«Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры».
консультация (младшая группа)

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры».

Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия. Забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты  взаимного уважения и «лада» в семье. И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.

Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.  Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы.

 Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях.  Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство  —  это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Ведь русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей имеют фольклорные произведения.

Фольклор – одно из действенных средств, таящий такие огромные дидактические возможности. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Очень важно научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа, представляющая собой одно из средств народной педагогики. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего, особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Под малыми фольклорными формами мы подразумеваем – сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки.

Потешка – это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

Пестушка – происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Вот проснулись! Потянулись!

С боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки!

Где игрушечки, погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Прибаутки – стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Капустку нашёл,

— Сидит, грызёт.

Ай, кто-то идёт!

Туру-туру-туру-ру!

Во сыром тёмном бору

Сидит филин на дубу

Да играет во трубу.

Во трубоньку, во трубу:

Бу-бу-бу-бу!

Мальчик-пальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Заклички – это песни заклинания, песни просьбы, пожелания. Закликать – звать, просить, приглашать, обращаться.Один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

Водичка водичка,

Умой мое личко!

Чтоб глазенки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Дождик, дождик,

Кап, кап, кап,

Замочи дорожки,

Все равно гулять пойдем.

Мама, дай галошки!

Приговорки – интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям.

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, настраивает ребенка уважительно природе. Ребенок воочию видит, каково назначение природного явления, его здоровая, живая красота. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.

Обращаясь к птицам во время весеннего и осеннего перелета, ребенок учится прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное природное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.

Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их.

Ветер-ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались частыми. «Частушка», - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И.Симаков, - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».

Ой, березонька-березка,

Раскудря-кудрявая!

Хороша, ты речка наша.

Речка величавая!

Мы с веселой песней дружим.

Все по-русски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Эх, со сметаной хлеб едим!

Пословицы – краткое народное изречение с назидательным смыслом.В них оценивают жизненные позиции, где высмеивают недостатки и восхваляют положительные качества.

"Не надобен клад, коли в семье лад"

"Одна у человека мать, одна у него и родина"

"Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа."

"Живёшь на стороне, а своё село всё на уме"

Поговорка – часто имеет юмористический характер. Из простейших поэтических произведений, это – не отвлечённая формула идеи, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (например, «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).

Загадки - форма словесного народного творчества. При разгадывании их, ум ребенка сопоставляет, сравнивает и ищет ответ (морковь-земля; капуста-лист; темница, одежда).

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле. И в наши дни ребята сами могут ее переделать. Рассказывая сказку, которая не совсем получается, ребенок переделывает ее снова, получается очень забавно. В сказках показаны образы разной природы, люди, быт. Герои сказок одеты в русские народные костюмы. Поэтому дети младшего возраста могут видеть и называть элементы костюма - сарафан, лапти, сапоги, фартук и т.д., а также участвовать в сказке. Они обогащают свою речь и могут представить себя тем или иным героем, подражать ему. Знакомясь с этими сказками, дети начинают сравнивать, анализировать, рассуждать и узнавать о жизни, быте и культуре, обогащают свою речь новыми словами.

Поэтической ценностью нашего народа является словесное народное творчество. Припевки, приговорки использовали издавна для воспитания детей, особенно самых маленьких, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т.д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т.д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Такие малые формы фольклора, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки, позволяют развить речь ребенка, воспитывают любовь к родному краю и дают представление о культуре русского народа.

Заключение Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Список используемой литературы:

1. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой – М:ТЦ Сфера, 2013

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева – СПб, 1999

3. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина-Волгоград: Учитель, 2013

4. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративным рисованием, лепкой, аппликацией москвичей дошкольников. / Грибовская А.А.

5. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством / И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина – СПб: Издательство «Детство – Пресс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор -как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры "

         Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Сохранить человечность в наших детях, ...

Приобщение детей раннего возраста к истокам народной культуры посредством фольклора»

Федеральный государственный образовательный стандарт   ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные  и культурные це...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Во всех основных современных общеобразовательных программах представлены задачи и содержание работы в данном направлении.Содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под реда...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...