Моделирование развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы.
материал

В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях. Раскрываются основные направления ее изучения в контексте концептуальных идей Государственной учебной программы, выделяются факторы, учет которых позволяет повысить качество проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Целью исследования стало изучение ключевых показателей оценки качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций, в условиях модернизации системы дошкольного образования. Методологической основой исследования являлись идеи гуманитарного, субъектного, средового, деятельностного и компетентностного подходов. Основным методом исследования становится сравнительный анализ существующих подходов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста, установление ключевых факторов, определяющих ее качество. Полученные результаты исследования содержат системный анализ качества развивающей предметно пространственной среды дошкольных организаций,  определяют тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, позволяют выделить ключевые параметры качества среды, соответствующей культурно историческим ценностям, национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности. Исследование позволяет определить существующие практики проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях, предложить для реализации идеи художественно-эстетического подхода к оформлению и наполнению предметного пространства дошкольной организации, позволяют осмыслить характеристики развивающей предметно-пространственной среды, в современных условиях развития  дошкольного образования, определить ее инновационные тенденции для решения задач позитивной социализации и индивидуализации современных дошкольников. Ключевые слова: предметно-развивающая среда, Государственная программа дошкольного образования, моделирование предметно-развивающей среды, принципы предметно-развивающей среды. Современные основные принципы создания предметно-развивающей среды Государственная программа, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также при проведении режимных моментов. Предметно пространственная развивающая среда должна быть обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Содержание предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации, согласно Государственной программе, должно соответствовать культурно-историческим ценностям: национальным и региональным традициям; особенностям, обусловленным природой, климатом; спецификой производственной жизни местности; содержание среды должно закладывать основы первичного мировоззрения, способствовать успешной социализации ребенка.   Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями Государственной программы дошкольного образования. Очень важно, что психологический комфорт, атмосфера уюта в группе – это гарантия того, что ребенок быстро освоится в новой группе и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать принципы ее построения. В дошкольной образовательной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель. Содержательная насыщенность среды призвана обеспечить все виды детской активности, исходя из специфики образовательной программы. При моделировании предметно-развивающей среды рекомендуется разработка минимального стандарта оснащения по областям развития ребенка, с указанием спецификации перечня игрушек и оборудования, которые должны быть представлены в традиционной возрастной классификации. Это позволит облегчить педагогу выбор развития предметно-пространственной среды для своей группы, особенно если это разновозрастная группа или группа кратковременного пребывания различной направленности, из дифференцированного возрастного перечня и максимально исключить повторяемость предметно-пространственной среды в смежных возрастах, что является реализацией принципа вариативности и сменяемости, т.к. вариативность, в соответствии с требованиями Государственной программы, предполагает периодическую частичную сменяемость игрового материала, появление новых или забытых детьми игрушек и пособий (Вариативность развития предметно-пространственной среды одновременно проявляет себя в двух аспектах: Первый аспект представлен наличием различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Кроме того, педагогу тоже предоставляется возможность выбора методического обеспечения для организации любой детской деятельности. Второй аспект предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих разнообразную детскую активность. Вариативность обеспечивает такое неотъемлемое свойство среды, как разноуровневость. Именно вариативность позволяет выстраивать вектор развития для каждого ребенка с учетом его индивидуального развития. Эта позиция акцентирует процессуальную составляющую, то есть педагогическую технологию. При организации развивающей предметно-пространственной среды она прослеживается в идентичных играх и пособиях, одинаковых по смысловому назначению, но разных по уровню сложности развивающих задач. Важно также отметить, что вариативность проявляется в разнообразии материалов, из которых изготовлены элементы среды. Это дерево, высококачественный пластик, резина, поролон, разные виды тканей, металл, качество и безопасность которых подтверждаются соответствующими сертификатами. Такое разнообразие исходных материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного развития. При моделировании развивающей предметно-пространственной среды педагогам и руководителям дошкольных образовательных организаций совместно с родителями можно применять различные подходы. Один из таких подходов связан с применением проектного метода, целью которого является разработка дизайн-проекта. Создавая дизайн-проект предметно-развивающей среды группы, рекомендуется учитывать также инклюзивную направленность. В соответствии с Государственной программой, предусмотрена образовательная деятельность для детей с особыми потребностями, где должна осуществляться поддержка ребенка и, соответственно, должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда с учетом их потребностей. Среда должна быть построена так, чтобы максимально помочь детям с особыми потребностями реализовать свой образовательный потенциал. При этом должны быть обеспечены: охрана и укрепление здоровья;  учет возрастных особенностей; коррекция недостатков развития; возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых; двигательная активность дошкольников; возможности для уединения; интегративность образовательных областей, могут использоваться и в ходе реализации других областей);  педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды; возможность самовыражения воспитанников;  транспортируемость – возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, стабильность и динамичность предметного окружения; сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.  (Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.  При моделировании предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы, предусмотрены следующие развивающие игры: «Строительство, конструирование и математика», «Сюжетно-ролевые игры и драматизация»,  «Строительство, конструирование и математика» способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. «Сюжетно-ролевые игры и драматизация» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, куклы национальных героев узбекского этноса, различные виды театра – кукольный, пальчиковый, настольный, теневой. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия. «Язык и речь» – в шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, психологической разгрузки, где можно предусмотреть небольшую детскую библиотеку. Данный центр располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно положиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире в конечном счете обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и др., а также лабораторное оборудование – все это вызывает у дошкольников особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов, и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. Также у детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем доступными дошкольнику средствами. Педагогу необходимо подобрать растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В данном центре уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними. Здесь также можно предусмотреть атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.   действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. А воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Так же можно предусмотреть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ. Материалы необходимо рассортировать и в места их хранения повесить соответствующие картинки, чтобы дети знали, где их взять, куда их убрать. Материалы в центрах следует менять, чтобы они отражали интересы детей, темы или проекты, над которыми работают дети в настоящее время. Следует перечислить – при участии детей – правила и привычные рутинные действия (включая уборку) для работы в разных центрах. Помимо этого, детей следует вовлекать в планирование и создание новых центров, а также в добавление новых занятий, бутафории и т.д. в уже существующие центры. Выводы и рекомендации Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольной образовательной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Моделирование предметно-пространственной развивающей среды предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а также развитие интереса родителей к указанное дошкольное образование.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование развивающей предметно пространственной   среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы.                                                                                                             В статье представлены результаты национального исследования, посвященного комплексному изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях. Раскрываются основные направления ее изучения в контексте концептуальных идей Государственной учебной программы, выделяются факторы, учет которых позволяет повысить качество проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Целью исследования стало изучение ключевых показателей оценки качества развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций, в условиях модернизации системы дошкольного образования. Методологической основой исследования являлись идеи гуманитарного, субъектного, средового, деятельностного и компетентностного подходов. Основным методом исследования становится сравнительный анализ существующих подходов к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольных организаций. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста, установление ключевых факторов, определяющих ее качество. Полученные результаты исследования содержат системный анализ качества развивающей предметно пространственной среды дошкольных организаций,  определяют тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, позволяют выделить ключевые параметры качества среды, соответствующей культурно историческим ценностям, национальным и региональным традициям, особенностям, обусловленным природой, климатом, спецификой производственной жизни местности. Исследование позволяет определить существующие практики проектирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях, предложить для реализации идеи художественно-эстетического подхода к оформлению и наполнению предметного пространства дошкольной организации, позволяют осмыслить характеристики развивающей предметно-пространственной среды, в современных условиях развития  дошкольного образования, определить ее инновационные тенденции для решения задач позитивной социализации и индивидуализации современных дошкольников. Ключевые слова: предметно-развивающая среда, Государственная программа дошкольного образования, моделирование предметно-развивающей среды, принципы предметно-развивающей среды. Современные основные принципы создания предметно-развивающей среды Государственная программа, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также при проведении режимных моментов. Предметно пространственная развивающая среда должна быть обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Содержание предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации, согласно Государственной программе, должно соответствовать культурно-историческим ценностям: национальным и региональным традициям; особенностям, обусловленным природой, климатом; спецификой производственной жизни местности; содержание среды должно закладывать основы первичного мировоззрения, способствовать успешной социализации ребенка.   Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями Государственной программы дошкольного образования. Очень важно, что психологический комфорт, атмосфера уюта в группе – это гарантия того, что ребенок быстро освоится в новой группе и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать принципы ее построения. В дошкольной образовательной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель. Содержательная насыщенность среды призвана обеспечить все виды детской активности, исходя из специфики образовательной программы. При моделировании предметно-развивающей среды рекомендуется разработка минимального стандарта оснащения по областям развития ребенка, с указанием спецификации перечня игрушек и оборудования, которые должны быть представлены в традиционной возрастной классификации. Это позволит облегчить педагогу выбор развития предметно-пространственной среды для своей группы, особенно если это разновозрастная группа или группа кратковременного пребывания различной направленности, из дифференцированного возрастного перечня и максимально исключить повторяемость предметно-пространственной среды в смежных возрастах, что является реализацией принципа вариативности и сменяемости, т.к. вариативность, в соответствии с требованиями Государственной программы, предполагает периодическую частичную сменяемость игрового материала, появление новых или забытых детьми игрушек и пособий (Вариативность развития предметно-пространственной среды одновременно проявляет себя в двух аспектах: Первый аспект представлен наличием различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Кроме того, педагогу тоже предоставляется возможность выбора методического обеспечения для организации любой детской деятельности. Второй аспект предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих разнообразную детскую активность. Вариативность обеспечивает такое неотъемлемое свойство среды, как разноуровневость. Именно вариативность позволяет выстраивать вектор развития для каждого ребенка с учетом его индивидуального развития. Эта позиция акцентирует процессуальную составляющую, то есть педагогическую технологию. При организации развивающей предметно-пространственной среды она прослеживается в идентичных играх и пособиях, одинаковых по смысловому назначению, но разных по уровню сложности развивающих задач. Важно также отметить, что вариативность проявляется в разнообразии материалов, из которых изготовлены элементы среды. Это дерево, высококачественный пластик, резина, поролон, разные виды тканей, металл, качество и безопасность которых подтверждаются соответствующими сертификатами. Такое разнообразие исходных материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного развития. При моделировании развивающей предметно-пространственной среды педагогам и руководителям дошкольных образовательных организаций совместно с родителями можно применять различные подходы. Один из таких подходов связан с применением проектного метода, целью которого является разработка дизайн-проекта. Создавая дизайн-проект предметно-развивающей среды группы, рекомендуется учитывать также инклюзивную направленность. В соответствии с Государственной программой, предусмотрена образовательная деятельность для детей с особыми потребностями, где должна осуществляться поддержка ребенка и, соответственно, должна быть создана предметно-пространственная развивающая среда с учетом их потребностей. Среда должна быть построена так, чтобы максимально помочь детям с особыми потребностями реализовать свой образовательный потенциал. При этом должны быть обеспечены: охрана и укрепление здоровья;  учет возрастных особенностей; коррекция недостатков развития; возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых; двигательная активность дошкольников; возможности для уединения; интегративность образовательных областей, могут использоваться и в ходе реализации других областей);  педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды; возможность самовыражения воспитанников;  транспортируемость – возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, стабильность и динамичность предметного окружения; сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.  (Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.  При моделировании предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в контексте Государственной учебной программы, предусмотрены следующие развивающие игры: «Строительство, конструирование и математика», «Сюжетно-ролевые игры и драматизация»,  «Строительство, конструирование и математика» способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещается в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. «Сюжетно-ролевые игры и драматизация» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, куклы национальных героев узбекского этноса, различные виды театра – кукольный, пальчиковый, настольный, теневой. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия. «Язык и речь» – в шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, психологической разгрузки, где можно предусмотреть небольшую детскую библиотеку. Данный центр располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно положиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире в конечном счете обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и др., а также лабораторное оборудование – все это вызывает у дошкольников особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, алгоритмы проведения опытов, и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. Также у детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем доступными дошкольнику средствами. Педагогу необходимо подобрать растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В данном центре уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними. Здесь также можно предусмотреть атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.   действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. А воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Так же можно предусмотреть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ. Материалы необходимо рассортировать и в места их хранения повесить соответствующие картинки, чтобы дети знали, где их взять, куда их убрать. Материалы в центрах следует менять, чтобы они отражали интересы детей, темы или проекты, над которыми работают дети в настоящее время. Следует перечислить – при участии детей – правила и привычные рутинные действия (включая уборку) для работы в разных центрах. Помимо этого, детей следует вовлекать в планирование и создание новых центров, а также в добавление новых занятий, бутафории и т.д. в уже существующие центры. Выводы и рекомендации Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольной образовательной организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Моделирование предметно-пространственной развивающей среды предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а также развитие интереса родителей к указанное дошкольное образование.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной  образовательной  организации»...

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

Организация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО

Статья об организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, опубликованная в журнале "Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения"...

Статья Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Предметно-пространственная среда группы детского сада выполняетразвивающую, информационную и стимулирующую функции. Сама по себе она существовать не сможет, а лишь с помощью детей и взрослых, которые ...

Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с учетом рекомендаций ФГОС ДО"

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реа...