||||
Март Тема «Бумага» | ||||||||
«Бумажные листочки» Цель: Дать представления о том, что бумага легкая. | Лото «Игрушки» Цель: Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина). | «Порвем бумагу» Цель: Дать представление о том, что бумага может рваться. | Лист бумаги, емкость с водой | |||||
«Лодочка, плыви» Цель: Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Подвижные игры Бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками. | «Сделаем ветерок» Цель: Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха. | Таз с водой, бумажные лодочки | |||||
Апрель Тема «Температура» | ||||||||
«Горячо-холодно» Цель: Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов. | «Снежная баба» Цель: Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь (из мокрого снега можно лепить, и, наоборот, в тепле снег тает, в холоде замерзает). | Подвижные игры «Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?» | Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель: Определить температуру воды. | 2 тазика с водой теплой и холодной | ||||
«Чудесный мешочек» Цель: Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее). | «Наблюдение за состоянием погоды» Цель: Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года. | Дидактические игры «Части суток», «Времена года». | «Опыт с металлами и деревом» Цель: Определить температуру воды. | Мешочек с предметами из металла и дерева | ||||
Май Тема: «Свет» | ||||||||
«Солнечные зайчики» Цель: Расширять представления о свете. | «Солнечные зайчики» Цель: Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте | Подвижная игра «Солнышко-ведрышко», Упражнение «Где солнечный зайчик?» Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» | «Солнечный зайчик» Цель: Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении | Зеркала, мольберт, кисти, бумага | ||||
«Что в коробке» Цель: Формировать познавательную сферу ребенка. | «Тень» Цель: Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. | Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток» | «Гуляем в темноте» Цель: Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте. | Волшебная коробочка |
Изучение методической литературы
- «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
- «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.
- «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
- Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-850844-1479207397.jpg)
Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/03/picture-757741-1677816857.jpg)
План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...
Годовой план по самообразованию воспитателя средней «Б» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка младшего возраста средствами эксперимента, пополнять э...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-1261506-1597263796.jpg)
План работы по самообразованию "Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира" (средняя группа)
Актуальность выбранной темы «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» для работы по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/14/picture-1449185-1673690198.jpg)
План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»...
План по самообразованию на 2022-2023г. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
План по самообразованию воспитателя первой младшей группы Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/14/picture-1449185-1673690198.jpg)
План самообразования на 2022-2022 учебный год. Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Цель:создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.Задачи:изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятел...