Программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"
рабочая программа (младшая группа)

Комарова Светлана Евгеньевна

 «Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник

 творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma.docx47.22 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

 

 

 «Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник

 творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

 

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие: координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

 

Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Содержание занятий по каждому разделу составлено с учетом возрастных особенностей детей. При условии систематического и планомерного обучения.

.

 

  1.  Цель и задачи программы

 

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

 

Задачи:

Образовательные:

  • формировать произвольные координированные движения пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формировать практические умения и навыки;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • совершенствовать движения рук;
  • развивать познавательно-психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать речь детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

  1. Особенности программы.

  1.  Возрастная группа.

 Дети  3 - 4 лет

  1.  Периодичность занятий.

 Кружок проводится один раз в неделю.

Продолжительность занятия 15 минут.

  1.  Количество детей.

6 человек

 

  1.  Методы и приемы при организации и проведении занятий.

Для успешной реализации данной программы используются современные методы  и приёмы занятий, которые помогают сформировать у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности:

  • Словесный   метод. Словесные обращения педагога к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
  • Наглядно-действенный метод обучения. В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
  • Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
  • Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей  младшего дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игрой.

2.5. Основные этапы.

Основные этапы занятия:

1. Развитие общей моторики (в том числе создание положительного эмоционального фона).

 2. Самомассаж пальцев рук (пассивная гимнастика).

 3. Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры).

4. Игры с различными предметами и материалами.

5. Продуктивная деятельность.

  1. Ожидаемый  результаты.

К концу учебного года у детей:

  • сформированы произвольные координированные движения пальцев рук, гибкость рук, ритмичность осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • Выявляется улучшение показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
  • Могут справляться со шнуровкой и нанизыванием бусин, шариков на тесьму.
  • Владеют приемами самомассажа рук.
  • Владеют приёмами работы с пластилином, бумагой, песком.
  • Более развита речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки.

  1. Перспективное планирование

Этап занятия

Тема

занятия

Развитие общей моторики

Самомассаж рук

Пальчиковая игра

Игры с предметами и материалами

Продуктивная деятельность

ОКТЯБРЬ

1.

«Осень золотая под зонтом гуляет»

Жестовая игра «Тук, тук…»

(картотека)

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Осень»

(картотека) 

Игра с прищепками

«Дождик»

Рисование отпечатками листьев «Осенний листочек»

2.

«Овощи с огорода»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Квасим капусту»

Упражнение «Помоги

Золушке» рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

Рисование по трафарету «Морковь» (штриховка)

3.

«В лес пойдём, да грибок найдём»

Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

П/г «Грибы»

(картотека)

Знакомство

с солёным тестом, упражнение «Здравствуй тесто»

Аппликация из солёного теста

«Грибная поляна»

4.

«Листопад»

Самомассаж ладоней «Я катаю мой орех» (с помощью грецкого ореха)

П/г «Осень»

(картотека)

«Осеннее дерево» - складывание из счетных палочек.

Рисование пальчиками «Листопад»

НОЯБРЬ

5.

«Игрушки»

Жестовая игра «Это я!»

(картотека)

Самомассаж ладоней расческами для волос «Гладила мама-ежиха ежат»

П/г «Есть игрушки у меня»

(картотека)

Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание «комочков» бумаги, с нарисованными на ней игрушками.

Рисование на манке

«Неваляшка»

6.

«Одежда»

Самомассаж ладоней  

расческами для волос «Гладила мама-ежиха ежат»

П/г «Стирка» (картотека)

«Пуговицы перепутались» - разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

Игра «Веселые пальчики» -

завязываем узелки, бантики.

Рисование ватной палочкой «Платье в горошину»

7.

«Птицы»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

П/г «Десять птичек стайка»

(картотека)

Игра «Накорми птичку» (перебирание семян).

«Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов.

Лепка «Зернышки для птички»

8.

«Посуда»

Самомассаж ладоней «Ежик» (с помощью массажного мячика)

П/г «Посуда»

(картотека)

Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам.

Упражнение «Конфеты к чаю» из бумаги сминаем

комочки и складываем в

вазочку.

Лепка  «Чайный сервиз»

                                         ДЕКАБРЬ

9.

«Ёжик»

Жестовая игра

«Как на горке - снег, снег» (картотека)

Растирание «Ручки греем»

П/г «Ёжик-ёжик колкий»

(картотека)

Игра с прищепками «Иголки для ежа»

Лепка «Ёжик»
(иголки семечки)

10.

«Снегирь»

Растирание «Ручки греем»

П/г «Птичья кормушка»

(картотека)

Игра «Накорми птичку» (перебирание семян).

«Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов.

«Снегирь» - аппликация методом обрыва цветной бумаги.

11.

«Дед Мороз»

«Елочка  – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук зубными щётками.

П/г «Дедушка Мороз» 

(картотека)

Сухой бассейн «Найди снеговика»

Аппликация из ваты  «Борода Деда Мороза»

12.

«Новогодняя Ёлочка»

«Елочка  – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук зубными щётками.

П/г «Дедушка Мороз» 

(картотека)

Игра с прищепками «Иголки для елки»

Лепка из солёного теста по трафарету «Новогодняя Ёлочка»

ЯНВАРЬ

1 неделя - каникулы

14.

«Снеговик»

Жестовая игра

«Мы погреемся немножко» (картотека)

Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок»

П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека)

Игра «Снежки» (кинестетический песок)

Аппликация из ватных дисков «Снеговик»

«Варежка»

Растирание мятой бумагой «Раскатаем мы снежок»

П/г «Маша варежку надела» 

(картотека)

Игра «Соберём бусинки от варежки»

Лепка «Украсим варежку»

15.

«Снегопад в лесу»

«Елочка  – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук зубными щётками.

П/г «Мы во двор пошли гулять» (картотека)

Игра «Бумажные снежки»

Обрывная аппликация «Снегопад в лесу» 

                                             ФЕВРАЛЬ

17.

«Машина»

Жестовая игра «Тук, тук…»

(картотека)

Поглаживание «Киска брысь» 

П/г «1,2,3,4,5»

7, с.28

Игра «Собери груз для больших и маленьких машин»

(фасоль, горох)

Рисование «Колёса для машины»

18.

«Зайчик рыбалке»

Поглаживание «Киска брысь» 

 П/г «Рыбка» (картотека)

Игра  с водой «Поймай рыбку»

 «Цветная водичка» - игра с пипеткой на смешивание красок.

19.

«Домик для Зайчика»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Дом» (картотека)

Игра «Лабиринт» игровая ситуация «Помоги зайчику добраться домой»

Аппликация из геометрических фигур «Дом»

20.

«Праздничная рубашка»

Самомассаж ладоней «Шишка» (с помощью шишки)

П/г «Аты - баты шли солдаты…» (картотека)

Сухой бассейн «Найди игрушку».

Фигурки из счетных палочек «Танк», «Флажок».

Аппликация

«Праздничная рубашка»

                                    МАРТ

21.

«Бусы для мамы»

Жестовая игра «Солнышко»

(картотека)

Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем»

П/г «Семья» (картотека)

Игра с макаронами «Бусы»

 Рисование пробками

«Бусы для мамы»

22.

«Мимоза»

Растирание «Карандаш катаем, ручки растираем»

П/г «Тюльпан» (картотека)

Игра с мозаикой «Сложи цветок»

Поделка из салфеток

«Мимоза»

23.

«Блины и пироги»

Самомассаж ладоней расческами для волос «Гладила мама-ежиха ежат»

П/г «Пирожки»

(картотека)

Игра «Я пеку, пеку, пеку…» (солёное тесто)

Лепка из соленого теста «Блины и пироги»

24.

«Домашние животные»

Самомассаж ладоней  

расческами для волос «Гладила мама-ежиха ежат»

П/г «Петушок»

(картотека)

Упражнение «Животные хотят пить» - переливание воды с помощью ложки, пипетки.

Рисование «Хвост для коня»

                                           АПРЕЛЬ

25.

«Весна идёт – весне дорогу»

Жестовая игра «Дождик лей, лей, лей»

(картотека)

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

П/г «Весна» (картотека)

Игры с водой «Достань игрушку ложкой»

Рисование пальчиками «Весенняя капель»

26.

«Весенняя капель»

Растирание «Крепко пальчики сожмем»

П/г «Дождик» (картотека)

Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?»

Игра - экспериментирование «Веселая пипетка» - работа с водой и

пипеткой.

27.

«Жираф»

Растирание «Мы точили карандаш»

П/г «У жирафа пятна…» (картотека)

Упражнение «Веселые ладошки» завязывание узелков, бантиков.

Рисование ватной палочкой «У жирафа пятна»

28.

«Весеннее солнышко»

Растирание «Мы точили карандаш»

П/г «Здравствуй, солнце золотое» (картотека)

Игра с прищепками «Солнышко».

Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.

Лепка «Солнышко» (размазывание)

                                    МАЙ

29.

«У  Кати именины»

Жестовая игра «Как живёшь?» 7, с.85

Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

П/г «Конфеты» (картотека)

 Игры с рваной бумагой «Разноцветные конфеты»

Лепка «Конфеты»

30.

«Одуванчик»

Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

П/г «Тюльпан» (картотека)

Упражнение «Веселые ладошки» завязывание узелков, бантиков.

«Весенние цветы одуванчики» - рисование ватными палочками.

Рисование ладошками «Цветы»

31.

«Бабочка»

Самомассаж пальцев рук бусинами.

П/г «Паучок» (картотека)

Мозаика  «Лети, бабочка»

Песочная

аппликация

«Бабочка»

32.

«Гусеница»

Самомассаж пальцев рук бусинами.

П /г «Паучок» (картотека)

Игра «Прятки» (насекомые, сухой бассейн) 

Лепка из солёного теста «Гусеница»

  1. Литература
  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
  2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 - 64с.
  3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 - 64с.
  4. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 - 64с.
  5. Картотека «Жестовые игры и физкультминутки для малышей»
  6. Савельева Е.А. Пальчиковые игры в комплексе с логопедическими упражнениями для детей от рождения до 6 лет. – М.: Школьная пресса, 2011. – 64с.
  7. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Санкт – Петербург 1997г.
  8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М,: 2007. – 186с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"

План-программа кружка по развитию мелкой моторики пальцев рук "мастерская самоделкина"...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

Программа кружка по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей 2 группы «Ловкие пальчики»

Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делат...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики»

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Умные пальчики» дает воспитателю возможности для успешной работы с детьми раннего возраста по развитию сенсорики и мелкой моторики...

Программа кружка по развитию мелкой моторики "Гибкие пальчики" для детей 2-3 лет

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальце. Чем больше уверенности в движения детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче ...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики" для детей 3-4 лет

Рабочая программа кружка «Умелые пальчики»по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет....