Играем с ребенком
консультация

Сметанина Ольга Владимировна

Ведущий вид деятельности ребенка, это игра. Сюжетно-ролевая игра состоит из воспроизведения действий взрослого. И наша задача ненавязчиво вести "обучение" культуре взаимоотношений, прививать уважение к труду и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_rebenkom.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Играем с ребенком

В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

Игра – ведущий вид деятельности ребенка. Выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные нормы, как вести себя в обществе. Ребенок переноситься из повседневности: применяет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.

     Воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из способностей человеческого ума - способность к оперированию знаками и символами.

Первоначально сюжетно-ролевая игра состоит из воспроизведения действий взрослого, увиденного ребенком в повседневной жизни – кормит куклу, расчесывает ее, укладывая спать, поет колыбельную.

Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу и т.др. Но один и тот, же сюжет может быть разыгран по-разному. Взрослому можно ненавязчиво спросить разрешения, что б включаться в игру. А лучше всего, если ребенок начал играть, а Вы присоединяетесь к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например:

-Здравствуйте, доктор. Вы не посмотрите дочку? Она жалуется на боль в руке...

Не распоряжаться и не объяснять ребенку, что он должен, а чего не должен делать.

Включаясь в игру, вы тем самым будете содействовать тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Если ребенок не посещает детский сад важно организовывать такие совместные игры, находить для него товарищей. Научить детей объединяться для совместной игры - задача родителей, и решить ее можно уже известным способом - приняв участие в происходящем. Обратите внимание, что трехлетние дети самостоятельно не сумеют затеять коллективную игру. Оставив их наедине и войдя через 15 минут в комнату, вы, скорее всего, застанете такую картину. Маша играет со своей любимой куклой, а Соня собирает конструктор. Хорошо если дело не дойдет до конфликта из-за игрушек.

Объедините их игры:

- Соня давай сделаем кресло и стол для Машиной куклы…Маша, можно нам помощь тебе накрыть на стол? Будем угощать твою куклу чаем…                                                                  

Игровые действия вовсе не должны быть похожие на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить эти действия, и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. В этом помогут игры-занятия на темы: «Что я делаю?». Взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты ешь, пьешь…», «ты едешь на машине»). «Покажи, как...». Показывает действия ребенок, а взрослый отгадывает.

Игрушки в сюжетно-ролевых играх выполняют разнообразные игровые действия. Но предпочтительней, с точки зрения умственного развития, неоформленный игровой материал, т.е. игрушки-заменители. Умение увидеть в одной и той же палочке термометр, расческу, карандаш, удочку, трубу и даже лодочку - важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения. Например:

*Вот твой стульчик. Давай он будет у нас машиной. А еще? Самолетом...пароходом…

*Зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а закроем лошадка, ружье и т.д.

На первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать сам.

В дошкольном возрасте взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителя и специалистов. Такие деловые игры направлены на формирование культуры общения и отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны, понимать, что важны не только начальники, директора, но и каждый член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и слаженность в работе коллектива – залог успешной работы. Деловые игры старших дошкольников требуют умения действовать слаженно: «Школа», «Детский сад»,  «Спасательная бригада» и др. Для младших и средних дошкольников, например: «Парикмахерская», «Магазин», «Почта», «Автобус».

Игры могут разделиться по интересам для мальчиков, например «Строители», и девочек «Парикмахерская». Со старшими необходимо организовать совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировать представление о важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от половой принадлежности. В играх «Семья», «Встреча гостей», «Идем в гости» дети примеряют различные возрастные роли (дети, родители, тети, дяди, бабушки, дедушки и др.), развивают культуру общения с взрослыми.  Напоминать в процессе игры, что домашние дела выполняются всеми членами семье и помогают друг другу.

Большую роль имеет оформление игровой среды, изготовление атрибутов. Не обязательно покупать, например детскую кухню. Придумайте и изготовьте вместе с детьми из подручного материала. Например, коробки обклеить или раскрасить, дети с удовольствием выполняют данную работу

Изготавливайте некоторые игрушки для ребенка своими руками - машинки, куклы и наряды для них, мягкие игрушки.

Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы играли со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры.

Наблюдайте за играми ребенка дома, рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.

Ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля, тарелка и т.д.? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как спокойно («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я тебе помогу»).

Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре. Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.

Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.

В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой - доброй или злой?»).

Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).

Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?»).

Сопереживайте чувствам детей в играх.

Надеемся, наши рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.

                                    C:\Users\пк\Downloads\venz4.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В какие игры играть с ребенком в песочнице?

Многие педагоги отмечают важность занятия ребенка с песком. Игры в песок развивают у детей моторику рук,которая в свою очередь связана с речевым центром; помогают развивать коммуникативные навыки. Игр...

"В какие игры можно играть с ребенком дома"

Консультация для родителей...

Во что играть с ребенком на улице? Простые и доступные подвижные игры на улице для детей от 2 до 3 лет.

Догонялки.Догонялки – эта одна из самых любимых детских игр. Чтобы малышу в 2 года было интересно в них играть, догонялки должны быть ролевыми.Мама может стать котом, а малыш мышкой. А еще ...

Играем с ребенком в музыкальные игры

презентация консультации для родителей...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 21 "Музыкальные игры с ребенком дома".

Уважаемые родители! В этом занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры, в которые вы можете играть вместе с детьми дома. Игра-оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на разв...